|
|
Феноменальные способности в творчестве Диаса Валеева
    Выше мы уже упоминали о феноменальной интуиции философского эссеиста Диаса Валеева, написавшего и опубликовавшего 32 книги по философским вопросам экологии человека, проблемам религии, науке и искусству. Причем, лишь по самой малости упомянули о стиле работы писателя-мыслителя. Об одном загадочном феномене, известном в эниологии как «автоматическое письмо», рассказал сам Диас Назихович в предисловии к триллеру «Карликовый буйвол» [29], когда ему регулярно, по его словам, надиктовывались неизвестно кем или какой-то сущностью тексты, которые сразу легли в основу этого триллера. Естественно, здесь писатель хоть как-то пытается объяснить по-своему это психо-физико-информационное явление, выдвинув гипотезу о действии только внешней причины (сущности). Хотя, с большей вероятностью, можно предполагать, что «автоматическое письмо» возникает благодаря функционированию сложной психобиокомпьютерной системы самого человека. Но пока этот вопрос открыт.
    Итак, история рождения триллера необычна, и вот ее подробности.
    «Замысел «Карликового буйвола» возник внезапно. Шли последние дни апреля (1993 года. – Р.И.). Из С.-Петербурга поздно, почти ночью, вдруг позвонил режиссер «Александринского» театра Натан Басин.
    – Диас Назихович, что вы делаете? Смотрите телевизор? Бросьте. Пишите лучше пьесу. Ничего нет, ставить совершенно нечего…
    Обычный разговор, какой бывал не раз и раньше. Н. Басин и прежде много раз говорил мне об этом. Всякий раз я отмахивался. После истории с сожжением декораций спектакля «День Икс», разгромом пьесы «Ищу человека», когда в 1984 – 87 годах они подверглись надругательству и травле, в душе жило отвращение к театру. И вдруг во время разговора по телефону (мы обсуждали уже последние новости в Казани и С.-Петербурге) я внезапно понял: буду писать. Причем немедленно. Что-то словно щелкнуло в мозгу. Возникло ощущение смутной, но все более завораживающей и все более крепнущей идеи. Я поспешил скорее закончить разговор. Бросил трубку. За какие-то минуты был лихорадочно набросан на листке бумаги сюжет.
    На следующее утро, проснувшись полпятого и лежа еще в постели, я стал диктовать разбуженной недоумевающей жене первую главу триллера. И каждое утро, еще не умывшись, чуть не спросонья, я около часа диктовал, почти начисто, а потом отсыпался – до десяти, до одиннадцати. Всякий раз я мог бы продолжать диктовку и дальше, но у жены уставали пальцы (записывать надо было быстро), а потом я сдерживал себя и сам: для каждой главы нужно было сохранить предельную обостренность восприятия. Однако, два раза удержаться не удалось, и триллер из одиннадцати глав был продиктован мной за девять дней. Собственно, за девять рассветных часов.
    Такое случилось впервые. Я никогда раньше не диктовал пьес, рассказов, а тут произошел этот казус. У меня был прежде личный «рекорд»: очень сложную по рисунку трагедийную хронику «1887» я завершил за три недели. Но этому предшествовало почти годичное изучение материала. «Пророк и черт», трагикомедия, написана была за месяц. Но, скажем, над трагедией «День Икс» я бился пять лет. к последней окончательной форме «Вернувшиеся» я прошел через десятки не удовлетворявших меня вариантов за три года. а здесь – девять часов?
    Сейчас, когда уже прошло много времени после написания вещи, мне самому представляется все связанное с рождением «Карликового буйвола» полуреальным. Наговаривая текст, я порой словно въявь ощущал, что кто-то точно диктует мне реплики и монологи моих персонажей. Пришла даже мысль: быть может, я избран какой-то непонятной высшей силой в качестве орудия чьего-то морального наказания и возмездия?
    Абсурд и мистика продолжались и дальше. Прочитав триллер, Натан Басин тут же позвонил: буду ставить. Но внезапно – непонятный затор, заслон со стороны дирекции театра. В «Правде» на уровне второго или третьего лица клятвенно заверили: будем печатать. И опять – внезапный отказ. Аналогичный сюжет прошел в «Советской Татарии», в журнале «Театр»… Вынимаю из ящика письмо, пришедшее из Санкт-Петербургского БДТ: «Благодарю Вас за память, за доверие… Но, честно говоря, нахожусь в шоке от сути вещи. Не буду вдаваться в подробности, постановка «Карликового буйвола» в БДТ невозможна».
    И вновь порой приходит ощущение, что кто-то высший стоит над людьми, над их волей. Но теперь уже не способствуя рождению «Карликового буйвола», а, напротив, препятствуя выходу его к людям. Чувство соблазна и страха посещают душу режиссера, издателей, прочитавших трагифарс. И страх, как правило, побеждает. Состоится ли «премьера» триллера в этот раз?
    Словно сам Бог и Сатана играют в карты, и одним из ходов их игры является история про Ворвачева…»
|
|
|