К анализу творчества Диаса Валеева




Краткая биохроника

1971

      Январь – пишет трагедию «Охота к умножению». При написании криминальных очерков для газеты близко сходится (еще ранее) со следователем республиканской прокуратуры Н.Я.Бачковским, специалистом по раскрытию убийств. Тот знакомит писателя с уголовным делом Монахова, обвинявшегося в убийстве уже второй жены, и знакомит также с аналогичным старым уголовным делом 1948 года, заведенным в свое время и прекращенным за недостаточностью доказательств, бывшего рядового преподавателя КГУ, а ныне проректора университета В.Тузова. Война 1948 года между лысенковцами (русская партия) и вейсманистами-морганистами (еврейская партия) дает драматургу дополнительные штрихи. Трагедия семьи Арслановых, профессора-биолога и двух его сыновей, следователя и нефтяника, вырастает из смешения всех этих событий. Пишет пьесу быстро – за три недели.
      Май 1971 года – более месяца живет в Набережных Челнах, пишет для «Комсомольца Татарии» статьи «Рождение стиля» (1971, 7 июня), «Стратегия летнего наступления» (1971, 18 июня) и для журнала «Смена» берет интервью у руководителей строительства КАМАЗа – «Гигант среди гигантов», 1971, №18). Писатель был участником и свидетелем трех грандиозных строительств – Казахстанской Магнитки, Запсиба в Новокузнецке, казанского Оргсинтеза. Гигантская, небывалая по масштабам стройка на Каме завораживает его своей мощью. Возникает замысел пьесы. Валеев с увлечением накапливает материал, с равным интересом встречаясь и входя в отношения с десятками и сотнями людей – от простого бетонщика до начальника строительства или гендиректора воздвигаемого автозавода.
      Май – в Татарском академическом театре им.Г.Камала читка трагедии «Охота к умножению» («Намус х lovе»), распределение ролей, первые репетиции.
      Но не дремлют и темные силы. В архиве Д.Валеева хранится отзыв на пьесу на шести страницах, принадлежащий руке прокурора ТАССР И.Хамидуллина и прокурора отдела республиканской прокуратуры М.Насыбуллина, помеченный 9 июля 1971 года: «Читаешь рукопись, а на ум приходят слова Гоголя: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет”. Такие образы ныне не типичны и чернят нашу действительность. Хочет того или нет автор, рукопись объективно подрывает органы советского государства, их авторитет и веру людей в социалистическое правосудие… Ни одного положительного благородного дела, ни одного примера, которыми так богата жизнь советских следователей и работников МВД. Ни слова о руководящей роли партийных организаций, ни слова о коммунистах, о комсомольцах, работающих в этих органах. Рукопись никак не согласуется с неоднократными указаниями ЦК КПСС и Совета Министров СССР (смотрите, например, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 года (п.16), от 23 июля 1965 года № 571 (п.11) и постановление секретариата ЦК КПСС от 15 сентября 1970 года “О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся”). Пьеса не отвечает испытанным принципам партийности, народности и социалистического реализма советской литературы. Оставляет впечатление аполитичного произведения».
      Этот прокурорский вердикт 20 июля 1971 года предъявляется автору в Татарском обкоме КПСС заведующим отделом культуры М.М.Мусиным. Происходи события лет двадцать назад, прокурор республики подписал бы ордер на арест и обыск, а потом бы, после короткого следствия, утвердил бы своей подписью приговор. Но времена чуть-чуть изменились. М.М.Мусин неожиданно желает Валееву удачной премьеры.
      10 августа – журнал «Октябрь», С.Барченко: «Только вчера прочитал повесть “Красный конь”. Читал с интересом, повесть выгодно отличается от многих своеобразием формы, языка, стремлением проникнуть в сложный внутренний мир “сильного человека”, который стоит на пороге окончательного подведения итогов всей своей жизни. Однако предлагать повесть на редколлегию не берусь…»
      9 октября – журнал «Москва» В.Левин: «Своеобразие писательского дарования Диаса Валеева проявляется в каждой его вещи. И в этом, присланном в редакцию рассказе “Сад”, как и в других произведениях Валеева, ясно видны все грани его творчества: с одной стороны – очень тонкий психологический анализ, зоркое видение современности, стремлению к философскому ее осмыслению; с другой – «издержки», «перебор»…
      14 октября – премьера трагедии «Охота к умножению» (под названием «Намус х lovе») в Татарском академическом театре им.Г.Камала. Громкий успех. Уже на следующий день Д.Валеев числится в ряду ведущих драматургов республики. Единственным, из членов былого литобъединения при музее М.Горького, кто искренне поздравляет Д.Валеева с прорывом, является стихотворец Н.Беляев, хотя пригласительные билеты розданы всем. Посещает премьеру и подполковник госбезопасности К.Гатауллин, один из тех, кто допрашивал Валеева в 1969 году. Валеев делает вид, что не узнает его, намеренно приняв дознавателя за литературного критика. Чекист в «осадке».
      22 октября – благожелательная рецензия Р.Копосова «Не убивал, но предал…» в «Комсомольце Татарии», первая статья в печати о творчестве Диаса Валеева. Потом их будут сотни.
      23 октября – телефонный звонок в редакцию «Комсомольца Татарии» из Московского драматического театра им.М.Н.Ермоловой (Валеевы по-прежнему живут в старом, дореволюционной постройки, одноэтажном доме на Гражданской, 15/23, где нет телефона) – театр принимает к постановке пьесу Диаса Валеева «Сквозь поражение», нужно приехать, чтобы поработать вместе с завлитом Е.Л.Якушкиной над текстом.
      Ноябрь 1971 года – долгие перекуры в кабинете заведующей литературной частью театра им.Ермоловой Е.Якушкиной, более близкое знакомство с главным режиссером Вл.А.Андреевым, которому во время летних гастролей театра в Казани вручил пьесу. Разговоры о том, что позже будет поставлена и пьеса «Охота к умножению». Знакомство с драматургом А.Вампиловым, которого также впервые собираются познакомить с московской публикой постановкой пьесы «Старший сын».
      В газетах – отклики, информации, рецензии в республиканской и центральной печати, посвященные казанскому дебюту Валеева.
      Декабрь – Валеев приступает к написанию пьесы «Дарю тебе жизнь».
      22 декабря 1971 года – доклад А.Софронова «Творческая молодежь и современность» на пленуме правления Союза писателей РСФСР («Литературная Россия», 1971, 24 декабря). В числе подающих большие надежды – имя драматурга Диаса Валеева.

