|
|
9. Новая философия
      Процесс сотворения новых духовных реальностей не остался в далеком прошлом. И сейчас идет огромная духовная работа по созиданию нового универсального мировоззрения, отвечающего реалиям наступающего III тысячелетия. Эта духовная работа незаметно производится ныне десятками и сотнями безвестных философов и мыслителей в разных концах мира.
      Пройдут годы, быть может, десятилетия, и аура нового универсального вероучения обретет золотые канонические формы мегарелигии, войдет, как необходимая единственная молитва, в сознание сотен миллионов людей, исподволь станет постоянной доминантой их духа.
      Наша беззащитность мнима. Мы беспощадны к себе, а потому — непобедимы.
      Я говорю о непобедимой фаланге Просветленных, о неотвратимой поступи Мессий. Но что у нас в котомках? С чем мы приходим в мир? Есть ли у нас уже сейчас идеи колоссальной силы и значимости?
      «Иерархия» в переводе с греческого означает «Священная власть». Только имея идеи суперпорядка, мы, фаланга мегажителей, можем претендовать на первые места в острие стрелы иерархии.
      В Казани живет ныне, возможно, один из крупнейших специалистов в теории этого вопроса, кандидат геолого-минералогических и доктор философских наук Эдвард Хакимов, автор ряда книг, посвященных анализу иерархических систем, диалектики взаимоотношений иерархии и неиерархии, кстати, мой однокашник по геологическому факультету Казанского университета.
      В одной из его книг я читаю: каждый новый природный уровень отличается и новым «классом закономерностей».
      По Э.Хакимову, каждый уровень сложной иерархической системы (а таковой, следовательно, является и каждый человек в отдельности, и каждая нация или класс, и все человечество в целом) представляет собой исходный «нуль» для уровней более высокой организации.
      Применительно к троичной системе, какой является человек, микроипостась человечества, одержимая жаждой наживы, накопительства, инстинктом к выживанию в любой среде, представляет собой исходный базовый «нуль» для макроступени, а макроипостась человеческой расы, проявляющая себя в каких-то социальных, национальных и других крупномасштабных формах деятельности, является исходным «нулем» уже для мегаступени развития.
      Определенная исходная ступень для прыжка в «нечто» — и богочеловечество.
      Приведу еще одно важное высказывание, на этот раз принадлежащее американскому теоретику Р.Селларсу, в котором заключена основная идея концепции структурных уровней: «Повышение уровня структуры — вот руководящая нить, которая пронизывает всю природу и вдоль которой возникают новые качества».
      Человечество — это такой же природный феномен, как все прочие, и если все в мире эволюционирует и буквально во всем с повышением уровня структуры возникают «новые качества», то разве не возникают они в человеке? Оттолкнувшись от базового «нуля», от микроипостаси как исходного состояния пути к Богу, сначала в человеке появляются макрокачества, а затем в результате эволюции и развития и мегакачества. И, естественно, в отдельных индивидуальностях этот процесс «возникновения новых качеств» проявляется быстрее, чем во всем человечестве. Но и человечество повторяет путь, пройденный отдельным человеком, возвысившимся до мега- или богосостояния. Существуют общие законы системного саморазвития бытия, и им подчиняются и Боги, и люди.
      Для чего я делаю на этом акцент? Для того, чтобы сказать: стратификация человеческого «я» на три уровня развития — не только гипотеза, не только догадка философствующего художника. Это нечто большее. Такой взгляд основывается на общей теории систем и опирается на громадный массив исторической реальности, где кривая эволюции человеческой расы просматривается четко и ясно.
      Рожденный в микромире, спеленутый инстинктами, человек разворачивает свои силы в макромире и уже не подростком, а духовно взрослым входит в мегамир, где перед ним открываются бесконечные возможности дальнейшего совершенствования.
      Игры в колыбели (племенная жизнь, первобытнообщинный строй) сменяются подростковыми макроиграми (эпоха классовых и национальных обществ, региональных религий), а затем начинается великая взрослая мегаигра во Вселенной.
