Творчество Диаса Валеева.


     


«Сегодня Я завершаю вашу религию...»

Мухаммед, сура V, Коран.
.


1. Кто мы?


      Христианство выдвинуло идею единого, но трехипостасного Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Я в своих книгах и проповедях выдвигаю идею единого, трехипостасного человека — микро-, макро- и мегачеловека, вечных персонажей земной истории и вечных близнецов.
      Собственно, мое слово — также слово о Мессии. Но, разумеется, не об Иисусе (хотя я и даю свою версию этого человека), а о подлинном и единственном Спасителе.
      Вот предельно коротко суть моей концепции человека.
      В мировом человеке я различаю три составляющих. «Микросоставляющая» характеризует тех, чья жизнь, физическая и духовная, полностью диктуется внешними микрообстоятельствами, бытом, окружением. Микрочеловеку органически присущ личный, своего рода телесный эгоизм, инстинктивная жажда к физическому выживанию в любой среде.
      Я пришел к выводу: подавляющая масса людей образует именно этот первый тип человека. Микрочеловек — человек внеидеологический. Я бы назвал его человеком доклассовым и донациональным. Однако в любой момент он способен примкнуть к любой доминирующей идеологии, в частности, радикально-классовой или радикально-националистической, но всегда в целях личной собственной выгоды. Если микрочеловеку выгодно уверовать в Сатану, он станет завзятым сатанистом, если ему что-то обещает красное знамя, он пролезет вперед и будет вырывать древко из рук убежденных коммунистов, а чуть сменится погода, первым же бросит знамя в грязь, под ноги. Если он сочтет, что выгодно стать исламистом, то и здесь окажется в первых рядах, и таким же он будет среди верующих в Будду или Христа. Не случайно Мухаммед уже во второй суре Корана говорит о таких людях: «Поистине, те, которые не уверовали,— все равно им, увещевал ты их или не увещевал,— они не веруют. Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали...» Словом, это человек, готовый во всякое время быть всем и всяким.
      «Макросоставляющая», определяемая историческими, социальными, классовыми, национальными параметрами, творит обычно душу и судьбу тех людей, кто является в жизни носителем крупногруппового эгоизма. Это именно тип человека, обладающего подлинными классовыми, национальными, социальными чувствами. В них преломляется жизнь определенного социума. Из людей этой категории обычно выходят, по моим наблюдениям, крупные администраторы, промышленники, политики, крупные деятели искусства, науки.
      Наконец, «мегасоставляющая» создает мегачеловека —фигуру еще более крупную, редкую и универсальную. Это человек, обладающий как бы супермозгом и суперсердцем, выходящий за рамки национальных и классовых чувств, пределы какого-то социума. Субъективно такой человек ощущает себя представителем не нации, не класса, не расы, не какой-то определенной религиозной системы взглядов, а всего человечества, гражданином всей планеты Земля, больше того, Вселенной. Его субъективное «я» по мощи охвата как бы равно объективному миру. Этот редкостный тип людей дает мировых пророков, провидцев, религиозных реформаторов, супергениев.
      Да, перед нами еще одна классификация человека. Могу вообразить крики (я их наслышался немало в 70—80-е годы, когда определенная категория людей не давала мне обнародовать мои идеи): «Кто дал вам право делить людей на касты, навешивать на них ярлыки?»
      Не на касты. На типы.
      Существует множество классификаций человека. Почему бы не появиться еще одной, возможно, столь же условной, что и все другие?
      Успокою радетелей уравнительных взглядов на человеческую природу и такой мыслью. Все эти три составляющих — микро-, макро- и мега- — находятся в каждом из нас. Я различаю в себе все три начала: во мне живет и низкая микросоставляющая, высокая мегасоставляющая, есть и находящееся между ними средостение, порождаемое макроначалом. И так — в каждом человеке.
      В нашем теле, в духе идет нескончаемая вечная борьба трех начал, и результат этой борьбы — мы, каждый из нас конкретно. В ком-то всю душу захватило в плен микроначало, оно убило своих близнецов, и перед нами —микрочеловек. В ком-то доминирует макросоставляющая, и перед нами — макрочеловек. А в ком-то прорвалось к власти и освоило все пространство души высокое меганачало, и перед нами — мега- или богочеловек.
      Подобно трехликой природе человека имеют три вечных лица и нации, распространенные на Земле. Я различаю микро-, макро- и меганации. Соотношения и здесь примерно такие же: микронаций множество, наций в ранге макро- гораздо меньше, а меганации уже чрезвычайно редки. И что любопытно — и здесь, внутри каждой нации, можно наблюдать ожесточенную и вечную борьбу трех начал.
      Повторю то, о чем я говорил в предыдущей книге.
      Мной выдвигается концепция и трех народов внутри каждой нации и, соответственно, трех культур. Например, три определенные культуры характеризуют лицо современной татарской нации или русской, или любой другой.
      Микролюди образуют микронарод в своей нации, а, соответственно, макро- и мегалюди — макронарод и меганарод. Естественно, в каждой нации образуются и три параллельных субкультуры, имеющие, кстати, мало что общего друг с другом.
      Можно предположить, что космические разумные цивилизации, заселяющие космос и параллельное иномирие, также, вероятно, встречаются трех типов: микро-, макро- и мега-. И в каждой лакуне мировой жизни разыгрывается свой извечный вариант борьбы трех начал.
      За два тысячелетия христиане хорошо разработали догмат о второй ипостаси — Боге-Сыне. Слабо представлены и менее подробны догматические формулы о Боге-Отце и особенно Боге-Святом Духе. Но, возможно, догмат о Пресвятой Троице — анахронизм, отвечающий представлениям людей о мироздании и Боге двухтысячелетней давности и нуждающийся ныне в коренной реконструкции. В своем учении я развиваю традицию взгляда на мир как на мир троичный, выдвигаю новый догмат единого, трехипостасного сознания, выявляющегося в системах микробожеств, макробожеств и мегабожеств. Другими словами, концепция, исходящая из трехликой природы человека, в своем развитии превращается в философскую концепцию единой, но трехликой, трехипостасной природы всего мирового бытия.
      Тезис о троичности как системе стабильности и устойчивости явлений может быть развернут в размышлениях о народе и в целом человеческой расе как троичной системе, цивилизации как троичной системе и Боге как троичной системе. Естественно, триадность или троический характер деятельности мирового человека прорисовывается во всех сферах труда и творчества как генеральный принцип. Троичный характер носит вся мировая культура.
      Все эти общие подходы нам необходимы, чтобы провести публичное расследование социального поведения человека. Ныне, например, мы находимся на роковом рубеже отечественной истории, на крутом сломе жизни. Очень интересно, как ведут себя в этой сложной ситуации микрочеловек, макрочеловек и мегачеловек? И, соответственно, микро-, макро- и меганароды каждой нации?
      Да, вопрос глобального значения: кто мы? Мы — феномен мироздания, пребывающий во Вселенной в трех ипостасях. Соответственно, три пути, три дороги всякий раз, в любой момент истории открываются перед нами, ставя нас перед нелегким выбором. Есть микропуть. Есть макропуть. И есть мегапуть. Куда идти мне, человеку, сегодня?
      Слово вестника здесь подобно стрелке компаса...

     

28.03.1992.















Hosted by uCoz