1972

      Январь – Д.Валеев завершает работу над пьесой «Дарю тебе жизнь» (первоначально она носит другие названия – «Продолжение», «Я прихожу к тебе не дважды», «Погода на завтра»).
      Январь – издательство «Советский писатель», Вал.Солоухин: «Подытоживая сказанное, прихожу к убеждению, что рукопись Диаса Валеева не может быть рекомендована к изданию». Журнал «Дружба народов», старший редактор отдела прозы И.Сергеева: «Рукопись Вашей повести прошла “по кругу”, и в редакторате сложилось убеждение, что печатать ее не стоит».
      17 февраля 1972 года – семья Валеевых в гостях у семьи стихотворца Н.Беляева и его жены. Позвав Валеева покурить в другую комнату, Беляев вдруг говорит, что был на премьере «Охоты к умножению» не только по его приглашению, но и по заданию В.Моро-зова из КГБ – просили написать для этого ведомства рецензию на спектакль. Утешает: «Я написал положительную рецензию».
      Удивительная страна: все силовые ведомства увлечены литературой. В прокуратуре пишут рецензии, в КГБ пишут рецензии… Но, слава Богу, налицо прогресс: «положительная» рецензия.
      Полный разрыв отношений с давним приятелем.
      26 февраля – издательство «Современник», рецензент В.Агапов: «Издательству “Современник” надо много, очень много работать с автором сборника, чтобы получилась книга, достойная нашего, советского читателя».
      28 февраля – семья Валеевых получает новую двухкомнатную квартиру и переезжает по адресу: улица Ленская, 19-189. О.Д.Денисова тоже начинает жить вместе с ними.
      12 апреля – обсуждение и читка на заседании художественного совета Казанского БДТ им.Качалова. Пьеса «Продолжение» принята к постановке.
      26 июля 1972 года – издательство «Современник», младший редактор В.Петров: «Убедительно прошу Вас подписать все экземпляры договора на книгу, не делать своих пометок и, по возможности, быстрее выслать мне».
      Июнь 1972 года – жена Д.К.Валеева завершает заочное обучение на искусствоведческом отделении Института им.Репина Академии художеств СССР в Ленинграде и поступает в аспирантуру в НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР в Москве. Несколько позже ее дипломная работа «Искусство Волжской Булгарии» будет опубликована в третьем томе 9-томного издания «История искусства народов СССР» (М., 1974).
      Московский театр им.Станиславского намеревается поставить пьесу «Дарю тебе жизнь», но театр им.Ермоловой настаивает, чтобы автор отдал пьесу ему. Валеев предоставляет право на первую постановку в Москве ермоловцам. Пьесы «Сквозь поражение», «Охота к умножению» с этого момента забыты театром.
      6 июня 1972 года – Валеев уходит с должности литературного сотрудника в газете «Комсомолец Татарии», на какую был принят в марте 1966 года, на «свободные хлеба». С этого дня начнется рискованная жизнь с опорой на гонорары. Позже он скажет: «В качестве начальства я признаю только свою жену. Больше никакого начальства я не желаю знать».
      28 августа – журнал «Театр», телеграмма за подписью главного редактора журнала А.Салынского: «Прошу незамедлительно приехать в Москву для некоторой доработки вашей пьесы, которую редакция предполагает опубликовать в двенадцатом номере журнала».
      К началу нового театрального сезона Министерство культуры РСФСР выпускает драму «Дарю тебе жизнь» в ВУОАПе тиражом 250 экземпляров. Пьеса расходится по театрам страны.
      Сентябрь-ноябрь 1972 года – работает над рукописями рассказов и повестей. В газетах «Вечерняя Москва», «Советская культура», «Комсомолец Татарии», в журналах «Театральная жизнь», «Театр» – информации, статьи, интервью в связи со спектаклем «Охота к умножению» и будущими премьерами Валеева. Многочисленные поездки в Москву. Теперь, в течение всего предстоящего десятилетия, они будут весьма частыми.
      2 декабря – премьера «Дарю тебе жизнь» (под названием «Продолжение») в Казанском БДТ им.Качалова. Режиссер Наум Орлов.
      22 декабря – премьера драмы «Дарю тебе жизнь» в Московском драматическом театре им.Ермоловой (Горького, д.3). Постановка главного режиссера театра Владимира Андреева, он же – исполнитель главной роли.
      Пьеса будет иметь счастливую сценическую судьбу. Помимо ермоловского, в Москве она будет еще поставлена Литературно-драматическим театром ВТО режиссером В.Александрушкиным, а в стране пойдет на всем ее пространстве – от Житомира до Магадана и от Сыктывкара до Махачкалы, более чем в пятидесяти театрах. Десятки статей и рецензий в газетах и журналах.

