|
|
Великие стили, или Человек, обозрение Целого
      Читаю в «Литературной газете» запись беседы русского прозаика Сергея Залыгина с португальским писателем Марио Вентурой.
      Предмет совместных размышлений — судьба литературы в XX веке, те перемены, которые наблюдаются в формах и способах общения между читателем и писателем, в художественных средствах искусств, подвергшихся коренной ломке и мировоззренческо-стилистической переналадке.
      «С.3. Порой мне кажется, что в современной литературе реалистические произведения занимают все меньше места, их вытесняют фантастика, ассоциация, условность или же документализм. Как вы думаете?
      М.В. Конечно, реализм, каким его знали в XIX веке, претерпел определенную эволюцию. Он вобрал в себя кое-что от романтизма, от натурализма и даже какие-то элементы формализма, родившегося в нашем веке. Однако я считаю, что публике, как и прежде, нравится, когда ей рассказывают ту или иную историю. Она испытывает необходимость в том, чтобы рассказчик строил свое повествование в прежнем духе и стиле. Именно поэтому различные экспериментальные формы, возникавшие за последние двадцать-тридцать лет, оказались недолговечными.
      С.3. А все-таки, возможен ли в современной литературе талант масштаба Толстого? То есть, я имею в виду, возможно ли повторение реалистической манеры Толстого? Можно, наверное, так же охватывать события и с такой же глубиной, но стоит ли переносить толстовский реализм в наши дни?».
      Конечно, я сжимаю, сокращаю этот диалог, освобождаю его от излишних подробностей. Чувствуется, что Залыгина не удовлетворяют ответы Вентуры, и он снова и снова возвращается к тому, что его особенно волнует.
      «С.3. И все же... Нет ли у вас ощущения, что реализм в общем-то только эпизод в истории литературы и искусства? До реализма была мифология, была, если хотите, фантазия того времени, и сейчас вновь наступает эпоха фантазии, но уже другой — нашего времени. Для древних действительность была настолько непостижима сама по себе, что они могли выразить ее лишь через условность, через миф. Для нас она тоже настолько усложнена и разнообразна, что и мы вводим в свое творчество мифы, условности, алгебраические формулы величин, а не сами величины и факты.
      М.В. Не думаю, что реализм всего лишь эпизод. Задача писателя, за какую бы тему он ни брался,— рассказать о своем времени, постараться передать действительность, которая окружает его самого и его читателей. Мне кажется очевидным, что делать это лучше в реалистической форме.
      С.3. Еще сто лет назад и даже, быть может, полвека назад жизнь на нашей планете представлялась человеку, по существу, вечной. И у писателей прошлого мы все время улавливаем протяженность жизни, которая ждет людей в грядущих поколениях. Пожалуй, самая серьезная реальность нашего времени, которая не может не отражаться в мышлении любого из нас, заключается в том, что мы такого предчувствия лишены. Возвращаясь к предмету нашего разговора,— не отсюда ли возникает и условность повествования, не от того ли, что реалистически эту новую реальность трудно себе представить и передать?
      М.В. Нет ощущения покоя?
      С.3. Достоевский или Толстой представляли себе людей следующих поколений приблизительно такими же, какими были они сами. Мы же представить себе людей через три-четыре поколения уже не в состоянии. Кто они и какими они будут? Воздействуя на сегодняшних читателей, воспитывая их так или иначе, мы совершенно не можем ручаться за то, какая жизнь возникнет через два-три поколения».
      Да, что-то происходит в действительности конца II —начала III тысячелетий, идут какие-то перемены, какие-то сложные процессы, требующие осмысления, но порой не поддающиеся этому осмыслению, и два писателя, два практика искусства отчасти в недоумении, отчасти в растерянности. Чем объяснить появление такого художественного приема, как условность, как понять тяготение художников к мифу? Возникают различные экспериментальные формы — что стоит за этим явлением?
      В мире много случайностей, но каждая из них находится в поле влияния каких-то общих закономерностей. Меняются язык искусства, язык и формы человеческого мышления. В чем причины этих изменений? Кажущийся это процесс или необходимый и объективный?
      «С.3. Скажем, необходимость в детализации... Есть сейчас нужда в предметности? Стоит ли говорить о чашке и ложке, о том, как они выглядят и где лежат, если представить себе, что через сорок-пятьдесят лет вся окружающая обстановка изменится — даже без войны — неузнаваемым образом?
      М.В. Если всерьез, то я думаю, что реализм все решительнее склоняется к великому очищению своего метода. Ко все большей и большей простоте рассказа. Я думаю, реалистический метод не сводится к числу деталей, подчеркнутая детализация скорее свойственна натурализму. Очевидно, писателю не нужно сегодня подробно описывать, как герой выходит из дома, как он идет по улице, как приходит на работу. Но отказ от детализации вовсе не означает отхода от реализма. Это к вопросу о чашке и ложке. Есть ли сегодня альтернатива реализму? Не знаю. Писатель-посредник, он осуществляет связь между людьми и действительностью...