      Мы находимся сейчас у входа в эту взрослую жизнь человека, пока во многом еще для нас непредставимую, но фантастически любопытную. И об этом я говорю именно теперь, когда, кажется, исчерпаны все силы, когда на наших глазах гибнут народы и государства, когда вроде бы нет уже веры ни во что.
      Факты многоуровневого, жестко иерархического строения человеческой личности вроде бы чисто психологического свойства, однако, они чрезвычайно важны. Они —отражение общего иерархическо-неиерархического строения природы. С другой стороны, они — свидетельство того, что третье состояние (человек открытый, человек универсальный, человек, чей «эгоизм» включает в себя все, что есть в мире) всегда содержалось в эмпирическом природном человеке уже на заре его бытия. Как возможность его дальнейшего развития. Как необходимое потенциальное звено в длительной, тысячевековой физической и духовной эволюции человека.
      И, конечно, процесс появления в человеческой расе новых качеств, ее постепенного вхождения на новые ступени — не примитивно прямой.
      История не знает непрерывно восходящих линий. Исторический оптимизм в идеале сочетается с повседневным скептицизмом или даже с черным пессимизмом. Универсальный взгляд на историю основан не на вере в чудо, не на мечту о последней победе Бога над Дьяволом, а исходит из глобальных законов развития сложно-системного мира и вовсе не обещает праздников ежедневно.
      Воскресенья бывают раз в неделю, а праздники (если это не «пиры во время чумы») — только несколько раз в году. Более того, универсализм, включающий в себя оптимизм и пессимизм как свои слагаемые, вынужден брать в расчет как неизбежность и попятные движения, регресс, отходы от эволюционных принципов, низвержение в хаос, в беспорядок.
      Надо принять еще в расчет, что три ипостаси человеческого бытия (микро, макро и мега) окружают со всех сторон, проникая внутрь, вероятно, и формы нечеловеческой (Дьявол) и надчеловеческой (Бог) разумной жизни. Подобно полюсам, заряженным разнознаковой энергией, они постоянно держат человека в напряжении, оказывая колоссальное воздействие на его бытие. Микроипостась тянется к нечеловеческому, или Дьяволу, а мегаипостась — к надчеловеческому, или Богу. И каждый человек оказывается вместилищем Дьявола и Бога, ареной их вечного поединка. Их страсти перевивают душу человека.
      Человек, в котором побеждает дьявольское начало,—микрочеловек. Человек, в котором своего противника одолевает божеское начало,— мегачеловек. Но любая победа — победа не навсегда. Это победа в данную секунду, а с ее окончанием мы вступаем в новый виток борьбы.
      Встречаюсь с Эдвардом Хакимовым. Он изучает Порядок и Хаос во Вселенной. Его представления об иерархии-неиерархии совпадают, перекликаются с моими размышлениями о Боге — Небоге.
      Вот его идеи.
      Многие происходящие в мире явления, факты, процессы, рождение и исчезновение вещей, политические или экономические события при существующем уровне знания оцениваются с позиций достигнутого опыта человечества в угоду определенной идеологии. Но развитие бытия и мира при всем разнообразии форм материи имеет свои законы, которые еще не раскрыты.
