Философская эссеистика Д.Н.Валеева




Философские записки Диаса Валеева


    Приближаясь к завершению данной работы по критическому анализу философской и научной деятельности Диаса Валеева, я стал искать название этой моей книги. В голову приходили разные мысли, например, «Подпольный философ», «Самобытный философ», «Сверхбог: вымысел и правда» и др. Советовался с друзьями, перебирал в уме всякие варианты емких идей, включающих ключевые слова. Даже решил узнать мнение самого виновника моих творческих переживаний. Никакого удовлетворяющего меня названия не находилось. После нескольких дней усиленного «мозгового штурма» неожиданно пришли главные слова, точнее, два слова: философия, эссеистика. А отсюда – решение: книга будет называться «Философская эссеистика Д.Н. Валеева». Разом вспомнил, что свои романы и прозу автор называл эссе. Он всю жизнь фонтанировал философские эссе! Для меня это был прорыв с победным чувством: то, что надо! Получалось солидно, фундаментально, достойно и адекватно природе автора. Диасу Валееву также понравилось название.
    Последний, третий, раздел двухтомного труда «Уверенность в Невидимом», называется «Мысли о Едином. Философские записки» и представляет собой третью книгу. Она посвящена «Народу, который не убил меня и дал возможность совершить невозможное…». Даже в этой фразе – весь откровенно колючий Валеев.
    Думаю, эта книга особенно дорога Диасу Валееву тем, что она как первая любовь: «И помню, именно над страницами «Философского словаря» ко мне пришла центральная идея моей жизни в философии и религии – мысль о Едином».
    Этот раздел имеет свои особенности. Во-первых, собранные вместе философские эссе, как и любая многодетная семья, имеют свою биографию. Первые листочки-дети появились в 1962 году под тихим звездным небом в Одрабаше, а вот последние рождались в 2002 году – под залпы пугающих душу уличных фейерверков – в Казани. Во-вторых, есть среди этих бумажных листьев, содержащих память об их ласкавшем Диасе Назиховиче, и такие, говоря медицинской терминологией, – покалеченные «дикими» партийными людьми страницы. Казалось бы, какой резон хранить казненные огненно-водяными средствами личные записи? Для людей, обитающих вне письменного творчества, понять это трудно. А дело в том, что внутренняя память у человека далеко несовершенна, поэтому люди прибегают к внешней памяти – записям. Представьте, если у человека повреждена часть мозговой памяти! Для творческого философа-писателя уничтожение его записей идеологическими варварами равноценно отрубанию его мозга, или повреждению мозга обширным инсультом. Недаром писатель восстанавливался, приходил в себя «долгое время (свыше тридцати лет)». Сильный природный дух и физическое здоровье побороли шоковый ступор и «настал такой час, – пишет Диас Валеев, – когда я принялся за кропотливый медленный труд по реставрации, восстановлению из руин старых текстов». В-третьих, придут, уверен, современные Платоны, которые соберут по обрывкам фраз современных Сократов философскую картину мира и историю философии XX века. В-четвертых, философские записки – это укор людям, забывшим о значении духовности, которая не падает с неба, а постоянно формируется людьми особой категории – Философами.
    Благодарный читатель найдет в «Философских записках» законспектированные мысли некоторых древних и современных философов с комментариями Диаса Валеева. Тут авторские философские мысли-эссе о мировых религиях, о Боге, психологии, кибернетике, физиках, поэтах, математиках, о мышлении, политико-социальных явлениях, цикличности, универсальности. На этих широких знаниях формировались философские мысли и понимание Д.Н. Валеева о Едином, т .е. Сверхбоге.
    С годами информационная ценность их будет только повышаться. Считаю, что книги по философской эссеистике Диаса Валеева уже вошли в культурную литературно-философскую сокровищницу Татарстана и России, – как и предвидел наш современник, универсалист, большой религиозный и философский эссеист нашей эпохи.















Hosted by uCoz