|
15. Бог, Антибог, числа Фибоначчи
      Снова размышляю о Боге и Антибоге. Каковы их взаимоотношения? Являются ли они оба первичными или кто-то из них вторичен, как бы тень своего антиподного двойника, его следствие? Говорят: Дьявол есть отсутствие Бога. Но можно сказать и обратное: Бог есть отсутствие Дьявола. Что вернее? Или неверно ни то, ни другое, и последние — не объективные образования, органически присущие материи, а всего лишь субъективный фантом человека, впрочем, сопровождающий его на протяжении всей истории? Или все-таки сознание материи, как любое ее свойство и как всякое сложное явление, согласно закону «раздвоения единого», объективно расщепляется на две антиподных паритетных ипостаси — условно говоря, божественное и антибожественное? Вопросов, важных и менее важных,— всегда тьма. И среди них может быть и такой: являются ли понятия Бога и Антибога, или Дьявола, жестко очерченными, постоянно равными самим себе и всегда ли они выражают строго одно и то же?
где мерзкие хари варят чей-то выкидыш. Там блудят старики, молодятся старухи, и в пьяном угаре голой девочке бес надевает чулки.       Даже божественные сюжеты, где главный персонаж Бог, микрочеловек порой превращает в свою проти¬во¬полож¬ность, в грязь. Что же говорить о сюжетах, где главный персонаж Небог, или Дьявол? Примитивные, убогие представления микро- и макрочеловека о втором основном герое мироздания, естественно, отдают еще большей мерзостью.       Мой тезис — именно микрочеловек превращает Небога, или Антибога, в отвратительного Сатану, предельно антропоморфизируя его «душу и облик», как антропоморфизирует в своих религиозных представлениях и Бога:
Смотрели зорко с выцветшей бумаги Изображенья для нечистых глаз Всех мерзостей, каких бежит рассказ.
      — Да. Ты специалист по вопросу Порядка и Хаоса во Вселенной. А я, скажем так, вестник Сверхбога. Давай и поговорим, как специалисты по земным и небесным вопросам. Твое видение проблемы Иерархии — Неиерархии совпадает с моим видением Бога — Небога. Но ведь вполне¬ может быть, что мы говорим с тобой об одном и том же?       Да, я снова продолжаю беседу со своим старым другом, доктором философских наук Эдвардом Хакимовым:       — Видишь ли, одно из важнейших обобщений Гегеля, связанное с процессом меры и имеющее непосредственное отношение к проблеме иерархии, это — представление о скачке. Качество, возникающее в результате количественных изменений предшествующей меры, есть нечто новое. Переход же от старого качества к новому —скачок, разрыв в бытии. Что это значит применительно к Порядку и Хаосу, к Богу и Небогу? А то, что между тезисом (Порядок, Иерархия, Бог) и антитезисом (Хаос, Неиерархия, Небог), а затем третьим состоянием синтеза (Порядок — Хаос, Иерархия — Неиерархия, Бог — Небог) существуют разрывы, дискретные скачки. Закон отрицания отрицания — он применим и к рассматриваемым нами объектам — это закон, в котором развитие представлено с его структурной стороны как движение, идущее в схеме троичного ритма, порождаемого борьбой противоположностей. Развертывание данного закона применительно, как ты говоришь, к организационным свойствам материи, т.е. к Порядку и Хаосу как ее структурным видам, к Богу и Небогу как определенным направленностям такового свойства материи, как сознание, осуществляемое в соответствии с содержанием классической триады, должно включать в себя моделирование первого и второго отрицания, наблюдение сохранения, преемственности, возникновения нового качества с обоснованием фаз цикла, отношений между фазами, самими циклами. Ты прав, такие феномены материи, как сознание, нужно изучать во всех его проявлениях и на всем материальном субстрате.       — Да, но, кроме того, я утверждаю: и такие феномены сознания материи, как, условно говоря, Бог и Небог, должны тоже изучаться научными методами.       — Мне трудно конкретно говорить о Боге или Небоге. Лучше, наверное, взять в качестве модели некий идеальный объект или некую систему. Понятие идеального объекта может распространяться на все. В соответствии с законом отрицания отрицания развитие любой системы осуществляется циклами, причем каждый из них трехфа¬зен — исходное состояние, превращение системы в свою противоположность, что соответствует отрицанию, и, нако¬нец, отрицание отрицания, или превращение возникшей противоположности в свою противоположность. Развитие¬ связано с возрастанием неустойчивости. В концепции иерархии это нарушение симметрии идеального объекта. В концепции Бога — нарушение симметрии сознания, потеря целостности. То есть, применяя твою терминологию...       — Можно сказать, что нарушение симметрии сознания материи,— перебиваю я,— это нечто вроде отделения от Бога, рассматриваемого как определенный тип сознания, Небога, т.