|
|
Заключение
    В данном исследовании философского творчества Диаса Валеева показан специфический путь данной конкретной личности, приведены для сравнения его литературная и философская биографии. Обнаружены «границы», направление его литературно-философского творчества – философская эссеистика. Сделан критический анализ философских произведений Валеева, собраны критические статьи различных авторов и включены в данную книгу выдержки из этих статей. Выявлен научный след в творчестве Диаса Валеева, требующий отдельного большого исследования и анализа.
    Предварительно можно высказаться о причинах выбора Диасом Валеевым жанра философской эссеистики. С одной стороны, сильное влияние на выбор писательской профессии оказал татарский писатель Адель Кутуй – ближайший авторитетный родственник. С другой, авторитет старшего брата Радика, выбравшего путь в геологическую науку, повлиял на выбор профессии геолога Диасом Назиховичем. В-третьих, сложная политико-идеологическая ситуация в стране требовала от каждого быть философом. Возникшее общее внутреннее противоречие мыслящей личности необходимо выводило к потребности заниматься философско-эссеистским творчеством.
    Философская эссеистика позволяет автору Д. Валееву излагать мысли в свободной форме, на крыльях интуиции. Создается впечатление, что автор торопится излагать многое от себя, но часто в ущерб себе, т.к. не отмечаются современные известные мыслители, жившие или живущие, порой, на соседней улице. Например, век назад казанский профессор В.И. Несмелов впервые опубликовал книгу «Наука о человеке», а в 1994 году казанский энтузиаст-исследователь Михаил Белгородский переиздал эту книгу, дополнив ее биографической статьей, послесловием и комментариями.
    Благодаря исследованию творчества Диаса Валеева, мне пришлось выйти сначала на понятия эссе, эссеистики, затем философской эссеистики, и, наконец, на более широкий культурный пласт, известный под именем эссеизм. Такого понятия нет даже в «Новейшем философском словаре» (Минск, 2003). Что под этим понимается в литературно-философском пространстве? Приведу лишь некоторые краткие высказывания, обнаруженные мной на страницах Интернета и в словарях иностранных слов.
    Эссе (фр. essal) – жанр критики, публицистики и др. – прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному [15, с. 725].
    Эссе – литературное произведение, содержащее изложение какой-либо проблемы не в научном систематизированном виде, а в свободной произвольной форме.
    Аспекты эссеизма лежат в областях: литературоведческих, культурологических, философско-литературных и др.
    Вот Михаил Эпштейн в «Проективном словаре философии. Новые понятия и термины» пишет: «Эссеизм - это мягкая форма собирания и конденсации составляющих культуры: общим знаменателем тут выступает неделимая единица, индивидуальность. Эссеизм - это "гуманистическая мифология", синтез разнообразных форм культуры ...».
    Вадим Кругликов в работе «Возможности эссеизма в понимании культуры» отмечает: «Эссеизм как способ жизни и формы. Если бы эссеизм составлял предмет данного исследования, то следовало проанализировать бы структуру сознания "Опытов" М.Монтеня, благодаря которому понятие "эссе" утвердилось в виде специфического жанра ...» философского мышления.
    М. Эпштейн в работе «Эссеизм в культуре Нового времени» обращает внимание на новые проявления в целостном культурном феномене – «эссеизме», при этом « эссеизм – это интегративный процесс в культуре, движение к жизне-мысле-образному синтезу, в котором все компоненты, исходно наличные в мифе, но давно уже разведенные, снова соединяются».
    Есть понимание эссеизма в чистом виде как разговора с самим собой. Многообразие проявления эссеизма можно обнаружить и в отечественной гуманитарной науке. Здесь эссеизм есть, скорее всего, следствие культурной разносторонности, присущей отечественной традиции гуманитарной мысли).
    М.Н. Эпштейн в «Философии возможного» выделяет «Человека без свойств», который сам является образцом эссеизма. Эссеизм есть способ «жить гипотетически», превращая каждую позицию, зафиксированную в культуре, – «точность» науки, «душу» поэзии – в одну из возможностей «быть другим».
    Свободное изложение сложной проблемы необходимо для начального освещения со многих мыслимых и немыслимых ракурсов и получения некоторых представлений, не обязательно объективных, но обязательно субъективных.
    В 1996 году известный казанский культуролог Дина Валеева в послесловии к сборнику «Диас Валеев: анализ творчества» написала пророческие слова: «Исследователи завтрашнего дня – а я верю, что они обязательно появятся – на свой лад заново прочитают все, что создал татарский писатель и философ. Они будут писать о его поэтике. О его философском мировоззрении и миросозерцании. О его оригинальных исторических взглядах. О его мистическом видении настоящего и будущего. О его представлениях Бога и Сатаны. О многом.
    Наша книга явится им в помощь, как первая опора в их трудах. Как живое свидетельство современников о своем художнике».
    Изучая философское творчество Диаса Валеева, было выявлено, что на фоне его большого творческого литературного пути философская эссеистика занимает значительную часть: из опубликованных им 32 книг – 12 посвящены именно философии. Его труды по философии признаны общественностью, а сам автор вполне достоин называться самобытным философом. При ближайшем рассмотрении его творческой направленности затрагиваемой проблематики, Диаса Валеева можно назвать как философским эссеистом, так и религиозно-философским эссеистом современности. В XX веке эссеистика переживала расцвет: к ее жанру обращались такие крупнейшие философы, прозаики, поэты как Р. Ролан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Н. Бердяев, С. Лем, И. Бунин, Л. Шестов, Б. Пастернак. Диас Валеев – дитя своего времени – вобрал лучшие традиции, опыт братьев по писательскому мастерству. Совершенствовался он постоянно: когда писал рассказы, газетные заметки, журнальные статьи, учился в Литературном институте, руководил литературной мастерской, изучал философскую литературу и т.д. Своей философской эссеистикой он пронизывал биографический жанр, «странных» людей, хаотические социальные явления, религиозные искания, методологические вопросы физики, биологии, антропологии, астрофизики, уфологии …
    Большие творческие силы отданы писателем на претворение следующих крупных философских проектов:
    1. Концепция трехмерного (трехуровневого, трехликого, трехипостасного, микро-макро-мега) начала в природе, обществе, культуре, искусстве, человеке.
    2. Обоснование новой религии Сверхбога, создание учения о Сверхбоге.
    3. Обоснование идеи универсального человека и реального ее воплощения.
|
|
|