|
|
Собор философских текстов Диаса Валеева
    В первом томе книги Диаса Валеева «Уверенность в Невидимом» есть очень любопытный раздел, который называется «Седьмой Бог, или пятьдесят философских параграфов». Раздел скомпонован из 50 статей-эссе, написанных автором в период с 1962 по 2002 годы, и представляет фактически «загадочный сундучок» с мыслями из несостоявшейся грандиозной задумки. Читатель наверняка раздраженно спросит, – что за таинственность кроется здесь? Для чего нужно изучать «черепки» идей Диаса Валеева, разве они имеют отношение, например, к пирамиде Хеопса или городищу Древней Булгарии? – Не будем торопиться, все раскроем по порядку. Узнаем ценность множества сохраненных письменных артефактов. Уверен, при построении казанского философского Храма они обязательно будут иметь непреходящую ценность.
    Итак, крупнейшая задумка молодости Диаса Валеева о создании Книги-собора, т.е. построении своего рода новой философской энциклопедии «всей жизни, вплоть до конца жизни», отражает фактически, как говорят сегодня организаторы просвещения, программу непрерывного саморазвития.
    Конечно, у мыслящего амбициозного молодого человека проектный охват велик: «Переформулировки и переосмысления в нынешней философии и естествознании требует многое». Что кроется за этим «многое»?
    Наверное, это для молодой души означает – объять необъятное. Вся философия, все религии, вся наука … счастливая семья, любимая работа, интересные занятия и, непременно, открытия.
    Многого пока не знаем. Но известны его переживания по поводу серьезных методологических проблем естествознания. Вот одна из записей.
    «Пространство и время, а также гравитация нередко понимаются как формы или как виды существования материи. Старый трюизм: «материя существует в пространстве и времени» – ведет и философию, и естествознание к методологическому тупику» [10, с. 63].
    Он обдумывает и описывает по-своему проблемы фундаментальной физики в переплетении с проблемой понимания единой и универсальной природы человека. Ищет подходы к пониманию универсальной материи, ее свойств.
    Не всегда под руками чернильная ручка и тетрадка, поэтому частенько записывает мысли карандашом на клочках бумаги.
    Его голова временами как вселенский Дом советов: знания по астрофизике, биологии, психологии, уфологии, парапсихологии, истории культур и Земли вовлекаются в оборот размышлениями о живой материи. Философ ищет и описывает связь между «ржаным зерном» и «вселенской звездой».
    Постепенно научный интерес исследователя целиком переносится на философско-религиозную сферу, где ему «открывается» идея нового понимания Бога и Человека. Создание Книги-собора заменяется проектом создания духовного (религиозного) Храма. Почему произошел такой трагический переворот в душе нашего незаурядного философа? Почему поменялись планы и действительно ли такую перемену следует относить к катастрофичной в судьбе мыслителя? Все это предстоит еще узнать другим исследователям творчества Диаса Валеева.
    «Постижение новой ипостаси Бога – тоже цель дня, – говорит эссеист-философ. – Моя сверхзадача – я говорю совершенно откровенно, не боясь возможных насмешек и издевательств – тяжела и крупна: своими размышлениями о мегачеловеке, или Небожителе, о Божественном Абсолюте, или Супербоге я призван, возможно, наряду с другими мыслителями нынешнего и завтрашнего дня, заложить некий камень в основу учения, могущего спасти человеческий мир от краха и указать ему направление на мегауровни бытия».
    Отсюда логично вытекает, что для новой религии с новым Богом, непременно нужно построить универсальный духовный Храм. По убеждению, точнее, по вере Диаса Валеева: «Только построение духовного Храма, где будет дан азимут движению человечества, спасет человеческую расу от подступающей к ней гибели, а животворное обновление человеческого «я» откроет перед ним неведомые еще вчера пути развития».
    В результате внезапного «озарения» Диас Валеев уверовал в простую философскую модель триединого начала: «Концепция о триединой природе, о трехсоставности всякого Целого приложима не только к понятию человека, но и к понятию Бога» (см. т. 2, с. 73). При всей кажущейся простоте идеи, она долгие годы не была до Диаса Валеева хоть каким-то образом разработана.
    Понятно, что можно по многим пунктам несостоявшейся Книги-собора дискутировать, обсуждать ее перспективность и значимость. Пожалуй, в этом также заложен смысл опубликованной книги. Впрочем, Диас Валеев не спорит, он предлагает нам эти 50 осколков (остатков от более крупных фрагментов погибших записей) некой большой мысли внимательно каждому прочитать, выбрать из них по желанию понравившиеся части, скомпоновать в «духовные рисунки», пользоваться на благо своего развития.
    Он знает, что универсальному человеку всюду комфортно: «Уже сейчас я знаю многих людей, которые одинаково легко чувствуют себя и в православной церкви, и в мечети, и в дацане. Это моя будущая паства. Завтра их будет больше».
|
|
|