ДИАС ВАЛЕЕВ



                      - прозаик, драматург, философ, аналитик современной и древней истории,
                       основатель и вестник новой религиозной идеи, Новый Учитель




Вернуться:

Главная страница


Написать письмо

DiasValeev@yandex.ru




"Я"

роман




Часть 1:

  1   2   3   4   5   6   7

  8   9   10   11   12

  13   14   15


Часть 2:

  1   2   3   4   5   6   7

  8   9   10   11   12

  13   14   15   16


Часть 3:

  1   2   3   4


Часть 4:

  1   2   3   4   5   6



"ЧУЖОЙ, ИЛИ В ОЧЕРЕДИ НА ГОЛГОФУ"


роман-документ




От автора

Часть первая

    1984

  1   2

    1985

  1   2

Часть вторая

    1986

  1   2   3   4   5   6   7

  8

Часть третья

    1987

  1   2

Послесловие



"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ ГЕРОЕВ"

роман-сказка




Я - сказочник, и вот мои истории

Поход к Змею-Горынычу

Полет над городом

В королевстве зла

Великий хирург

Встреча с колдуном

Командировка в Австралию

Похищение героя

Последнее путешествие


Чужой

романы


     В книгу писателя Диаса Валеева вошли необычные по сюжетам роман «Я», автобиографический роман-документ «Чужой, или В очереди на Голгофу» и роман-сказка «Приключения двух героев». Печать «странности», некоторой ирреальности лежит на всех произведениях известного литератора.


Краткая аннотация Татарского книжного издательства к книге "Чужой"





О Диасе Валееве как писателе-прозаике

***

    …Каково главное, определяющее качество его как прозаика?
    Мне думается, что прежде всего это — по-юношески чистый бескомпромиссный взгляд на мир, та напряженная нравственная атмосфера, которая окрашивает его произведения страстностью в поисках истины. В его рассказах и повестях явно ощутима тяга к романтическому укрупнению образов, к исключительным, романтически-необычным ситуациям...


    …Рассказы и повести Валеева — это не слепки с действительности, не мгновенные фотографии, а размышления о жизни. Писатель избегает описательности, ползучего натурализма, нагроможденных друг на друга подробностей. Его стиль тяготеет к поэтической приподнятости. Но это не натужная холодноватая патетика, а приподнятость над мелочным скучным правдоподобием — во имя большой правды.
    Иной раз его произведения стоят на тончайшей грани реального и ирреального…


    …Но все-таки главным в его творчестве является не материал — пусть даже свежий, экзотичный в своей неповторимости. В центре внимания Валеева всегда человек, к которому писатель приглядывается с обостренным интересом.
    Внимание автора сосредоточено не на реалиях быта, не на профессии персонажа, а на его личности. Он стремится объемно и зримо показать духовный мир нашего современника, запечатлеть его психологическое своеобразие в определенную эпоху. Центр тяжести его произведений перемещается на исследование самосознания личности, уяснение человеком своей ответственности. Вот почему его герои так напряженно размышляют о смысле жизни и о своем предназначении на земле. Ставя своих персонажей в ситуацию нравственного выбора, часто на предпредельную черту, писатель, как скальпелем, вскрывает их подлинную сущность…


    …У Д.Валеева есть несколько излюбленных типов героев. Во-первых, влюбленные. Во-вторых, чудаки. В-третьих, люди "идеи". То есть те, кто способен освободиться от коросты эгоизма, погони за деньгами и прочими жизненными благами. Это вытекает, видимо, из авторской концепции человека. Он рассматривает личность человека, как самоценную величину, человеческое "я" как своего рода целостную вселенную. Все это порождает еще одну черту прозы Д.Валеева — склонность к психологическому анализу. Писатель широко использует прием внутреннего монолога, исповеди героя, причем, как правило, в несобственно-прямой речи…


Рафаэль Мустафин



***

    …Писатель пишет о человеке. Но говорить о человеке — это значит говорить о том, что составляет истинный смысл его жизни в наше, далеко не идиллическое время. Ныне между понятиями Жизнь и Дело можно поставить знак равенства. Исключения только подтверждают общее правило…


    …Диас Валеев — писатель, стоящий на позициях фантастического реализма, и его реализм никогда не скатывается на рельсы плоского правдоподобия, взятого на уровне так называемого "обыденного сознания". Он обыкновенно ищет настоящую большую художественную правду, а она, как известно еще со времен Аристотеля, может иногда казаться невероятной…


    Говоря о писателях, мы обычно ищем генезис их творческого облика, ищем влияния, которые в той или иной мере отразились на формировании художника. Но эта область трудная, и выводы здесь зачастую бывают спорными. Что касается Валеева, то (возможно, субъективно) можно предположить его плодотворную и творческую учебу у великого Гете. Возможно, что вкус к трагедийной строгости, сочетающейся с полетом фантазии, не ограниченной ни временем, ни пространством, идет именно оттуда. Ощутимо, на мой взгляд, и влияние Достоевского. Об этом говорит пристальный интерес к доскональному психологическому анализу и к вопросам морали. Вероятно, не осталась незамеченной для Валеева и драматургия Б.Брехта. Из современных российских писателей хочется указать на (не знаю осознанную или неосознанную) ощутимую духовную близость к замечательному писателю-прозаику и драматургу Л.Леонову.


