ДИАС ВАЛЕЕВ



                      - прозаик, драматург, философ, аналитик современной и древней истории,
                       основатель и вестник новой религиозной идеи, Новый Учитель



Вернуться:

Главная страница


Написать письмо

DiasValeev@yandex.ru




Книга 1: Третий человек, или небожитель




1. Интервью, взятое у себя самого

2. Второе предисловие, или строки из послания к человеку реальной власти

3. Последнее предисловие

4. Три лика

    Странные люди, или третий человек
    Пятое Евангелие, или Жажда идеального

      1   2   3   4   5

    Штрихи к портрету обитателя макромира, или Второй вариант жизни
    "Венчается раб Божий" (Первый человек)
4. Обозрение целого

    Голоса веков

Книга 1 (продолжение): Третий человек, или небожитель


5. Обозрение целого

6. Седьмой Бог, или пятьдесят философских параграфов

7. Обратная связь


Книга 2: Истина одного Человека, или Путь к Сверхбогу



0. Первое объяснение

1. Кто мы?

2. Реванш микро-я

3. Тест для народа

4. Кто мессия?

5. Идеальное зеркало

6. Где мы?

7. Три уровня - три культуры

8. Он вознесется, как дивный цветок

9. Новая философия

10. Вперед - к старым Богам?

11. Совершенные ли?

12. О Христе, или Богочеловеке

13. Возможность невозможного

14. Аномальное - нормально

15. Бог, Антибог, числа Фибоначчи

16. В железной власти ритма

17. "Нет и краев у нее..."

18. "Просит жизнь..."

19. Седьмой ответ

20. "Не материальные силы, не деньги, не меч..."

21. Сокровенное от Диаса

22. Я - человек, принесший весть о Сверхбоге.


Книга 3: Мысли о едином
(Философские записки)



Еще одно предисловие

1.     2.     3.     4.     5.     6.

7.     8.     9.     10.     11.


Summary



Summary


Уверенность в Невидимом

Трехкнижие


     "Уверенность в Невидимом" - титаническая и дерзкая попытка известного писателя и философа Диаса Валеева основать новую универсальную общепланетарную религию и панфилософию. Автор претендует на создание нового учения о человеке и Боге.
     В трехкнижие вошли в переработанном виде ранее опубликованные отдельными изданиями роман-эссе "Третий человек, или Небожитель", книга проповедей "Истина одного человека, или путь к Сверхбогу", а также философские записки "Мысли о Едином", изданные впервые.


Краткая аннотация Татарского книжного издательства
к книге "Уверенность в Невидимом"





О Диасе Валееве как вестнике новой религиозной идеи

***


      Новая книга, о которой пойдет речь, уверен, снова станет поводом нападок и издевок в адрес этого ненормативного человека. Ведь теперь он вступает в бой не за литературные идеалы, не за политические высоты. На этот раз он объявляет себя вестником новой религии, универсалистского философско-религиозного учения, которому сам же и название придумал - диасизм.


      В основе диасизма лежат три взаимосвязанные концепции. Во-первых, это утверждение о трех типах человека: микро-человеке (тип мещанина, погруженного в быт, все заботы которого связаны с приспособлением и выживанием), макро-человеке (тип сознания, характерный для носителей группового эгоизма - классового, партийного, национального) и мега-человеке. "Мега-я" осознает себя гражданином всей планеты, даже Вселенной. Только в этом состоянии возможно, по утверждению Валеева, общение со Сверх-Богом, только мега-человек способен стать лицом, сотворящим с Богом.
      Эту же классификацию автор применяет и по отношению к человеку в целом, его истории, культуре и искусству. И все-таки главное в данном учении: призыв к каждому из нас - открыть в себе мега-человека, отрешиться от мещанских, клановых интересов, выработать в сознании критерии общечеловеческого, вселенского масштаба.
      Наконец, в третьих, религиозный аспект диасизма также основывается на принципе троичности. Микроуровню здесь соответствует понятие "He-Бог" (или попросту Дьявол). К макроуровню Диас Валеев относит старые религиозные представления - ислам, христианство, буддизм, иудаизм и так далее. Впрочем, истинности данных религией он не оспаривает, подчеркивая региональность, обособленность, временный характер этих вероучений. Свое же учение он называет религией Сверх-Бога, который соответствует мегауровню Божественного Абсолюта, учением о Боге для всех.


      Что это - гордыня самозванства? Или и вправду дар пророчества? Думаю, никто не даст ответа. Очевидно лишь одно: решимость писателя пойти - ради истины - в одиночку против всех. И название этому - либо безумие (по понятиям микро-человека), либо подвиг


      Впрочем, в высказываниях и доводах автора встретишь и немало противоречивого, спорного. Этого не отрицает и сам Валеев, он готов спорить, отстаивать свою правоту. Книга в своей основе полемична, а значит, предполагает дискуссионность.