      — Не раскрыты всеобщие механизмы саморазвития, ведущие как к единству мира, так и к его разнообразию,—поясняет философ.— В качестве такой суперидеи, объединяющей все, я предлагаю новое представление о саморазвитии материи, логически объясняющее всю реальность и основные черты сознания. Из этой концепции в целом следует, что эволюционирующая система, материальная и идеальная, при развитии, усложнении становится неустойчивой. Достигнув определенного для себя уровня, система обречена оставаться на этой ступени бытия, находясь в «беспокойном состоянии», причем это беспокойное состояние неустойчивости становится условием активности, поиска. Логика предлагаемой концепции такова, что она объясняет существование дискретных рядов материи. Следует неизбежность появления сознания, главная функция которого — реализация пространственного расширения живого. Сознание — инструмент материи. Отсюда логическое объяснение пространственной экспансии любой идеи, берущей свое начало в животном мире, подобно тому, как расширяют пространственный ареал животные. Главной сущностью духа и религий является расширение сферы воздействий на умы. Войны, экспансионистские захваты, борьба за территории — следствие такого пути развития. Невозможно также замедлять ускорение функционирующих систем, сразу же наступают «сбои», и идет откат назад: в качестве примера — Союз ССР. Короче, мир и бытие не могут быть машиной, где все винтики взаимосвязаны одним приводом. Мир не может быть только Хаосом или только Порядком. Хаос — условие создания Порядка, условие поиска новых путей, резервуар возможностей. Квантованность материи, ее прерывно-непрерывное строение выступает как результат развития иерархо-неиерархической природы. Квантованы и сложные переходы от неживого к живому. Структура генетического кода извлекается из структуры мира кристаллов и минералов. Весь ход биологического развития, а также специфика социального развития укладываются в концепцию симметрии и ее нарушения, т.е. концепцию иерархии-неиерархии. Понятие Хаоса приобретает совершенно новый смысл. В этом страшном для человеческого сознания понятии существует своя логика. Хаос оказывается необходимым условием развития, а не только результатом развития. Познание структуры Хаоса — путь к созиданию. Хаос — важная сторона бытия, необходимое слагаемое, без которого невозможно многообразие мира. Скованность, закостенелость развития преодолевается познанием и подчинением Хаоса. Отсюда: Хаос и Порядок — это два близнеца. Одно без другого не существует.
      — К аналогичным выводам я пришел, размышляя над взаимоотношениями Бога и Небога.
      — Да, человек обращал внимание в первую очередь на порядок, подчинение и управление. Он лучше и детальнее, скажем, разработал концепцию иерархии и почти не разработал концепции неиерархии. Человек так же более глубоко вспахал поле вокруг понятия Бога и почти не тронул Дьявола. Стремление к преодолению старого управления, старого порядка, изжившего себя Бога объяснимо. Оно — следствие возрастания неустойчивости системы. Преодоление возможно лишь на основании более быстрого функционирования и развития системы. И здесь мы получаем новый взгляд на вечность круговорота, цикличность и возникновение нового. Всякое новое будет по сути всегда напоминать старое, но оно будет жить всегда более быстрыми темпами и станет более быстро расширять пространственную сферу своего обитания. Твой Мега- или Сверхбог, которого ты проповедуешь, ведь в чем-то соприроден и языческим Богам древности, и Богам основных шести мировых религий, а иноприроден, наверное, своими масштабами, своей внутренней сущностью. Не сомневаюсь, он более абстрактен, отвлечен, но вместе с тем и более всемогущ и даже более реален...
      Мы говорим долго — и о моих Сверхбоге и Небоге, и о его Иерархии-Неиерархии, и о нашем Порядке и Хаосе.
      И постепенно прорисовывается осевая линия беседы: понятия Иерархия и Неиерархия, Порядок и Хаос, Бог и Дьявол, характеризующиеся как всеобщие универсальные паритетные диалектические антиподы, выступают базисными понятиями развития. Единство этих понятий, их взаимосращенность и взаимопереходность являются фундаментальным системно-философским принципом новой религиозной философии...
      Нет, я — не один! И я говорю об этом во всю силу своего голоса. Нас уже много, мы уже всюду. И мы идем в мир неостановимо!
      Что нас может удержать? Наблюдающееся ныне как бы возрождение региональных религий — различных ветвей христианства, ислама, необуддизма, кришнаитской формы индуизма? Но, вероятней всего, это мнимое возрождение. Мы наблюдаем в целом ряде стран также титаническую попытку реанимировать институт частной собственности, вернуться к четкой классовой стратификации общества. С точки зрения мегачеловека, и эта попытка обречена на поражение и не принесет ничего, кроме неприятностей и ненужного исторического торможения. Это все примеры попятных исторических движений, свидетельства неустойчивости системы.