1973

      Январь – после одного из премьерных спектаклей в кабинете главного режиссера ермоловского театра пришедший посмотреть «Дарю тебе жизнь» третий секретарь Московского горкома КПСС по идеологии предлагает Валеевым переехать на жительство в Москву. Уже третье приглашение, и опять надо решать вопрос за секунды. Валеевы благодарят высокое начальство за участие, но отказываются. Возможно, это ошибка, но в Казани старые родители. Как их оставить? Понятие родины тоже имеет тогда для них определенное значение.
      Февраль – ВААПом под эгидой Министерства культуры РСФСР по театрам страны распространяется пьеса Валеева «Охота к умножению», тираж 200 экземпляров.
      Валеев пишет трагикомедию «Пророк и черт» (первоначальное название «Пророк из казанского Заречья»). Быстро – за три недели. Она вырастает из документальной повести «День за днем», но это уже совершенно другое произведение.
      Март 1973 года – в Киеве в издательстве «Мисцетство» в переводе на украинский язык В.Гончара выходит первая книга Диаса Валеева «Погода на завтра (Дарую тобi життя)». Автору 35, в литературе он уже восемнадцать лет, и вот первая тоненькая книжка, изданная однако не в Казани и не в Москве. В Казани к этому моменту из Татарского книжного издательства рукописи Валеева вышвыривались пять раз, в Москве побывали во всех без исключения издательствах и всюду были отвергнуты. Радость, смешанная с горечью.
      В Казани между тем – старые песни.
      Тогда же, в марте, начальник Обллита (цензурного комитета) Д.Шакирзянова останавливает Валеева в Доме печати и с улыбкой говорит, что «к ним, в Обллит и в КГБ республики поступило очень много писем зрителей, возмущенных спектаклем “Охота к умножению” и что им всем, товарищам из КГБ, сотрудникам Обллита, ему, автору, и постановщику спектакля, нужно собраться вместе для обсуждения этого вопроса». В Москве на перроне Казанского вокзала к Валееву подходит человек с отрезанным ухом (Валеев видел его во время допросов 1969 года) и с доброжелательной улыбкой на лице говорит: «Мы внимательно следим за вашими успехами». Встреча земляков. «Чекист» без уха все время улыбается.
      Валеев понимает: терять голову нельзя, надзор за ним не снят, и снят никогда не будет.
      Между тем в сезоне 1972-1973 года спектакль «Охота к умножению», имевший громкий успех в минувшем театральном сезоне, на сцене ТГАТа им.Камала не появляется ни разу. Позже Валеев поймет, что существовала и вторая причина изъятия спектакля из репертуара: летом 1972 года на гастролях театра в Средней Азии наметился коммерческий союз между драматургом Т.Миннуллиным и главным режиссером театра М.Салимжановым. Одно из условий союза – «торможение» Валеева всеми доступными способами. Как конкурента. Эта линия на торможение и изъятие имени Валеева с афиш казанских театров будет выдерживаться в течение последующих пятнадцати лет.
      27 марта 1973 года – день вступления Диаса Валеева в Союз писателей СССР и Литфонд СССР. Членский билет за № 03930 подписан Секретарем Правления СП СССР Г.Марковым.
      Апрель – читка в ТГАТе им.Г.Камала пьесы «Пророк и черт». Пьеса с восторгом принята к постановке художественным советом театра. Среди возражавших лишь один его член – драматург Т.Миннуллин.
