|
Пророк и черт
Трагедии, драмы, комедии
Известный критик Н.Велехова писала о творчестве Диаса Валеева в журнале «Театр»: «И снова, и снова Валеев предстает как очень трагичный художник». Десять пьес писателя – это десять драматических по содержанию романов из жизни России в XIX и XX столетиях. Замечательный символ верности Д.Валеева – образ женщины.
Краткая аннотация Татарского книжного издательства к книге "Пророк и черт"
О Диасе Валееве как драматурге
***
...Я рассматриваю творчество Диаса Валеева в свете главной этической проблемы — заботы о сохранении нравственных и духовных ценностей человеческой жизни сегодня...
...В драматургическом мастерстве Диаса Валеева присутствует то, что стоит дороже всего, — это конфликтность. Никакие добродетели не могут спасти пьесу, в которой отсутствует этот заветный источник энергии и движения — незаменимый, невосполнимый и не поддающийся подделке...
...Интересен драматург Валеев тем, что в большинстве случаев конфликты создает из вопросов жизни — как внешней (социальной), так и внутренней (нравственной), — вопросов, все более и более теснящих сознание человека в самой реальности. Сам он — скрывший себя за событием — протагонист хора своих героев, выходящих на большой спор. Спор затрагивает в той или иной степени самое важное — условие наиболее полного духовного выражения, или, вернее, реализации нравственно-духовных сил человеческого существа...
Нина Велехова
***
...Д.Валеев — создатель особой, бессобытийной драматургии...
...Самоуглубление в историю мировой литературно-философской мысли, развиваясь параллельно с неподдельным интересом к современности, образуют основу творческой лаборатории Диаса Валеева. Типы современности легко ему удаются, он их знает насквозь, а в облике всего поколения угадывает извечно решаемые проблемы человеческого бытия...
Тамара Карлова
***
...Татарский писатель Диас Валеев вошел в литературу стремительно и быстро, сразу же завоевав статус видного советского драматурга...
...Начиная с первых своих пьес, Валеев занимается исследованием далеко не простого вопроса: творит ли человек обстоятельства или, наоборот, обстоятельства создают человека? Что сильнее: власть сердца, души или власть, условно говоря, живота?
Бывает, конечно, по-разному, но внимание автора неизменно устремлено в сторону тех, кто активно борется с обстоятельствами, не ради своих личностных целей, а ради большого общего дела...
...Он татарский драматург, хотя и пишет по-русски. Место действия почти всех написанных им пьес — его родной Татарстан. Большинство героев — татары, люди с явно выраженными национальными чертами характера. Но его творчество — вероятно, новый этап в длительном процессе становления и развития национальной татарской драматургии. Говоря о драматургии Диаса Валеева, мы говорим уже о драматургии широкого охвата современной и прошлой действительности, об отражении им в своем творчестве характерных особенностей новой, исторически складывающейся на
наших глазах эпохи...
Его драматургия, видимо, еще будет изучаться и изучаться.
Однажды на традиционный вопрос одного корреспондента: "Над чем Вы сейчас с работаете", писатель ответил несколько необычно: "Каждому художнику на всю жизнь дается один главный сюжет". Главный сюжет Валеева открывает глазу и сердцу читателя и зрителя весьма любопытные и неожиданные страницы человеческой жизни...
Евгений Золотарев
|
|