      С.3. Сам я убежденный реалист, и все, что я говорю сейчас, говорю, конечно, не ради того, чтобы ниспровергнуть реализм. Наоборот, мне бы хотелось по мере своих сил его утвердить, вот я и тревожусь за него. Но если бы меня попросили назвать два главных направления в мировой литературе, я бы ответил: мифология и реализм. Какие бы изменения ни претерпевало искусство в дальнейшем, важна прежде всего перспектива...».
      Я с большим вниманием вчитывался в этот диалог двух писателей. Вопросы, поднимаемые ими, занимали и меня. Но чтобы понять современное состояние жизни, в частности искусства, тенденции и пути их дальнейшего развития, мне кажется, надо пойти от истоков — окинуть взглядом всю огромную протяженную на тысячелетия линию мирового развития.
      Действительно, если бы попробовать взглянуть на вопрос стиля мышления и действования микро-, макро- и мегачеловека, проявляющихся в художественной, научной, государственно-экономической деятельности, не только с точки зрения каких-то проблем XX или XXI веков, а опираясь на все огромное временное пространство развития мирового человека — тут, кстати, мал масштаб и нескольких веков, нужно взять десятки тысяч лет. И сегодняшнему сознанию здесь могут предстать разнообразные свидетельства творческой деятельности человечества, производимой им на всех континентах земли и подчиняющейся определенным закономерностям. Понять общий характер этих закономерностей — значит понять все, между прочим, и в современной жизни — жизни ХХ—ХХI столетий.
      Жаль, что в истории, в том числе истории искусства, отсутствует до сих пор необходимое понятие ритма.
      Важнейшее свойство материи, один из кардинальных принципов ее организации — ритмичность распределения работы и энергии.
      Мы сталкиваемся с ритмом постоянно: сердечный пульс и ритмика дыхания. Ритмичные взмахи крыльев птиц и движения плавников рыб. Волны жизни и смерти. Ритм проявляется на всех уровнях организации вещества.
      Суточный период физиологических функций, в основном обусловленный обращением Земли вокруг своей оси, чередованием света и тьмы, дня и ночи,— один из основных и наиболее значимый для человека. Существует околомесячный ритм, связанный уже с оборотом Солнца вокруг своей оси. Крупные циклы порядка в двадцать семь суток обнаружены у самых различных организмов.
      Механизм образования и действия подобной ритмики, конечно, сложен, но в принципе он сводится к синхронизации в процессе эволюции жизненных явлений с геофизическими процессами, которые в свою очередь связаны с космическими ритмами. Существует целая иерархия циклов космического и сугубо земного происхождения, состоящих друг с другом в сложных прямых и обратных взаимосвязях и отношениях. Все они прямо или косвенно влияют и на биосферу, имеющую также свои, только ей присущие закономерности.
      В качестве примера можно указать на крупные геологические периоды длительностью до пятисот миллионов лет, выделяемые геологической наукой. Внутри этих периодов обнаруживаются геологические, климатические и биосферные циклы самого различного порядка, взаимосвязанные между собой и с ритмами Вселенной и составляющие, как считают ученые, какую-то кратную часть космического года — периода обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики. На основании подробных расчетов здесь выделяются даже так называемые «волны жизни», связанные с космическими и климато-геологическими ритмами в истории Земли.
      В результате анализа спектров колебаний многих природных, в том числе биологических, процессов установлено, что их изменения во времени представляют сумму гармонических колебаний с определенными амплитудами и фазами, где последние подчиняются следующему соотношению:
T= T(нулевое) / n(в квадрате)
      где Т(нулевое) — это основной период колебаний, Т — периоды вторичных серий колебаний природных процессов, а n —целые порядковые числа.
      Эта формула была применена для анализа сверхдлительных наблюдений за осадочной деятельностью океана: изучалось, в частности, содержание изотопа кислорода в планктонных фораминиферах за четыреста пятьдесят тысяч лет, и здесь тоже обнаружилась своя периодика.
      Не будем больше входить в подробности вопроса о ритмичности распределения работы и энергии в космосе и на земле*. Я привел эту простейшую формулу лишь потому, что, увидев ее, подумал, а нельзя ли ее применить для анализа сверхдлительных наблюдений в области духовной и социальной деятельности человечества, в том числе художественной деятельности? Ритм пронизывает жизнь всюду. Вся материя в любом ее фрагменте и виде ритмически организована, на каждый «чет» в ней есть свой «нечет». Каждый южный полюс уравновешивается своим северным аналогом. Но если дело обстоит так, то, видимо, и жизнь человечества тоже имеет свою ритмику. Вряд ли человеческое мышление представляет собой исключение из правил — какую-нибудь «дурную бесконечность» фактов.
