Философская эссеистика Д.Н.Валеева




Ниспровергатель библейских пророков – Диас Валеев


    Наш исследователь-биограф Диас Валеев приводит в своей книге неизвестную мне краткую биографию Иисуса, существенно отличающуюся от библейской легенды о Христе. Он поставил не праздный вопрос: Иисус Христос – это Бог или пророк? Или шарлатан? Одну из причин своего обращения к данной теме он признает так: «Я в своем очерке, написанном в конце II тысячелетия, скептически отношусь к идее божественности Иисуса» (т.е. объявления Иисуса вселенским Богом. – Р.И.).
    Действительно, за что воздает славу народ в течение двух тысячелетий такому человеку как Иисус? Он не посадил ни одного деревца, не вырастил ни одного ребенка, не построил ни одного дома. За что простые люди должны уважать такого человека? К тому же, Иисус не был героем войны, не был открывателем в науке, не был отважным капитаном, не был богачом или силачом, не был художником, поэтом или даже певцом. Может быть, он был философом, писателем, врачом, предсказателем или знаменитым клоуном? Тоже – нет, не угадали! Диас Валеев утверждает и доказывает, что Иисус был актером в жизни, страдавшим комплексом неполноценности, неудачно сыгравшим роль мифологического Мессии (Спасителя) иудейского народа. И еще, что на самом деле Иисус замышлял захватить власть с помощью своей религиозной секты, но случайно погиб при совершении мистического ритуала распятия – воскрешения.
    Поставленный мыслителем вопрос особенно актуален в нашей стране, в годы неимоверного религиозного возрождения, когда захватывается духовное пространство, религия проникает во властные государственные структуры и обогащается за счет теневого бизнеса. Вспомним браваду президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который в 2005 году публично заявил, что только в нашей республике построено уже тысяча мечетей. Это происходило на фоне обнищания народа, разрушения начальных и средних школ на селе, домов культур, уничтожения библиотек. Наши государственные высшие чины-руководители уже ходят на религиозные молебны.
    Символом поклонения людей, принявших христианскую религию, является образ распятого на кресте человека. Такая страшная картина изображена на иконах, которые висят в специальных храмах, в домах верующих на самых видных местах. В детстве я многого не понимал, но всегда чувствовал себя жутковато при виде христианских икон с изображениями хмурых и обиженных ликов. Не понимал, почему в греческой истории боги убивали друг друга, а полководцы истребляли в войнах людей, превращали пленников в рабов. Лично у меня было внутреннее чувство сопротивления, неприятия несправедливого отношения к человеку.
    В домах мусульман видел совершенно другое. В рамках были изображения минаретов, окруженных загадочными значками и красивыми орнаментными рисунками. Помню, как старшие пугали меня и других шаливших малышей грозными мифическими или сказочными персонажами, божественными силами природы, которые своим громом и молнией могут неожиданно наказать непослушных. Психиатры отмечают, что ребенок, подвергаемый ритуальному обрезанию, получает сильный стресс. Благодарен родителям, что оберегли меня от религиозного глумления, но воспитывали, придерживаясь общего этического принципа: «Будь хорошим!».
    От религиозных страхов освобождался постепенно, лишь после седьмого класса набрался смелости и бросил вызов своим религиозным верованиям. Поиск ответов на многие непонятные вопросы привел меня в большую науку и философию. Борьба с невежеством, просветительная работа, открытие новых Тайн Природы стали моим смыслом жизни.
    Заранее оговорюсь, что не отношу себя ни к атеистическим фанатам, ни к теистическим проповедникам. Спокойно и с интересом отношусь к мифологии, мистике, фантастике, эзотерике, сказкам, былинам, истории. Просто называю себя философом и ученым, исследователем человека и природы.
    Нужно признать наше несовершенство, однобокое развитие. Это относится не только к отдельному человеку, но и целому обществу, всей цивилизации. Как вырасти гармоничным человеком, как построить идеальное гармоничное общество, как научиться жить в гармонии с Природой? Диас Валеев видит выход в универсализме, т.е. в соблюдении принципа, когда «крайний материалист прекрасно уживается во мне с крайним теистом». Здесь я с ним согласен и поясню этот момент. Научное понимание Бога, как предельной философской категории, вполне согласуется с материализмом. Однако мыслитель делает странный реверанс.
    – Я пришел к выводу: искажения фактов, умолчания нужны нам, людям, так же, как и правда. А может быть, даже больше. Без них, похоже, мы никак не можем обойтись.
    Он критичен к людям, нащупывает корни несовершенства мышления?