      Пророк и черт из пьесы Валеева никогда не выйдут на сцену татарского театра.
      Март – поездка в Ленинград, 13 марта – представление «Дарю тебе жизнь» в постановке ермоловцев на сцене Ленинградского БДТ на Фонтанке, 75 в рамках заключительного этапа показа 13-ти лучших спектаклей II Всероссийского фестиваля драматургии и театра. С «Дарю тебе жизнь» начинается этот показ, Валеев – лауреат фестиваля, 1-е место. Многочисленные отклики в прессе.
      19 мая 1973 года – Е.Буромская, зав.литературной частью театра им.Моссовета: «Ваша пьеса “Сквозь поражекние” нас серьезно заинтересовала. Срочно ждем Вашего подтверждения и окончательного согласия передать пьесу нашему театру”. Валеев еще не понимает, что в театральном мире слово или какое-то обещание не стоят абсолютно ничего. Никаких последствий.
      13 июня – Д.Шварц, зав.литературной часть ленинградского БДТ им.М.Горького: «По-моему, “Пророк” – лучшее, что Вы пока написали. Поздравляю. Может быть, это личное, но меня герой такого характера необычайно волнует и кажется поиском высокой нравственности. Я буду рекомендовать пьесу Г.А. (Товстоногову – примеч. составителя)…» Очередная театральная иллюзия. Через год (27.05.74) писатель получит за подписью Д.Шварц еще одно письмо: «Возвращаем Вам два варианта “Пророка”, чтобы они зря у меня не лежали. Желаю успеха от всей души”.
      9 августа – Министерство культуры РСФСР приглашает Валеева на Высшие режиссерские курсы при Государственном институте театрального искусства им.Луначарского в группу драматургов. Заместитель Министра культуры РСФСР В.Кочетков в Минкульт ТАССР: “Просим командировать тов.Валеева Д.Н. в Москву к указанному сроку за счет местных средств”.
      1 сентября 1973 года Диас Валеев становится слушателем Высших литературных курсов Союза писателей СССР при Литературном институте. В течение двух лет Валеев будет жить в Москве, на седьмом этаже общежития Литературного института на улице Добролюбова, комната 230.
      В течение всего лета на даче в Займище и осенью в Москве – работа над очередным вариантом романа “Я”. Снова неудача: в смешении реального и ирреального, событий сегодняшнего дня и эпизодов давней истории писатель не может найти гармоническую компромиссную форму.
      2 октября – поездка в Самару-Куйбышев на репертуарное совещание руководителей театров, главных режиссеров и завлитов театров Поволжья и Центральной зоны России. Выступление, наряду с драматургом И.Штоком, на совещании. Знакомство с режиссерами.
      16 ноября – поездка в Минск на первое представление “Продолжения” (“Дарю тебе жизнь”) в Белорусском академическом театре им.Я.Купалы. Поездка в Хатынь.
      В течение осени и начала зимы – сообщения, вести, телеграммы о новых премьерах по пьесам Валеева в различных театрах страны.
      В это же время – намерения московского театра им.Станиславского, затем театра на Малой Бронной поставить “Охоту к умножению” – читки пьесы на коллективе, согласование вопроса с Московским Управлением культуры, окончившиеся ничем. В первом случае – по неизвестным причинам, во втором – из-за прохладного отношения московского театрального начальства.












Hosted by uCoz