|
* * *
* * *       Интерференционные полосы, которые свет оставляет на экране, казалось бы, свидетельствуют о волновой природе явления, но вместе с тем наблюдается атомистичность, квантованность световых эффектов, и мы утыкаемся в неразрешимое противоречие, в Януса о двух лицах.       Все это примеры, поистасканные изрядно. Но что делать? Берешь, что есть на прилавке науки.       Противоречивая, противополюсная, янусовидная физиономия ситуаций в природе — всюду, как суть мироздания, как его душа. И тут вряд ли отделаешься гордой скупостью однозначного ответа. Выкинутый билет истины будет недействительным. Живая реальность и реальность мыслимая, допускающая, скажем, понятия Бога, Дьявола, требуют описания в аспектах, дополнительных друг к другу. Понятие Бога неприменимо без понятия Дьявола. Другими словами, если мы признаем наличие в мире Бога, то одновременно с той же степенью вероятия должны обосновать существование Дьявола. Можно сказать, что мироздание — существо «двуполое» изначально. И каждая из частичек мироздания, даже ничтожная из ничтожных, просит по крайней мере двузначного объяснения.       Люди, занимающиеся точными науками, это еще кое-как понимают. Столкнувшись с голыми фактами, побившись о них изрядно лбом, они принимают наконец реальность такой, как она есть, не пытаясь уже наряжать ее в традиционные одежды категорически узких истин. Ну а где проблема пошире, пообъемней, поувесистей, где вопросы глобального порядка, там, к сожалению, господствует, как правило, чрезвычайно узкий взгляд, неотступно впившийся в какую-нибудь однобокую мысль и словно всецело одурманенный ею.       Исходить желчью, конечно, можно долго. Странная нелепость все же — опять-таки противополюсного, янусовидного толка: зовешь к терпимости, к всеобъединению, к новой мощной универсальной суперрелигии, впитавшей в себя все земные верования и значения и, казалось бы, должен идти к людям с ликом, источающим всеобнимающую любовь и доброту, однако в душе — та же нетерпимость! Уже нетерпимость к узости. И ты, «всеобнимающий» философ, тоже не можешь удержаться от тычка кому-нибудь — мельком, походя...       Тычками ты утверждаешь и свою самостийность. К тому же, видимо, тешится самолюбие. Потешить же его приятно. Естественно, путем унижения других. Но здесь есть еще одна странность: ведь все другие, узкие и широкие, бедные и богатые, это тоже — я. Это я сам. Разве мое я не вечно? Разве не жил я прежде в их облике?       И как странна сама рождающаяся мысль — странны ее таинственные взаимопревращения, ее постепенные или внезапные уходы куда-то. Высвечивается нечаянно какое-то слово, мысль задевает о него, и вот уже — крен в сторону, из философии — в мораль, в психику, в Бог знает что... * * *       Что возникло прежде в сознании людей — философия раньше религии? Или религия прежде философии?       Бог как субстанция, как первопричина сущего, в лице ли Брахмы, Ормузда, Аримана или Иеговы, Будды, Иисуса или Аллаха, спустился к людям со своих высоких небес почти одновременно с существованием анаксимандровского «апейрона» или гераклитовой диалектикой движения, несущей свои воды куда-то в необозримую бесконечность. Как предчувствие, как предощущение будущей человеческой духовности уже одновременно сияли в небесах платоновские идеи.       Для большой истории тысяча лет не имеет серьезного значения.       Я вспоминаю собрания греческих богов.       Они пили, любили спать с женщинами, любили кутить. Перед ними у людей не было страха. Они были плоть от плоти языческого духа, который жил тогда в моей душе.       Но ощущение внутренней связи моей души с чем-то еще более высшим, поистине верховным — было. И это ощущение было неостановимо. Оно не могло покинуть меня, не могло отпустить. Напротив, оно становилось все более сильным. И я пошел в плен к этому высшему.       Будучи евреем, я стал веровать в Иегову. Будучи персом — в Аримана и Ормузда. Живя в Палестине и Риме, я стал веровать в Иисуса, а пребывая на земле Западной Аравии — в Аллаха.       Высшее сознание едино. Оно одно для всех, но восприятие его разными народами различно. Ясновидцы и пророки, прозревшие мировое сознание в своей душе, были художниками, чей гений был универсален и вместе с тем резко индивидуален. Вполне правомерно в истории человечества рождение новых провидцев, в чьем обновленном универсальном слове вновь воплотится суть высшего мирового сознания.       Но верить и чувствовать Бога как внутренне присущую природе силу, ощущать его дыхание, его материальную реальность — это одно. Здесь безграничная область философии. Преклонять же колена свои перед Богом как перед своим Спасителем, и даже подчас не перед ним, а перед каким-то литературным образом или мифом, созданным творчеством поколений проповедников,— тут уже область религии.       