Творчество Диаса Валеева.




17. «Нет и краев у нее...»

      Цель: на пространстве одной проповеди надо сжать весь дальнейший объем человеческой истории, сделать отчетливой и ясной для твоего сознания, читатель, основную эволюционную кривую человеческого развития.
      Фантастично, но факт: человек меньше всего знает самого себя, он не знает даже основных вех своей «биографии». Разумеется, я говорю о «биографии» человеческого рода в целом.
      Напомню сказанное в предыдущей проповеди: эпоха I Великой символической культуры располагалась в промежутке от 80 до 36 тысяч лет до новой эры и продолжалась 44 тысячи лет; эпоха I Великой реалистической культуры, соответственно,— в промежутке от 36 до 10 тысяч лет до н.э. и продолжалась 26 тысяч лет. Что дальше?
      А дальше в истории человеческой расы наступила эпоха II Великой символической культуры. Она включила в себя время от мезонеолита до ранних и срединных этапов рабовладельческой формации в промежутке от 10 тысяч лет до X—III веков до новой эры. В египетском очаге цивилизации — примерно до XXII века до н.э.
      О новой великой эпохе, которая приходит в человеческий мир в мезонеолите, можно, пожалуй, получить представление из монолога эсхиловского Прометея:

              Я восходы и закаты звезд
              Им первый показал. Для них я выдумал
              Науку чисел...
              ...Я открыл им способы
              Смешенья зелий болеутоляющих,
              Чтоб люди все болезни отразить могли.
              Установил я разные гаданья
              И объяснил, какие сны сбываются,
              Какие нет, и вещих снов значение
              Раскрыл я людям, и примет дорожных смысл.
              Птиц хищных и когтистых разъяснил полет,
              Определил, каких считать зловещими,
              Каких — благими.
      Это, я думаю, не только монолог Прометея, но и монолог мирового человека II Великой символической культуры, закономерно гордящегося своими первыми в истории успехами. Это — содержание его жизни.
      Вспомним, в нижнем палеолите мы были символистами, в верхнем — реалистами, в мезонеолите мы опять —символисты.
      Вот высеченный из массива единой скалы сфинкс в Гизе (Египет), изображенный с широко открытым взглядом, устремленным, кажется, в вечность и не замечающим ничего земного. Во взгляде сфинкса, устремленном на внепредметный сущностный мир, человек той эпохи, думается, изобразил свои отношения с действительностью. Последняя его интересовала меньше всего.
      Любопытно, и это нам пригодится для нашего последующего более конкретного разговора о Боге: если в эпоху I Великой символической культуры в разных частях Земли у разных племен родилась политеистическая, многобожная религия, окрашенная языческими мотивами, то в эпоху II Великой символистической культуры из многобожного «фона», достаточно заселенного богами, выделяются боги монотеистических религий. У древнеиндийских племен в XII-VII вв. до новой эры — Брахма, Шива, Вишну и где-то в V в. до н.э. аватара последнего, земное воплощение Вишну Кришна, у древних персидских племен в VII веке до н.э.— Ормузд и Ариман, в Индии же в VI—V вв. до н.э.— Будда и у древнееврейских племен в VII веке до н.э.— единый Бог Иегова и его посланник на земле Мессия.
      На протяжении всей этой эпохи идут своеобразные усиленные поиски единого Бога с установлением его «контроля» над разными территориями Земли и народами, ее населяющими. Мир преходящих конкретных явлений, подверженный движению, изменению и смерти, которому мы принадлежим сами, нас в это время словно и не интересует. Что короткая человеческая жизнь по сравнению с бесконечной и необозримой жизнью Единого?
      Основное ощущение: человек данной эпохи живет в огромном, бесконечном, каком-то «надземном» мире. Он —невидимая и неслышимая пылинка этого мира, и поэтому взор его, как у сфинкса, взор не физический, а духовный. Главная форма передачи мысли о мире — символ. И такая форма жизни у человека продолжалась примерно 9—10 тысяч лет.