      * Литература по этому вопросу обширна. Назову лишь те книги, которыми непосредственно пользовался. Чижевский А. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1976; проблемы космической биологии. Т.XVIII. Влияние некоторых космических и геофизических факторов на биосферу Земли. - М., 1973; Космические циклы и ритмы жизни. - М., 1981. - Д.В.
      Разобраться во всем этом, я думаю, крайне интересно. Вопрос, естественно, сложный, но понятие ритма, приложимое к творческой деятельности человека, многое в ней проясняет. Во всяком случае, избавляет нас от невообразимой путаницы, царящей здесь.
      Чтобы понять мою точку зрения, читателю необходимо отождествить себя с мировым человеком. Этот мировой человек живет активной исторической жизнью на пространствах всех континентов Земли уже многие десятки тысяч лет. Он разговаривает на тысячах языков, имеет тысячи национальных обликов. И вместе с тем это все — один человек.
      Когда мы говорим о мировом искусстве, мы говорим об искусстве, созданном этим всемирным и всевременным человеком. И естественно, его жизнь — это не однообразное повторение дней, столетий и тысячелетий. В ней проступают рубежи, определенные вехи, зарубки.
      В течение десятков тысячелетий жизнь этого мирового человека (или правильнее будет сказать, моя жизнь) протекала в условиях первобытно-общинного строя, и одним было его (мое) искусство в нижнем палеолите, другим — в верхнем, и опять новый облик принимает оно в мезонеолите. Я прохожу через стадию рабовладельческого общества, моим общественно-экономическим бытием и мышлением создаются такие формы политико-экономического и государственного устройства, как феодализм, капитализм, социализм. И один эстетический строй имеет мое искусство на рубеже старой и новой эр (три-четыре века до н.э. и пять-шесть веков н.э.), и совершенно другой стиль проступает в так называемые средние века (VI—XIII столетия). Но проступают новые колебательные движения, и опять глобальное обновление стиля характеризует жизнь нового времени (XIV—XIX вв.), а другой великий стиль дает знать о себе в новейшее время (XX—?). Меняются эпохи, меняются формы мировой жизни, и закономерно меняется искусство, его содержание и стилистика. Но всегда это искусство все одного и того же мирового человека. Это одно искусство, одна жизнь человечества, но находящиеся на разных этапах своего развития.
      Мы, как правило, принимаем различные временные этапы искусства нередко вообще за разные искусства. Мы принимаем расовые, региональные, национальные или даже диалектные варианты его также за совершенно различные искусства. И в этом заключается наша глубочайшая ошибка — мы отрываем части целого друг от друга, от единого ствола, не пытаемся увидеть искусство в его целостном всевременном и всепространственном облике.
      «Отдельные малые части целого... требуют такой затраты сил, которая доступна многим лишь ценой отказа от обозрения целого; отсюда мелочность. Отдельные ветви полностью занимают всю жизнь отдельных ученых, целых классов ученых и даже целых эпох и народов; отсюда односторонность... а мы все более лишаемся надежды увидеть наконец познание сведенным в некое целое и плодотворно примененным к жизни. Нельзя отказаться от этой надежды... без всеохватывающего и определенного обозрения целого нельзя достичь полной правильности даже в единичном»,— так говорил еще в 1795 году Фридрих Шлегель*. И это естественно: пока мы не видим древа мировой жизни в целом, нам трудно понять смысл, место и назначение и отдельной ветки, отдельного листика на этом древе. Скажу о себе: до тех пор, пока у меня постепенно не сформировалась концепция, которую я провожу в этом эссе, пока я, как мне кажется, в многолетнем мучительном поиске не отыскал генеральный принцип единства, оказавшийся, как ни странно, чрезвычайно простым и доступным, я смотрел на мировое искусство, да и вообще на мировую историю, на весь исторический путь, пройденный человечеством, как на мертвое сокровище, как на умершую роскошь, лежащую вне моего духа. При всем желании я не мог освоить, переварить в себе тьму эмпирических фактов. Но когда единичное (каким бы множественным и разнокачественным оно ни было) связалось во мне в некое целое, а душа обрела ясность целостного, единого взгляда, мировое искусство, да и мировая история стали живыми: они уже принадлежали моему духу, стали моим собственным прошлым и моим собственным настоящим. Частью меня самого.
      * Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. - М., 1983. - Т.1. - С.71-72.
      Мало что можно увидеть из узкой временной щели. Громадная часть мировой жизни остается в этом случае вне поля зрения. Явно недостаточен и национальный, и даже региональный взгляды. Нужен взгляд общемировой. Нужно отождествить себя с целым. С всемирным и всевременным человеком.
      С этой точки зрения я и хочу взглянуть на искусство и историю микро, макро- и мегачеловека...
|
|
|