В средние века, после рождения христианства и по эпоху Возрождения, религия господствует над философией, миф — над действительностью. Такое было и прежде — в символические эпохи. В мустьерскую эпоху нижнего палеолита. В эпоху мезонеолита, включающую в себя обширное время, продолжающееся вплоть до «античного реализма». Таким же, вероятно, соотношение религии и философии будет и в нашу эпоху, поскольку она носит также явно символическую окраску. В эти периоды своего бытия философия на самом деле предстает в роли служанки теологии. Но роли полностью меняются в «реалистические периоды» мировой истории — в верхнем палеолите, в античном времени, в эпоху Возрождения, простиравшую свою власть вплоть до рубежа XIX—XX столетий. В эти периоды философия главенствует, а религия уходит в тень.       Но странный парадокс — Бога, как имманентной, изначально присущей мирозданию силы, порой уже нет в сердцах людей. Возьмем христианский мир. Имя Бога-Сына, по существу, вытесняет имя Бога-Отца. В молитвах чаще светится имя человека по имени Иисус. И миф, миф о Богочеловеке, которого никто не мыслит даже подвергнуть проверке, торжествует века и тысячелетия. Те же, кто пытается доискаться до не подчищенного, неадаптированного Бога, сжигаются на кострах инквизиции как еретики.       Но еретиков становится все больше и больше. В роли еретиков уже целые народы. Как крайность возрожденческого реалистического периода утверждается атеизм.       Милая сердцу эпоха Ренессанса. Третье детство человечества. Телезио, Джордано Бруно, Лейбниц... С этими именами к людям возвращается ощущение живой природы. Но проходит время, и на ставших развалинами живых верованиях, на зеленом некогда древе мысли, корни которой в Боге-природе, возникает новая атеистическая церковь. И опять странный, непостижимый парадокс. Рождение новой церкви — как отвращение от старой, теистической церкви, как тотальное разочарование в ней. И миф заменяется мифом. На этот раз — материалистическим мифом Человека-бога. Мной движет в этот период вера в божественную миссию человека, и моя жизнь —слепое преклонение перед абстракцией, перед идеалом Человека-бога, вера в учение новоявленных Спасителей. Да, смотрящие в бесконечность дула винтовок, концентрационные лагеря, дома сумасшедших — и это моя жизнь. Что последует за этой эпохой, можно только предположить.       Психическое существует в природе объективно, в человеке и вне его, являя собой одну из обязательных составляющих мироздания. В каждой особи заложено нравственное начало телеологического происхождения. И придет час, когда оно снова, конечно, опять на определенный период, предстанет перед глазами вновь нагим, сбросив с себя покрывало материалистического мифа. Собственно, эта эпоха, символическая по своей природе, уже открылась моему взору. На этот раз в тень отступит философия, а на первый план выдвинется религия. Религиозные объяснения мира, вероятно, совершенно новые по своему характеру, а не только старые — буддистские, иеговистские, христианские и исламские, возникнут в кругу земного населения и будут доминировать. Непрерывно-дискретно не только развитие природы, но и ее познание человеком, мной. * * *       Мысль об объективном существовании психического в природе можно пояснить несколькими примерами. Вообще связывать проблемы разного характера мостами ярких аналогий, по-видимому, очень полезно. Так устанавливается единство мира. Ибо именно в аналогиях наглядно и совершенно обнаженно выступает первосуть природы.       Человеческое ухо, как известно, реагирует только на определенный интервал частот. Все, что находится за пределами этого интервала, нам недоступно. Область слышимых нами звуков узка, ничтожна. Мы, восторгающиеся скрипичным концертом или внимающие голосу любимой, собственно, глухи. Но здесь мы еще осознаем свою глухоту. Впрочем, все ли? Попробуй сказать о человеческой глухоте какому-нибудь обывателю — поймет ли он тебя?       Можно пойти и дальше. Взять оптику. На нас буквально обрушивается поток невидимого нами света, в отношении к которому мы слепы, незрячи. И здесь ничтожно мал и кошмарно узок тот интервал колебаний, который претворяется в наши ощущения. Короткие гамма-лучи с длиной волн порядка одной стомиллионной миллиметра, затем рентгеновы и ультрафиолетовые лучи, спектр видимого света, инфракрасный свет и, наконец, радиоволны Герца, длина которых исчисляется уже километрами,— вот известный на сегодняшний день ряд электромагнитных колебаний. Непосредственному видению глазами доступна лишь какая-то энная часть световой бесконечности.       Наконец, возьмем теорию теплоты, основные понятия которой — абсолютная температура, энергия, энтропия —не более как исключительно тонкие логические построения науки, совершенно не осязаемые человеческим чувством. Одни лишь названия ее едва напоминают нам о субъективных переживаниях тепла или холода.       Неслышимые звуки, невидимый свет, неощущаемое тепло — все это холодный мир физики. Мир, только опосредствованно, какими-то далекими кругами связанный с нашей жизнью. Этот мир обязан исканиям нашего духа, не удовлетворившегося ограниченностью чувств и не насытившегося тем, что было нам дано непосредственно.       