е. типа сознания с иным знаком? Иначе говоря, это как бы акт порождения Небога в качестве необходимого противовеса?       — В каком-то смысле — да. И предел возрастания неустойчивости системы при этом совпадает со второй фазой цикла, что говорит об истощении внутренних резервов системы. В антитезисе система, становясь противоречивой, теряет статистическую устойчивость. При этом создаются условия для перехода системы на новый уровень. В процессе развития прежнее целое рано или поздно утрачивает свою устойчивость и уступает место новому типу целого. Постоянное превращение целого в часть есть непрерывное самообновление системы.       — Если конкретизировать, то, предположим, превращение супербольшого сознания, каким может быть наделена какая-то материальная структура, в отдельные части, т.е., условно говоря, в Бога и Дьявола, и превращения этих частей в новый тип целого, это естественный цикл развития данной материальной структуры?       — Превращение целого в часть в третьей фазе цикла составляет также условие для возникновения полицентричности развития, то есть зарождения новых центров, новых почек. Неустойчивая система борется не просто за выживание, а за переход на качественно иной уровень существования.       Как сказал один казанский поэт-философ конца ХХ века Натан Солодухо:
итог былинок чужеродных, проникших внутрь и ставших центром рождений в облаках холодных. В рождении и разрушенье людей, животных, камня, слова ищу основу всех свершений и возвращаюсь снова, снова к тому единому решенью: неоднородность их основа.       — И единстве иерархии и неиерархии и взаимосплетенности Бога и Небога?       — Да.
пучина качеств в нем безмерна, исток его разнообразья в неоднородности, наверно.       — Понятие Бога без антиномии, следовательно, бедно по содержанию, и как бы не легитимно? Оно не раскрывает специфики изменения системы?       — Да, для симметрии необходимо некое антиподное понятие. Причем методологическая сущность его будет заключаться в его противоположности Богу как специфическому стимулу развития. Но при этом Небог не отрицает Бога как развитие. Однако в процесс развития он вносит неопределенность, которая служит основанием для выбора путей и разнообразия форм. В этом плане Небог обогащает представления о хаосе, вероятностных отношениях, бесконечном тождестве или неопределенном различии, количестве, оторванном от качества и проч. В обобщенном виде Небог, а по моей терминологии, неиерархия, есть неразвитие, случайность, которые однако дополняют и обогащают процессы развития...       Мы говорим еще долго, опять и опять возвращаясь к некоторым нюансам новой концепции. В общем-то такой подход выстраивает непрерывно-дискретную, иерархическо-неиерархическую, божественно-небожественную структуру мироздания, которое есть как бы результат развития его свойств, «раздвояющихся» на паритетно-антиподные части, находящиеся друг с другом в состоянии борьбы — компромисса. Двигательную силу процессу развития придает возрастание неустойчивости систем на более высоких уровнях организации, что компенсируется в конечном счете ускорением эволюции мира в целом.       Еще один важный тезис: подобные преобразования осуществляются в природе по законам красоты. Красота, вероятно, является атрибутом объективной реальности, еще одной чертой организационного свойства материи.       По Гегелю, «высшая красота состоит в совершеннейшем развитии всех сторон индивидуальности согласно одному внутреннему принципу». Поиск же этого принципа неизбежно выводит на золотую пропорцию, или числа Фибоначчи, философская интерпретация которых открывает путь к постижению меры гармонии во взаимоотношениях и таких частей мирового сознания, как Бог и Небог.       Здесь я воспользуюсь наработками еще одного казанского философа конца ХХ столетия Рустама Мурсалимова.       Мы сидим, как всегда при философских беседах, за чашкой крепкого чая, и философ рассказывает мне о волшебных свойствах чисел Фибоначчи.       — Числа Фибоначчи это такой ряд, где каждое новое число, начиная с третьего — 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55...—складывается из суммы двух чисел предыдущих, составляющих в процентном отношении: меньшее число примерно 38%, а большее — примерно 62%. Отношение соседних чисел этого ряда — любого большего числа к соседнему меньшему — в пределе стремится к золотой пропорции, равной 1,618. К сожалению, человек почти совсем не пользуется соотношениями золотых чисел Фибоначчи, тогда как в них лежит ключ к возможному счастью и гармонии. Слепота и глухота человека к красоте поразительны.       — Значит, насколько я вас понял, если кто-то хочет, скажем, создать семью, то идеальные отношения между мужем и женой, отвечающие золотой пропорции, это —62% полной взаимозависимости друг от друга и 38% свободы?       — Да. А отношение не-свободы каждого человека, входящего в семейный союз, к его свободе должно в идеале равняться 1,6. И в этом случае у вас будет прекрасная семья.       — С этой точки зрения социализм в идеале это 62% общенародной собственности, твердого плана и государственного регулирования и 38% рынка и частной инициативы. А идеальный капитализм, как зеркальное отражение, должен нести в своих структурах 62% чисто капиталистических ценностей, но 38% ценностей социалистических (государственная собственность, социальные блага и государственные гарантии человеку). С этой точки зрения рождение всякой новой крупной теории, в том числе религиозной, должно содержать в себе примерно те же соотношения консервативных и новаторских идей. Я правильно понимаю вас?       — Да, и если все это соблюдается, то мы сталкиваемся с проявлениями истинной красоты в творениях природы и человека, будь это создаваемое нами общество или философско-религиозная концепция, или семья.       — Да, но золотые числа Фибоначчи применимы и к рассмотрению взаимоотношений между Хаосом и Порядком во Вселенной, между иерархическими процессами, выстраивающими Вселенную на основании детерминации и взаимной координации, а с другой стороны, неиерархическими процессами, творящими ту же самую Вселенную и в тот же самый момент времени на основании вероятности и случайности...       Взаимоотношения Бога и Небога, или Антибога, или Дьявола, тоже танцуют вокруг золотой пропорции, обусловливаемой числами Фибоначчи. В идеале совершенный мир в прямом (Бог) или зеркальном выражении (Антибог) должен отвечать этой золотой пропорции.       Мир, в котором, условно говоря, 62% небожественного материала и 38% божественного,— это небожественный мир. А мир, в котором 62% божественного состава, а 38% небожественного, это уже мир божественный.       Подумать только, к каким выводам может привести открытие итальянца Леонардо из Пизы по прозвищу Фибоначчи («сын доброй природы»), которое он совершил в 1202 году, выращивая кроликов. Оказывается, здоровые кролики при определенных условиях воспроизводят себя согласно числовой последовательности, складывающейся из чисел Фибоначчи. Похоже, этим числам подчинено все. Семена на диске подсолнечника расположены так, что их положение образует рисунок пересекающихся кривых. Одни кривые закручены в одну сторону, другие — в противоположную. И всегда в пропорции: 55 к 34, 34 к 21, 21 к 13, то есть в пропорции, равной 1,618. Тополь, дуб, груша, орешник, ива, ель, кактус программу своего развития также подчиняют числам кроликовода из Пизы. Расстояния от пупка нормально сложенного человека до пят и до макушки головы тоже связаны отношением 38% и 62%.       Но меня интересует не столько архитектура человечес¬кого тела, сколько архитектурное строение человечества.       Рассматривая эволюцию человека от микро- к мак¬ро-,¬ а затем к мега состоянию, можно заметить: та структура мироздания, в которой действует человек, развивается, условно говоря, от небожественного состояния к божественному. На протяжении всей истории человеческой расы идет как бы постепенная перемена знака.       Но структуры, выстраиваемые материей согласно соотношениям золотых чисел Фибоначчи, в их крайних зеркальных выражениях (небожественный мир и божественный мир) это — идеальные структуры. В жизни же мы постоянно встречаемся с отступлениями от золотой пропорции. По существу жизнь есть всегда ее нарушение. Особенно жизнь человека.       Золотая пропорция соблюдается в природных процессах, и поэтому все совершаемое и творимое природой прекрасно. Человек же приближается к золотой пропорции только в творениях своих гениев, заурядная же практика его жизни, порой лежащая весьма далеко от чисел Фибоначчи, часто безобразна.       Мегачеловек в этом смысле предстает певцом и строителем золотых пропорций в мире.       Но что дальше? — может спросить меня ищущий. Ведь мир пульсирует, и, дойдя до идеального божественного состояния, в нем неизбежно начнется новая перемена знака.       Дальше — новый грандиозный цикл бытия.       В древних ведических гимнах, созданных человеком две с половиной — три тысячи лет назад, прозвучали уже первые догадки о катаклизмах такого рода.
Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Что двигалось туда и сюда? Под чьей защитой? Что вода была — глубокая бездна? Не было ни смерти, ни бессмертия тогда. Не было ни признака дня или ночи. Дышало, не колебля воздух, по своему закону Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него. Кто воистину знает, кто здесь провозгласит? Откуда родилось, откуда это творенье? Даже боги появились посредством сотворения этого мира, Так кто же знает, откуда он появился? Откуда это творенье появилось? Может, само создало себя, может, нет — Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе, Только он знает или же не знает. 6.04.1992. |