      Еще одно важное наблюдение: в символические эпохи происходит не только рождение религий и образование религиозных институтов, но и подпитка человечества от надчеловеческих источников. В буддизме, скажем, есть некоторые идеи, которые вырываются далеко за круг представлений и интересов человека тогдашней эпохи и имеют, вероятно, запредельное происхождение. Например, идея человека-колеса, индивидуальность которого сложена многочисленными существованиями и составлена из целой серии жизней, которые «начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтобы снова начаться, и так нескончаемо», и каждая из жизней оказывается лишь частично проявленной в каждом новом появлении на земном плане. Или идея существования целых систем миров различных качеств, высших и низших, обитатели которых в своем развитии «вполне соответствуют качествам миров, ими населяемых». Или идея грандиозных циклов брахманизма, состоящих из «дня Брахмы» (махаюги), длящегося 12 000 земных лет, и «ночи Брахмы» (пралайи) — также в 12000 лет, когда Вселенная то разбивается на сферы, то аннигилируется в праматерию...
      А что дальше? А дальше на Земле общереалистическая по своему стилю эпоха вновь стучится в двери мира всюду: сначала дает знать о себе в Египте, затем в Ассирии, Китае, потом в греческой и римской заводях человечества. Маятник человеческой активности на рубеже старой и новой эр вновь качнулся и пополз в сторону реальной действительности.
      Не буду подробно говорить об этом страшно интересном периоде в истории Земли и человечества. Скажу лишь о том, что знают далеко не все. Полоса «античности» или II Великой реалистической культуры — это история не только Греции и Рима. С большими или меньшими отклонениями во времени, но с проявлением основных, сущностных черт, с естественной национальной вариативностью и специфическими особенностями этот реалистический стиль проявляет себя в это время (XX—III вв. до н.э.— I—VI вв. н.э.) буквально во всех тогдашних очагах цивилизации — в Египте, Иране, Иудее, Индии, Китае и в том числе в Греции и Риме. Стиль всемирен, универсален.
      Да, чрезвычайно интересно следить за «поведением» мирового человека. Скажем, идея космополитизма, т.е. идея о том, что человек принадлежит не своему городу, а миру или космосу в целом, принципиально чуждая второй реалистической культуре, вдруг в первом веке новой эры все чаще находит своих приверженцев. Случайно ли, что в I веке н.э. этой идеей сильно «болел» Сенека: «...Мы — только члены огромного тела.., я знаю, что моя родина — мир». И не только у Сенеки, но, скажем, и у Лукреция изображаемый им мир все более приобретает всенациональные, бесконечные, космические черты. Ощущение родины, своего, неповторимого места во Вселенной становится словно неведомым человеку, выходящему на пространства новой эры:
              Нет и краев у нее, и нет ни конца, ни предела,
              И безразлично, в какой ты находишься части вселенной.
      Естественно, такого рода космополитизм и иррационализм сознания становится постепенно благодатной почвой в эпоху III Великой символической культуры (I—VI, XIV—XVI века нашей эры) для образования новых символических, в частности христианских и мусульманских, религиозно-философских и художественных ценностей.
      Да, снова фиксируется движение маятника, снова символизм, снова взгляд сфинкса. Вот что говорил, например, Плотин (204—270 гг. н.э.): «Чтобы видеть, нужно утратить сознание себя, а чтобы осознать это видение, нужно неким образом прекратить видеть».
      Свой процесс символизации величин развивался в это время в науке, в частности в математике. Астроном и математик Мухаммед Ибн-Муса аль Хорезми (из Хорезма), живший в IX веке, написал большой трактат по алгебре. Само название «алгебра» является искажением слова «аль-Джебр», входящего в заглавие сочинения Хорезми («Книга о восстановлении»). Любопытно также, что самое имя математика аль Хорезми (по латыни — Алгоритми) вошло в математику как обозначение арифметики с помощью арабских чисел, а затем и как обозначение всякой системы счисления по строго определенным правилам (алгоритм). Для нас интересно прежде всего, что означает в глобальном смысле рождение такого нового раздела науки, как алгебра? Какой скачок мысли таит оно в себе?
