|
|
Какому Богу молится Диас Валеев?
    Известно, что каждый человек с рождения воспитывается в определенной национальной культуре, которая может быть мононациональной и многонациональной. В связи с возрождением в нашей стране религии, причем, сразу нескольких ее направлений, возникла проблема соотнесения национального и религиозного компонентов каждой личности. Зачастую за людей решают просто: если назвался татарином, то тебя сразу приписывают к мусульманству, а для русского человека также нет выбора – дорога в христианство. Бурятов считают буддистами, а евреев – иудаистами …
    Однако, такое соответствие, в общем случае, ошибочно, так как не все в данном вопросе так просто и однозначно. Представьте себе, если человек не определился с родословной своих предков, не знает национального происхождения своих родителей или сомневается в своей принадлежности исключительно лишь к одной национальной культуре, то в этой ситуации, действительно, бывает трудно определиться с религиозностью. Так, например, Диас Валеев рассказывает о своем затруднительном положении:
    – Что касается моего происхождения, то оно загадочно и туманно для меня самого. Может быть, в другом месте я расскажу об этом как-нибудь подробней. Сейчас же упомяну: да, среди моих предков были, очевидно, мусульмане, а в еще более далеком прошлом – тэнгрианцы; были атеисты; были, возможно, католики-христиане и не исключено, что и иудаисты. В наличии три версии моего происхождения. Среди них есть восточная. Есть западная. И есть та, что посередине. Но кем бы я ни был по крови, сам я – не мусульманин, не шиит, не суннит, не тэнгрианец, не буддист, не иеговист, не зороастриец, не христианин, не даосист, не конфуцианец, не синтоист, не баптист, не лютеранин. Мое мышление имеет поликонфессиональные характеристики и универсальную полиэтническую основу.
    В своем высказывании Диас Валеев искусно схитрил, поставив нас в логический тупик. С одной стороны, он утверждает, что не принадлежит ни к одной из известных в мире конфессий, а с другой – он наделяет свое сознание (мышление) поликонфессиональными характеристиками и полиэтническими свойствами. Однако, обнаружив здесь противоречие, мы можем предположить, что писатель либо ошибся, либо специально вводит нас в заблуждение. В этом есть интрига.
    Поясним читателю свои мысли. Дело в том, что во всех религиях, в их философской части, центральным понятием выступает понятие Бога (Аллаха, Дао, Тэнгри и т.д.). Согласно данному пояснению, наш мыслитель вполне мог бы без смущения утверждать, что он, как философ, родственен «мусульманам, шиитам, суннитам, тэнгрианецам, буддистам, иеговистам …», так как он и они живут под одним Началом. Конечно, ритуальная часть у всех конфессий различная. Но каждый человек для своего духовного развития может выбрать по вкусу конкретные художественные, поведенческие национальные каноны. Например, известный посвященный Евгений Березиков, посещающий многие страны и города России с религиозными проповедями, принят во все основные религиозные конфессии, он признает и соблюдает их обрядовые правила.
    Приведя читателей в замешательство своим (разобранным нами выше) логическим противоречием, Диас Валеев неожиданно выстреливает сакраментальную идею-открытие: «Я – диасист, вероятно, первый и пока единственный приверженец религии Сверхбога, религии мегачеловека …». Термин «диасист» впервые ввел в оборот в 1994 году А. Воронин, затем упомянул в своей статье в 1996 году В. Хайдаров.
    Наверное, можно себе представить удачливого человека, сделавшего гениальное для себя и других открытие. Как же себя чувствует наш герой Диас Валеев, объявляя себя диасистом, т.е. приверженцем концепции диасизма или религии, названной религией Сверхбога? Можно ласкать и тешить себя мыслью, что данное идейное зерно «Диасизма» прорастет на благодатной почве и осчастливит многих людей, а может, всю цивилизацию. К сожалению, Диас Валеев оказался научно не корректным, в объявленной им религии, впрочем, может быть, я не совсем его понимаю, нет каких-то компонентов. В моем представлении философское предельное понятие Сверхбога тождественно предельному понятию Бога (по свойству предельности). Поэтому религия Бога и религия Сверхбога формально тождественны.
    К тому же, известны более ранние, чем у Диаса Валеева, попытки создания Сверхрелигии, объединяющей все религии мира. Например, одна из них была названа именем ее основателя Бахауллы (1817 – 1892 гг.), – Бахаи. Об этом, кстати, пишет и сам Валеев в своей книге. При образовании (создании) религии необходимо учитывать не только философскую часть. В каждой религии неотъемлемыми ее собственными частями являются: искусство (художественная ритуальная сторона, архитектура собора, музыка, режиссура, костюмы, символика и т.д.), экономическая основа (банки, недвижимое имущество, бизнес, самообеспечение, государственные дотации и др.), обладание реальной властью (вхождение в государственную власть, участие в выборах, посещение заседаний госсоветов и т.д.).
    На фоне молодого, энергичного, уверенного религиозного подвижника Виссариона, создавшего в 1992 году уникальную общественно-религиозную общину в Красноярском крае (с отделениями в Москве, Петербурге, Казани, Набережных Челнах и др.), ведущего огромную просветительскую работу, выпустившего 10 книг по духовной тематике, издающего свою газету, организатора новых обрядовых праздников, руководителя поселения его последователей, размещенных в 32 деревнях, участника многочисленных выставок, международных конференций, Диас Валеев на внешний взгляд проигрывает. Конечно, кому-то такое сравнение покажется некорректным, несправедливым, поэтому заранее прошу меня простить. Валеев же принципиально считает себя создателем религиозного учения о Сверхбоге, а, по его словам, не узкой религиозной секты.
    Думаю, что для философа Диаса Валеева нет повода для печали, а есть повод подняться еще на ступеньку выше, т.е. ближе к пьедесталу Идеального Героя.
|
|
|