Философская эссеистика Д.Н.Валеева




Научное творчество Диаса Валеева


    Я не собираюсь здесь делать полный анализ научной деятельности Диаса Валеева. Остановлюсь лишь на отдельных моментах его творчества.
    Публикаций с описаниями, анализом именно научной деятельности Диаса Валеева я обнаружил достаточно много. Есть статьи, опубликованные в республиканских газетах, журналах, книге «Диас Валеев: анализ творчества» (Казань, 1996) и др.
    Прямо скажем, в глаза бросается отсутствие «твердого» научного подхода, включающего обычно три основных момента: постановку проблемы, выбора метода (подхода) решения и формулировку основных результатов исследования. Очевидно, сказывается пробел в его жизненном пути – никогда штатно не работал ни в одной научно-исследовательской лаборатории, не был сотрудником какой-либо научной школы.
    В то же время нельзя сказать, что эти компоненты научности напрочь отсутствуют. Диас Валеев активный участник многих международных научных симпозиумов, конгрессов, конференций и семинаров, проходивших в Казани, Москве и других городах. Пишет и публикует свои научные статьи в сборниках трудов конференций.
    Обратим внимание на универсальную форму эссеистского изложения им различных размышлений по направлениям: философской эссеистики, религиозной эссеистики, научной эссеистики, религиозно-философской эссеистики, религиозно-философско-научной эссеистики.
    В советское время писать о людях труда было занятием престижным. Обычно журналистам, по заданию партии, предлагалось освещать «нужных», «надежных» людей. Однако Диас Валеев искал и находил людей другого сорта, конкретнее сказать – носителей духовности. Он на них натыкался повсюду. Одних называл «странными» людьми – «суперчеловеками», других – «макро-человеками», т.е. средними людьми, третьих – «микро-человеками», т.е. людьми мелкими. Оказывалось, что в однородной советской массе людей наличествует не выявленная ранее учеными социальная структура, соответствующая трехуровневой духовной «шкале».
    Предпринятое энтузиастом Диасом Валеевым изучение такого духовного феномена в социальной среде, начатое в форме журналистских описаний и продолженное философским осмыслением, проходило в 1960 – 1990-х годах. Его актуальные и злободневные публикации в газетах, журналах и книгах, помогли не только руководству республики, но и многим согражданам обратить внимание на роль духовной составляющей каждого человека. Думаю, он помог понять возникновение «казанского феномена», а затем и «бандитской» Перестройки с разрушением СССР. Фактически Диас Валеев выполнял работу по собственной инициативе, в одном лице, в качестве практического философа-социолога-трибуна.
    У меня есть два небольших замечания к выбору автором приставок: «микро», «макро» и «мега». Во-первых, приставка «микро» переводится словом «малый», а приставки «макро» и «мега» переводятся одним словом «большой, крупный». Понятно, что автор хотел выделить и подчеркнуть три разных уровня: малый, средний и большой.
    Во-вторых, хотя данное трехуровневое ранжирование людей по духовным качествам осуществлено автором субъективно, однако благодаря известным задачам управления объектами с размытыми границами, проблему можно решить с объективным результатом.
    В науке известны два общих подхода: анализ и синтез. Причем, анализ требует огрубления модели из-за «разрезания по живому», «замораживания», «статического подхода» и т.д. Метод Диаса Валеева иной – у него способ решения проблемы «исподволь», «мягко», «без сотрясений», «без распиливания», «без просвечивания рентгеном», «с искоркой во взгляде», «живой душой» … внутренней интуицией.
    Перед тем как взяться за данный анализ научного творчества Диаса Валеева, я задал ему вопрос – было ли у него когда-нибудь желание пойти в науку?
    Он ответил утвердительно и пояснил. Однажды он решил поступить в аспирантуру, пришел со своими записями на кафедру философии КГУ. Там ему посоветовали делать научную работу на заданную тему, причем писать строго в пределах дозволенного. Больше он туда не пошел, отбило желание заниматься официальной философией. Не пожелал быть зависимым от чьих-то мнений и условий. Решил заниматься самостоятельно, выражать мысли свободно – как думает, как велит совесть … Так сразу и закончилась, не начавшись, вузовская академическая научная карьера Диаса Валеева.
    Однако, продолжим наши замечания.
    Он затрагивает фундаментальную проблему будущего человека – универсальной личности. В связи с этим есть тенденции: «Мир постепенно, но все более ощутимо глобализируется и универсализируется».
    Каким видится универсальный человек Диасу Валееву? Он пока его описать не может, т.к. «портрету еще не хватает многих обобщающих черт». Но «золотой первообраз этого универсального человека, выкованного из духа и неразрывно слитого с материальностью мира, создаст, очевидно, гений будущей эпохи». К сожалению, Диас Валеев не ознакомился с моей книгой «Теория человека: психобиокомпьютер», где приведены примеры современных универсальных людей. Есть исследования и публикации иных авторов по проблеме универсального человека. Но вывод исключительно верный: будущее человечества за высоким духовно-нравственным человеком.
    Духовная жизнь человека неразрывно связана с искусством, выражающим в символической и реалистической формах эстетико-этическую сторону жизни. Диас Валеев по своей инициативе впервые берется за грандиозную задачу: определение ритмов чередования символической и реалистической культур за период от зарождения древнейшего человека до современности.
    Он проделывает неимоверно огромную работу. Исследователь выявил количественную и качественную картину изменений в истории культуры двух фундаментальных стилей: четырех символических стилей и трех реалистических стилей, причем с чередующимися и сокращающимися ритмами. При этом автор определенно прогнозирует будущее культуры. Четвертый символический продолжается в настоящее время и будет господствовать около двух веков до конца XXII века, а затем будет четвертый реалистический – примерно один век.
    Разделив людей на три «класса», три духовных уровня, Диас Валеев выделяет соответственно в каждой нации и во всем человечестве в целом три принципиально отличных друг от друга культуры. «Три культурных цивилизационных слоя в каждой национальной культуре постоянно находятся в состоянии зыбкого равновесия, а порой взаимной конфронтации или открытой ожесточенной борьбы».
    Он четко подчеркивает свой приоритет первопроходца: «Я говорю о вещах, о которых в мировой науке об обществе нет ясности. И нет порой даже элементарного понимания. А между тем понимание здесь необходимо» [10, с. 34].















Hosted by uCoz