      Математика доселе была вещественной, «телесной» в прямом смысле слова. В эпоху II реалистической культуры, например в античной Греции, все имело телесную форму. С приходом же символической культуры число абстрагируется, лишается вещественности. Появляется объективная необходимость в неизобразимом — в знаках, символах, мнимых числах.
      Аналогом этим мнимым числам в математике в сфере религии в эпоху III Великой символической культуры являются заменившие «телесных», языческих богов античности новые «надземные» боги христианства и ислама — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух (I век н.э.) и Аллах (VII век н.э.).
      Полагаю, что «подпитка» человечества из внеземных или, скажу точнее, надчеловеческих источников шла и в этот период.
      А дальше? А дальше снова наблюдаются закономерные колебания исторического маятника.
      Человек в рамках III Великой реалистической культуры, ограниченной временным промежутком примерно с XIII века до рубежа XIX—XX столетий, снова (уже в третий раз в мировой истории) как бы выделился из космоса и, подобно Богу из живых еще религиозных мифов, сам стал творить мир. Как? Называть, подробно описывать его. Овладевать новыми пространствами, прокладывать новые пути и по земле, и по морю и тем самым творить действительность, количественно прибавлять ее.
      Подобно Колумбу, человек плыл на кораблях и открывал новые земли. Подобно Галилею или Ньютону, он проводил опыты, оснащал себя аппаратурой наблюдения и измерения и погружался в бесконечность, присоединяя к пространствам Земли новые пространства Вселенной. Подобно Микеланджело, он описывал или высекал из камня красоту реального человеческого тела и тем самым соперничал с Богом, создавшим, по легендам, Адама.
      Вот мои раскладки последних столетий: XI—XII века — проторенессанс, зона перехода от III Великой символической культуры к III Великой реалистической; XIII—XVI века — собственно ренессанс, высокий реализм; XVII — конец XIX веков — поздний реализм, или постренессанс; XX—XXI вв.— зона перехода от III Великой реалистической культуры к IV Великой символической культуре.
      Для многих это до сих пор большая новость — однако, мы ныне находимся в лоне IV Великой символической культуры.
      Еще раз сделаю акцент на своей концепции истории. Мой постулат — саморазвитие бытия и мышления человечества, производящее во взаимодействии с внешним миром на разных временных этапах мировой истории определенный стиль жизни, который в свою очередь в процессе человеческой практики выражается в создании определенных форм экономической деятельности, государственно-политического устройства, религиозных верований и институтов, научного знания и искусства. Пульсация стилей, железный ритм, закономерное качание мирового маятника занимают не какой-то ограниченный период. Вся история от ее первоначальных истоков — это четко прослеживающиеся безостановочные волны ритма. Всю кривую эволюции человеческой расы можно изобразить: звуком — в виде сложного музыкального ритма, пером — в виде волны.
      Конечно, все эти волны ритма необходимо знать, дабы быть внутренне готовыми к их приходу, дабы, во имя собственной безопасности, делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы человеческой деятельности, дабы, наконец, «работать» на движение настоящего момента, а не против него. Но удивительно — человечество словно глухо и слепо. Оно почти никогда не слышит подземных толчков, оно не видит фактов, буквально россыпью лежащих на самой поверхности. И даже когда такие люди, как я, указывают на них, оно чаще всего не замечает наших жестов. Еще одна загадка феномена человека: метод проб и ошибок оказывался предпочтительнее — по крайней мере так было в микро- и макроэпохи — предвидений, основанных на теории.
      Но пора подводить итоги III реалистического периода в жизни человечества.