      Хочется Валееву быть пятым вестником, пусть будет, Во всяком случае, будет приятно, если он окажется прав, утверждая, что Казань станет центром новой всемирной религии, как до этого стали Иерусалим, Мекка..., Нью-Васюки.


      Думаю, эту книгу ждут три возможных пути. Первый, предсказанный самим автором, - путь медленного, но неуклонного распространения диасизма по всему свету. Второй, более вероятный, - путь "голгофный", когда автор, не понятый никем, будет всеми осмеян и забыт. Наконец, третий - самый нежелательный. Когда отпечатанный тираж останется нераспространенным и нераскупленным, когда "Истину одного человека..." просто никто не захочет услышать.
      Бог рассудит...


Из статьи Александра Воронина «Диасизм»
( "Молодежь Татарстана", 1994.03.18.)


***

      Неоднозначные оценки - от восторга до поношений, - по-видимому, и дальше будет вызывать религиозно-философский труд Диаса Валеева "Уверенность в невидимом".
      Книга многократно выходит за рамки всех существующих схем, систем, подходов и учений о Человеке и Боге. В этом и ее преимущество, и определенная опасность.
      В первой части "Третий человек, или Небожитель" автор в форме эссе излагает учение о сверх-, или мегачеловеке, способном стать представителем всего человечества планеты Земля. Кто этот человек? Существо, обладающее более вооруженными силами, способами самоутверждения в борьбе за превосходство, а может, даже зверо- или машиноподобное существо? Нет, это человек, который оказывается способен подняться выше своего личного эгоизма на ступень сверхчеловеческую. Его воля направлена на то, чтобы учить и направлять будущие миры, помогая их эволюции…


      Книга вторая - "Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу" - книга проповедей. В сжатой форме автор намечает здесь пути перехода человечества в мегасостояние: через традиционные региональные религии, которые заявленная Валеевым доктрина не отрицает, через различные социальные учения, через творчество мегакультуры, через гуманистическое экологическое движение. Необходимо научиться любить единство в каждой мысли, в каждом слове, в каждом действии….


      Третья книга - "Мысли о Едином", написанная в форме философских записок, раскрывает идею Единого божества, или Универсума, являющуюся центральной для всей жизни, философии и религии Диаса Валеева. Это раннее произведение казанского мыслителя. Целью его является пробуждение жизни сознания, которое признает единство, во всем видит единое "Я" и все созерцает в этом едином "Я". Новая религия призвана помочь человеку избрать жизнь духа, а не жизнь формы….


      …"Уверенность в невидимом" - еще и удивительный пример поистине универсальной книги. Каких только вопросов не касается здесь автор! Тут и подробно разработанная теория трех типов личности, и анализ трех уровней творчества, и совершенно оригинальная, весьма убедительная концепция мировых ритмов в историческом пространстве человечества. А частные сюжеты, вроде сенсационной по характеру версии человека по имени Иисус или догадки-озарения в области космологии?
      Автор нередко выступает в роли как бы следователя по особо важным делам человечества. Его логика необузданна, но безупречна. Книга, сложная по композиции, но все равно единая, цельная в своих фрагментах. За всем этим стоит цельная личность автора - человека с универсальным, энциклопедичным, парадоксальным мышлением, творца совершенно необычного мира….


Из статьи Татьяны Пашагиной
«Следователь по особо важным делам человечества»


***

      Последние книги писателя Диаса Валеева "Истина одного человека, или путь к Сверхбогу" (издательство "Тан-Заря", 1993), "Третий человек, или Небожитель" (Татарское книжное издательство, 1994), думаю, не оставят читателя равнодушным. Эмоции доходят до крайностей: новоявленный пророк нашего века - гордятся одни, ну уж нет, гневно противятся другие, - это сам демон, бес!


      Но главное то, что почитатели литературного творчества Д. Валеева, да и противники, которых, скажем прямо, немало, получили в руки произведения, которые можно и нужно объективно рассматривать, и которые будут, вероятно, рассматриваться и анализироваться не одним поколением людей. Наряду с такими выдающимися сподвижниками современности, как А. Солженицын, И. Шафаревич, А. Зиновьев, Диас Валеев с высоты своей космической философии словно вонзается в агонизирующее тело истории, освещая своим светом злободневную гущу событий, всестороннюю драму дня.