Евгений Золотарев



***

    …Цензурно-редакторский беспредел был порой просто чудовищен, выходил за рамки разумного. Писателю не позволили в 1975 году дать в книге одному из рассказов название "Страх". Как можно? Это название навевает пессимизм! Рассказ вышел тогда под названием "Давай, гони за поездом". Писателю не позволили в 1981 году дать сборнику рассказов и повестей — после обвинений в очернении действительности, порнографии и еще Бог знает в чем — название "Вечные игры". Легкомысленно звучит! Сборник вышел под названием "По вечному кругу".
    Подобные примеры бесчисленны.
    Но это были еще легкие формы вмешательства в творческий процесс и уничтожения результатов труда. А встречались и весьма тяжелые, грубые формы, когда в ход шли откровенные запреты и остановки спектаклей, так называемые внутренние рецензии, безапелляционно крест на крест перечеркивающие судьбу рукописей, прямое физическое уничтожение (шесть спектаклей в 70-80-е годы были уничтожены в Казани, два — в Новосибирске и Москве, неоднократно рукописи писателя выбрасывались из издательств, вычеркивались из тематических планов). Было и так, что сегодня, допустим, ему присваивали какое-нибудь звание или давали Государственную премию, а завтра уже наносили внезапный расчетливый удар: бесцеремонно изымали из текущего репертуара только что поставленный спектакль или организовывали на него коллективную охоту, даже облаву. Сам писатель достаточно подробно рассказывает об этом в театральном романе "Изгой, или Очередь на Голгофу" и в эссе "Меч вестника — слово", вошедшем в книгу "Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу". Нас в данном случае однако интересуют не сами по себе факты целенаправленной садистской травли художника, а то, каким образом подобная практика отношений государства, общества, толпы к писателю непосредственно отразилась на его творчестве.
    Самое парадоксальное и неожиданное — результатом явилось его полное освобождение.
    Каждый случай насилия, духовного и физического, над художнической совестью — происходил ли он в ослабленной либо тяжелой форме — словно освобождал художника от приверженности различным "табу". И постепенно, пожалуй (это можно проследить по его книгам), он освободился от всего — от власти государства, от подчиненности народу, от тяжкой гири общественного мнения. Он стал чувствовать себя "камикадзе", стрела полета которого предопределена свыше, "камикадзе", посланным Богом в человеческий мир с вестью об идеях завтрашнего дня.
     Все это очень важно уяснить, ибо без знания этих вещей мы не поймем, не воспримем удивительной свободы духа, с которой написаны и его повести и рассказы, и его пьесы, и его философско-религиозные трактаты. Надо было, очевидно, пройти через конфликт и противостояние с силами спецслужб, курирующими творческий процесс и неизвестно на кого работающими, с общественным мнением в лице писателей, редакторов, цензоров, с партийными структурами, также неизвестно кому служившими, с движением национал-радикалов, лагерем "радикал-демократов". Дело доходило порой до острых крайних моментов (допросы с угрозами, организация травли в газетах и на многотысячных уличных митингах, попытки навесить тот или иной ярлык, угрозы убийством, судебные процессы, организация блокады, физическое уничтожение рукописей и спектаклей). Но только достойно пройдя сквозь все это, думается мне, Валеев получил ту непостижимую на взгляд обыденного рассудка внутреннюю свободу…


    Девяностые годы XX столетия и начало нового века были для писателя трудными, нелегкими, но весьма продуктивными. Он часто болел, нередко его совершенно покидали силы (диабет, гипертония, ишемия), но, пересиливая недомогание, отлежавшись в постели с книгами и газетами в руках, он снова садился за свой старенький письменный стол. И за столом подчас забывал о всех своих болезнях.
    В эти годы он снова возвращается к своему документальному роману "Изгой, или Очередь на Голгофу". Роман издан ,но теперь у него другое название — "Чужой, или В очереди на Голгофу". Несколько рассказов существуют в черновых набросках еще со второй половины восьмидесятых годов, теперь он пишет их набело Так появляются рассказы "Чистая проза","Экстрасенс ", "Вечный поцелуй", "Месть","Ворота". Черновики некоторых из этих рассказов написаны моей рукой: осенью 1989 года лежа на гальке пицундского пляжа, Диас Валеев диктовал их мне. Это были чистые импровизации. Самое удивительное то, что за пять минут до диктовки, например, он сам не знал и даже не догадывался о содержании будущего рассказа. Брел, скажем, мимо нас куда-то черно-белый бык, и вот он уже бредет по пространству возникающего рассказа, который я записываю.
     В эти же годы он пишет рассказы "Полуостров Диксон", "Ангел и раненый бес", короткий пронзительный роман "Астральная любовь". Но самое главное, он завершает в 1997 году, наконец, свой роман "Я", над которым бился многие десятилетия. Я помню еще первые варианты романа, помеченные 1962 годом.
    К нему каким-то чудом после долгой тридцатишестилетней разлуки возвращаются рассказы "Убийство" и "Встреча", погибшие в Казани во время пожара 1969 года. Он пишет рассказ "Сюрреализм". В 1999 году в больничной палате завершает работу над большим необычным по форме рассказом "Последние сны", это рассказ о писателе, но как много в нем, как всегда, мотивов, идущих от самого автора...

Дина Валеева