      Можно с уважением относиться к стремлению каждого религиозного учения объяснить окружающий мир, вымостить человеку путь к покою и гармонии с самим собой и с Богом, но при этом надо понимать: все это сегодня не более чем усилия макрочеловека, сходящего уже с активной роли на исторической сцене и потому имеющего низкий КПД. Макрочеловек три-пять тысяч лет назад стал уничтожать языческий мир многобожия, в котором десятки и сотни тысяч лет жил его близнец —микрочеловек. На обломках племенной жизни он создал нации, государства, классы, региональные верования и учения, четко стратифицированное общество различных модификаций. Это была, между прочим, колоссальная революция — и в сфере материального производства, и в сфере духа, в прорыве к монотеистическому Богу. Но участниками такой же революции, только еще более грандиозной по результатам и еще более колоссальной по масштабам воздействия, являемся мы. И мы уже пришли в этот грязный, пошлый мир, чтобы попытаться вновь изменить его!
      Мы, творцы мегамира, создадим и уже создаем новую философию, которая объединит все существовавшие и существующие материалистические и идеалистические учения. Мы построим сверхнауку, в которой наука о человеке сольется с наукой человека о мире, с представлениями о мироздании, выработанными другими разумными цивилизациями. Мы поднимем к небу новые духовные Храмы и воспроизведем новую сверхрелигию, которая свяжет человека тончайшими духовными нитями с небесной Иерархией и Неиерархией, с одухотворенным бесконечным Космосом.
      И именно теперь, в пору тяжелой смуты и всеобщего распада, мы закладываем первые камни в основание новой универсалистской веры, прорисовывая пусть вчерне первые абрисы новой всеобъемлющей философии и новой мирообъемлющей религии.
      Материя жива повсеместно, феномен сознания органически присущ материи, являясь одним из ее неотъемлемых, фундаментальных свойств. Это философско-религиозная линия, начатая когда-то Анаксимандром, продолженная затем в тех или иных вариациях Спинозой, Робине, Лейбницем, ныне в рамках складывающегося словаря начала III тысячелетия имеет наиболее серьезные перспективы развития. Большое или супербольшое сознание (а в переводе на религиозную терминологию ими могут быть, условно говоря, Бог или Небог, или Дьявол) в такой картине мироздания естественны и закономерны. Если мы признаем теоретическую возможность существования нематериальных структур, наделенных супербольшим сознанием, то будем вынуждены признать и возможность реального существования структур материи, наделенных, определим так, божественными и небожественными, или антибожественными свойствами. И эти структуры материи надо изучать. В том числе, и самыми тонкими физическими методами. И вводить новые характеристики мироздания (Бог, Небог или Дьявол) в физические формулы, в научные постулаты. Впереди состояние, когда наука будет полностью «обожена», а понятия Бога и Небога, или Дьявола, полностью «онаучены». Панрелигия будущего и универсальная философия, которые мы создаем, воспользуется всем полезным, что накопили предшествующие мировые религии и наука. Универсалистское учение — религия-философия-наука завершающего венца в земной истории человека. И мы, как ткачи, денно и нощно, часто в полной безвестности ткем сверкающее покрывало этого учения.
      Да, по бедности мы порой сдаем бутылки на пунктах стеклопосуды, по утрам ходим на службу, как все, стоим в очередях за хлебом и часто не имеем ничего, кроме ничтожной зарплаты. А подчас не имеем и ее. Мы невидимы, но «помечены»: Бог или Сатана, а скорее, и тот, и другой одновременно, на счастье или проклятье наградили нас крупными, фантастическими идеями, и мы одержимы ими. Мы приходим в мир, где царят пресность и покорство обычаю, с котомками, нагруженными под завязку завтрашней реальностью. Мы развязываем эти котомки, голодные, нищие, раздетые, безвестные, и говорим вам, сытым и власть имущим: «Нате, берите эту реальность! Берите, иначе вы обречены!»
      И вы, подчиняясь страху, который глубоко сидит в вас, подчиняетесь и нам, бесстрашным. Осыпая нас проклятиями и насмешками, изрыгая хулу, вы тем не менее берете из наших рук формулу жизни, спасающую вас от уничтожения.
      Закон бытия неизменен во времени: мы даем, вы —берете.
      Сегодня мы даем вам формулу спасения снова. Берите!.. Мы пришли, чтобы опять спасти вас!..
      04.07.1992.
|
|
|