      Я вспоминаю, как в 1992 году в газете "Советская Татария" он регулярно выступал с привлекательно яркими эссе под рубрикой "Истина одного человека". Тогда еженедельно в течение года мы все знакомились с философскими, комментариями Валеева на удивительно животрепещущие темы. У меня даже появилась устойчивая привычка ожидания новой "пищи" для размышления. Представьте себе сорок содержательных статей по злободневным вопросам, когда взвинченные читатели придираются к каждому напечатанному слову писателя, размышляющего в трагический момент развала государства, в разгар непредвиденного, небывало опустошительного хаоса. По сути это были судьбоносные статьи, в которых обоснованно высказывались пророчества большой силы, и сейчас каждый может по-своему оценить, насколько эти пророчества казанского мыслителя несли в себе истину.


      Тогда еще трудно было прогнозировать наше будущее, поскольку назревала тотальная гражданская война. И оставалась лишь одна надежда на некий Высший Разум, Высший Дух, который помог бы людям отвернуть в сторону от надвигающейся катастрофы. Ценностям этого Высшего Духа и служило слово Валеева.


      Одним из центральных результатов размышлений автора книг "Истина..." и "...Небожитель" над философским вопросом: "Кто есть человек, или Кто мы?" - является рождение концепции единого, но трехипостасного или трехсоставного человека (микро-, макро- и мега-человека). По-иному их можно назвать и так: нулевой человек (т.е. бесконечно малый), видимый человек и сверхчеловек (т.е. бесконечно большой).


      Близка и понятна попытка мыслителя типизировать человека по структуре сознания, в полном наборе которой можно выделить такие виды самосознания, как личное, семейное, коллективное, национальное, расовое, государственное, партийное, религиозное, планетарное, космическое. Понятно, в конкретном человеке все виды самосознания взаимодействуют, переплетены причудливым образом и, в свою очередь объединяясь в человеческой природе в единое целое, вливаются в поток жизни Космоса.


      Мне нравится смелый тезис Валеева: "Я выдвигаю концепцию трех народов внутри каждой нации и, соответственно, трех культур". Воспринимать такую идею не просто, тем более, что трехкомпонентное видение структуры мира занимало умы Будды, Христа, Конфуция, Гегеля, Толстого, Рериха и других выдающихся личностей. Однако важно, чтобы такая схема всегда "срабатывала".


      На протяжении обеих книг Д. Валеев акцентирует внимание на мега-человеке, которого волнуют глобальные вопросы, крупномасштабные проблемы: как обустроить мир или наилучшим образом организовать механизм управления человеческим обществом. Но как подойти к этим задачам? В силу неупорядоченности знаний, в силу разрозненности людей, наличия амбиций каждый несет свое. Человеческому уму, как отмечают философы, по внутренней его природе присущи космическое сознание и универсальное постижение всего сущего. Но будучи засорен, индивидуальный ум порой не чувствует своей космической, всеобъемлющей формы. Отсюда все деформации. Мы видим, как конфликтуют все: политики, ученые, военные, религиозные лидеры, депутаты. Искать рецепты излечения такого аномального явления необходимо в универсальной культуре.


      Таинственный мир людей философского склада привлекателен для писателя, как отражение его внутренней стихии, а Казань славится своими мудрецами. Только путь к столпам истины и близок, и далек. Порою жизнь уникальных людей, живущих рядом с нами, также неприметна, как наличие чистого воздуха, которым мы дышим.


      До каких пределов способен развиваться человеческий разум и соревнуется ли космический разум с интеллектуальной эволюцией человека? Это не праздный вопрос и не из области современной фантастики. Ведь существуют исследователи, которые развивают методы новых феноменальных способностей. Например, видеть невооруженным глазом через непрозрачные предметы, знать более 120-ти языков мира, применять собственный биокомпьютер для восстановления организма. Все это уже не сказка. Юношески задорная и мечтательная душа писателя восклицает: "Если мысль человека может дойти до невероятностей, до непредставимого, то неужели природа столь скудна фантазией и воображением, что не может превозмочь возможности человеческого разума? Она еще более невероятна, более неожиданна, чем даже самая сверхизощренная мысль о ней".


      До каких пределов способен развиваться человеческий разум и соревнуется ли космический разум с интеллектуальной эволюцией человека? Это не праздный вопрос и не из области современной фантастики. Ведь существуют исследователи, которые развивают методы новых феноменальных способностей. Например, видеть невооруженным глазом через непрозрачные предметы, знать более 120-ти языков мира, применять собственный биокомпьютер для восстановления организма. Все это уже не сказка. Юношески задорная и мечтательная душа писателя восклицает: "Если мысль человека может дойти до невероятностей, до непредставимого, то неужели природа столь скудна фантазией и воображением, что не может превозмочь возможности )человеческого разума? Она еще более невероятна, более неожиданна, чем даже самая сверхизощренная мысль о ней". Трудно рассуждать о космическом разуме, когда загадкой для нас предстает земной планетарный разум. Мы живем на прародине евроазиатского космизма, вероятно, потому Россию вновь всколыхнула просветительская волна космического сознания. Д. Валеев как летописец описывает жизнь современных святых людей, существующих в невероятно тяжелых условиях бытия, однако не прекращающих заниматься творчеством. Причем нынешние тяготы не обошли стороной и писателя, он сам мужественно борется за элементарное выживание.