      К рубежу XIX—XX столетий человек стал полным властелином, хозяином земного шара. Он описал, подчинил, покорил и узнал в подробностях окружающий его лик Земли. Но пришел час (а этот час закономерно должен был прийти), когда он, «реалистический человек», родившийся в XII—XIII вв. и вступивший в XX столетие, ненасытно вбиравший в себя в течение истекшего тысячелетия окружавшую его реальность, вдруг как бы исчерпал ее. Можно сказать, исчерпал даже и в физическом смысле — в XX веке перед нами, в частности, встала прямая опасность исчерпания природных ресурсов. Никогда не был человек так силен и велик, каким он стал к концу «реалистического пути». И никогда не ощущал он себя столь маленьким и ничтожным. Огромный, необъятный, бесконечный земной шар превратился к финалу III реалистического периода в ничтожную маленькую планету, затерявшуюся в бесконечном Космосе.
      Где спасение? На старых путях, в рамках «реализма» его нет. Мы целиком в лоне новой символической культуры. Пора это понять. И пора подчиниться железной власти нового ритма, ибо ему подчиняется все живое на Земле и во Вселенной. Противиться смешно, бессмысленно, недостойно.
      Что нас ждет? На новом витке спирали, в рамках IV Великой символической культуры, мы пройдем через полосу жизни, которую уже пережили в эпохи I, II, III Великих символических культур. Поднимите страницы этой книги, внимательно, с карандашом в руке, перечтите ее, и вы увидите и узнаете сами, что ждет вас, ваших детей, внуков...
      Мы снова будем искать единый для всего тела человечества путь. Отказав в доверии старым богам, мы снова будем изнемогать в исканиях нового «надземного» Бога, единого для всех. Мы постепенно сплотимся в единое человечество. И эта «символическая» судьба продлится у нас до XXII—XXIII веков. Дальше, в XXIV—XXV веках произойдет очередное колебательное движение маятника. Короткий по времени, но чрезвычайно богатый результатами период IV Великой реалистической культуры где-то в XXV или XXVI веке завершится совершенно невероятным по итогам соединением, «коротким замыканием», «взрывом» ритмов и стилей. Начнется, очевидно, настоящая жизнь мега- или богочеловечества в рамках космического сообщества, в пределах правил и законов мировой Иерархии Божеств.
      Анализ эволюции человеческой расы показывает: человек имеет, по-видимому, смешанное космическо-земное происхождение. Произведенный миллионы лет назад посев человеческого материала, отданный на волю генетической судьбы, случая и эволюции, вероятно, до сих пор находится «под присмотром». Однако судьба человека полностью автономна.
      Сопоставления свидетельствуют: знания, транспортированные на Землю из надчеловеческого источника,— а этот «канал» вновь открылся в самый канун IV Великой символической культуры (тексты, «наговоренные сверху» Е.Блаватской, Е.Рерих),— и знания, выработанные самим человечеством на путях мучительной эволюции, в своих итоговых результатах смыкаются, сближаются, перекрывают друг друга, хотя, естественно, и не совпадают во всем. Определенный момент относительных совпадений есть, например, в моей религиофилософии и в философских установках оккультного символизма.
      Однако все точки сближения еще впереди. Но на это ныне надо смотреть спокойно: и надчеловеческое и человеческое знание не есть абсолютная, завершенная истина, и то и другое — лишь взаимодополняющие и потому необходимые друг другу пути к Единой истине и Единому Богу. Допустимо и такое предположение: если в символические эпохи происходит «подпитка» человеческой расы энергией из надчеловеческого источника, то в реалистические, не исключено, человечество само питает своей энергией надчеловеческий или иноцивилизационный мир.
      Мы вступаем в пространство невероятностей.
      Каждый наш шаг и впредь будет драматичен, фантастичен и трагедиен.

19.12.1992.














Hosted by uCoz