О чем я говорю? О бесконечности психического во Вселенной, о его объективном существовании не только в нас, людях и животных, но и всюду вовне — в дереве, тонкой былинке, в том, что мы называем косной материей, в Боге. Психическое объективно существует в самых разных формах. Не надо лишь привносить в природу формы человеческого сознания. Все сущее во Вселенной говорит своим языком. И у всего сущего — свои формы сознания.       Для нас действительно и значимо лишь то, что дано нам из рук в руки, что непосредственно доступно чувству. Но из-за невидимости света не надо ставить под сомнение существование ультрафиолетовых или инфракрасных лучей. И не стоит входить в храм природы, руководствуясь лишь здравым смыслом полуграмотного обывателя. Это не стоит делать в том случае, если мы хотим постичь истину в ее универсальном облике. То, что недоступно нам непосредственно, входит в нас, в наши ощущения, мысли опосредованным образом — через философию, через религию. * * *       Природа элементарных частиц двояка. Их описание нуждается как в непрерывных, так и в дискретных понятиях. Элементарная частица как корпускула подчиняется законам случая, ее путь неведом. Как волна, она смиряет свою гордыню перед строгим детерминизмом классической физики. Здесь волна не что иное, как значение функции, определяющей вероятность появления корпускулы. Другими словами, как волна частица детерминирована, обусловлена. Как корпускула индетерминирована, не обусловлена.       А что в этом плане такие звенья общей системы мироздания, как человек или Бог?       Невозможность точного измерения всех данных, характеризующих то или иное состояние системы, устанавливает свое «вето» на возможность определения путей эволюции этой системы. Точно измерить все данные человека в принципе возможно, а эволюционный график Бога неведом никому.       Но вернемся к элементарной частице. Таким образом, мы имеем либо элементарную частицу с точной координатой и размазанным от нуля до бесконечности импульсом, либо частицу с точно зафиксированным импульсом энергии и ее размазанной, растворенной координатой, выражающейся в беспредельности ее местоположения в пространстве. Всегда остается одно неведомое «известное». Наш ум страшится бесконечности. И «известное», предстающее в лике беспредельного, трудноусвояемо. Его невозможно, как какой-нибудь конечный факт бытия, заточить в клетки нашей памяти, нашего знания, закрыть в камеру каких-то локальных законов. Бесконечное «известное» остается на свободе. Свобода же противостоит склонности к детерминизму, к предвидению эволюционного пути неведомого «известного».       Нужно только понять, видимо, что детерминизм нельзя понимать как причинность. Скорее это понятие относится к категории предопределенности. Квантовая физика, однако, не покушается на устои причинности. Она ставит, вероятно, лишь крест на фатальной обреченности события чему бы то ни было.       О чем говорит соотношение неопределенностей Гейзенберга? О том, что в невозмущаемой области пространства, вполне реального, истинного, к тому же бесконечного, которому соответствует определенная частота и строго определенная энергия частиц, поиски точных координат этих частиц — дело безнадежное. Вероятность появления частиц — здесь и всюду; вся бесконечность пространства в их распоряжении. Можно, конечно, сузить область пространства, но в то время как мы тянемся и хватаем координату частицы, от нас ускользает и тает в дымке неопределенности другое — ее импульс, ее энергия.       Возможно, элементарная частица как бы сколок или подобие «живого организма». И здесь, и там как характерная черта выступает целостность, невозможность существования части вне целостности. И, видимо, это — черта всего сущего.       Классическая физика гордилась своей великой, казалось бы, способностью предвидения. Открытия наших дней нанесли удар по этому самообману. Не разрушив старых философских представлений, новейшая физика уточнила их. Классический мир в целом не отличается от квантового. Он был более нагляден, но оттого и давал возможность различным кривотолкам.       Генеалогия какого-либо события или явления теряется в тумане бесконечного. Это мощное древо, корни которого во всем былом. Древо, корни которого тянутся к центру Земли, а ветви — к сердцу Вселенной. Причинность — процесс, душа событий. Воля, заключающаяся в событиях и вне их. Она — неотъемлемая объективная сущность мира. И таков, вероятно, один из законов, воссоздающих Вселенную каждый раз заново. А что такое закон, как не санкционированная Богом воля, как не сама душа движения к Абсолюту?! Познавая законы, мы познаем причинность сущего в ее соотношении со свободой и познаем, таким образом, волю Бога.       Решение проблемы детерминизма и индетерминизма в микромире представлено диалектикой взаимодействия индетерминизма корпускулярных свойств частицы и детерминизма ее волновых свойств. В классическом макромире решение этой проблемы имеет, возможно, иной характер — здесь уже налицо диалектика взаимодействия количества и качества. А какова диалектика причинности и свободы, детерминизма и индетерминизма в глобальном мегамире, где действующими лицами являются Бог, Дьявол? |