      Мир меняется, поэтому для продолжения жизни человеку необходимо не только сохранять опыт предков, дополняя его своими познаниями, но и предчувствовать грядущие события - хотя бы за мгновение, за час, месяц или год. Такая способность имеется не только у человека, но и у всей живой природы. Такую особенность известный физиолог П.Анохин назвал опережающим отражением. Кто призван заниматься проектированием человеческого будущего?
      Созданием опорной картины, концепций и программ к действию занят и Валеев.


      Сегодня мы - свидетели и участники трагедии, мы наблюдатели драмы дня. С одной стороны, мы преследуем наживу, с другой, уже на нас охотится нищета. На одном полюсе расцветает насилие, на противоположном скромно ютится милосердие, тут объединяются, там разъединяются, здесь многопартийная активность, напротив - апатия народа, вчера мы двигались по линии прогресса, а сегодня скатываемся по наклонной регресса. Может, это проделки Дьявола, прибывшего на Землю с разрушительной миссией? Можно ли тогда изгнать Дьявола и привести в равновесие такое поляризованное общество? Хотя однозначного ответа на такой коренной вопрос нет, однако Диас Валеев приводит любопытные доводы о правомерности существования Дьявола, как полярного Богу и в силу этого необходимого компонента Вселенной и даже реального персонажа мировых политических реалий.


      Но любопытно: на наших глазах наш земляк, современник, казанец в одиночку невозмутимо и бесстрашно строит новый Храм Мира, новый Духовный Собор. Его книги, лежащие ныне на книжных прилавках и являющиеся камнями фундамента этого Храма, - книги глубокого стратегического заложения. Ошеломленные переменами в стране, мы сражены бесчувственностью. Похоже, мы даже еще не поняли, что выход этих книг - некое весьма серьезное событие. Будь мы, люди, в прежнем "чувстве", мы, конечно, растерзали бы его за эту поразительно-бесцеремонную еретическую попытку, не дали бы вымолвить ему ни слова. Судьба Салмана Рушди, преследуемого иранскими фундаменталистами - а он меньший еретик, чем Валеев - достаточно красноречива. Но у нас ныне время великой смуты умов, и новые истины, поспевшие к этому сроку, могут неожиданно и случайно пролиться на землю. Такая случайность, слава святым, и произошла. Нет худа без добра. "Истины" Валеева работают уже сегодня. С еще большей отдачей духовной энергии они будут работать, вероятно, завтра. Ибо завтра мы сами станем уже иными.

Из статьи Равиля Исхакова
«Размышления в зоне непредвиденного хаоса»,
(«Республика Татарстан», 1996.20.01.)


***

      Как явствует из текста, автор романа-эссе "Третий человек, или Небожитель" претендует на роль вестника неких высших сил. Чтобы заявить такое, во все времена требовалось и требуется немалое мужество, смелость, может быть - даже наглость - в лучшем смысле этого слова. Диас Валеев еще раз подтверждает, что смелости ему не занимать. Эта его книга - попытка построения универсального духовного Храма, являющаяся либо еще одной великой утопией, либо осуществлением дерзкой мечты. Это новая концепция истории, суть которой заключается в теории мировых пульсирующих ритмов. Перелопатив фантастически огромное количество литературы, Валеев разглядел в жизни, в судьбе человечества определенные закономерности, своего рода пульсацию, когда вся духовная и физическая жизнь человечества совершается то под одним знаком - символическим, то под полярно ему противоположным - реалистическим. На огромном количестве примеров из истории и культуры всех времен и народов автор доказывает свою концепцию. Оказывается, что наше время - это четвертая символическая эпоха в жизни человечества, и ее аналоги в истории - это средневековье, все характеристики которого применимы и ныне, эпоха мезонеолита и самая далекая и древняя - мустьерская эпоха нижнего палеолита, когда впервые человек осознал себя человеком. А между всеми этими эпохами расстилаются огромные промежутки реалистических эпох...
      Другая идея-фикс автора, раскрытая как в этой книге, так и в "Истине одного человека" - это теория трехуровневого бытия человека, его творчества.

Из статьи Нины Беженовой "Кто он? Чужой, свой?”,
газета "КРИС-Лидер",
1996.06.