    «История любого народа полна самых невероятных искажений. Так называемая строгая наука, блюдущая вроде бы объективность, даже если взять такой ее раздел, как физика, в немалой степени состоит из гипотез и теорий весьма сомнительного достоинства. Именно потому, что людям порой не нужна истина как таковая, даже наше настоящее погружено для нас в глубокий туман. Мы часто не видим очевидного, не знаем всей правды даже о событиях, в которых сами участвуем. Наше сознание подчас предельно догматизировано и мифологизировано».
    В данном случае Диас Валеев выступает как заядлый агностик. Он словно забывает, что человек способен развивать свой достоверный познавательный инструментарий, свое проникновенное мышление, а потому может вскрывать даже изощренные маски. Кстати, он эту способность прекрасно показывает на примере подробного исследования и анализа биографии человека по имени Иисус.
    – С моей точки зрения – и это становится очевидным, если внимательно, спокойно и трезво прочесть Евангелия – реальный Иисус из Вифлиема – полный антипод созданного воображением человеческого образа.
    Философ-историк Диас Валеев пишет:
    «Здесь я хочу вспомнить историю человека по имени Иешуа или Иисуса, родившегося около первого года новой эры в многодетной семье плотника из Вифлеема неизвестно от кого (Иосиф взял Марию в жены, когда она уже была беременна будущим Иисусом). И вот в течение двух тысячелетий имя этого некогда безродного человека живет на устах значительной части человечества. Десятки и сотни миллионов людей поклонялись и поклоняются ему как основателю одной из самых могущественных религий на земле. Этот человек в представлении множества людей – образец кротости и человеколюбия, пример универсального мегасознания, вбирающего в себя заботу о всеобщей жизни…
    Что у нас есть, чтобы объективно судить об этом человеке? Есть очень короткие сведения, скорее, даже просто упоминания, оставленные тремя римскими авторами: Тацитом, опубликовавшим в 116 г. н.э. свое сочинение «Анналы», в котором на трети страницы есть упоминание о человеке, называвшемся Христом; Плинием Младшим, занимавшим в 111 -113 годах пост римского наместника в Иудее и в одном из отчетов крайне сжато упомянувшим о последователях Христа; наконец, Светонием в книге «Жизнеописание двенадцати цезарей» (около 121 года н.э.), оставившем буквально две строчки о «христианах, приверженцах нового и преступного суеверия».
    «Помимо свидетельств из Рима об историчности этого лица, есть еще одна запись в книге иудейского историка Иосифа Флавия «Иудейские древности». Тоже предельно короткое – собственно один абзац – сжатое до схемы изложение истории Иисуса…
    Все эти исторические свидетельства – римские и иудейские – чрезвычайно скудны. Что из них можно узнать, в конце концов? Да только то, собственно, что в первой трети I века н.э. на земле Палестины на самом деле жил некий Иисус, за которым пошло, по Флавию, «много иудеев, равно как и язычников». Основная информация об этом человеке содержится в Евангелиях или Благоповествованиях от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. И все. Остальное – домыслы, вымыслы, фантазии и толкования позднейших авторов».
    Как может относиться к Евангелиям современный человек? – спрашивает писатель и сам же отвечает.
    – Евангелия, несомненно, гениальный литературный памятник. Великая литература. С другой стороны, это своего рода сборник документов, собрание материалов, воспоминаний, легенд о жизни определенного человека. Своеобразная книга из серии, если хотите, древней ЖЗЛ.
    «В жизни немало загадочных страниц. Загадочен и центральный эпизод иудейской истории начала I тысячелетия, связанный с распятием известного проповедника. Эти страницы его бытия наиболее темны, хотя нам кажется, что мы здесь знаем все…
    Из Евангелий встает образ интересного, любопытного человека. Не подчиняющегося обстоятельствам, а «сочиняющего» эти обстоятельства, сочиняющего сюжет своей собственной жизни и жизни окружающих людей. Образ макрочеловека, высокой, конечно, и талантливой «пробы», решившего ради совершенно конкретных политических целей по заранее разработанному «сценарию» сыграть роль Христа, то есть Мессии, сына Божьего, и сыгравшего эту роль в общем-то для себя неудачно. Лично для него игра в «распятие» и последующее «воскрешение из мертвых» по нечаянной, непредвиденной случайности закончилась трагически. Смертью».
    Был ли Иисус конфликтным человеком? И на этот вопрос у Диаса Валеева есть ответ.
    – Этот человек, играя роль пророка и учителя, был своего рода лидером национального движения, борющегося за освобождение Иудеи от римского владычества и объединение иудейского народа. Но этот его конфликт с Римом в Евангелиях затушеван. О нем можно только догадываться по отдельным, сказанным вскользь словам. А между тем в деятельности Иисуса он был, вероятно, главным. Не столько борьба против Моисеевых заповедей двигала им, сколько, видимо, борьба против Рима и его иудейских приспешников в лице так называемых «книжников».
    Какова реальная ситуация рождения Иисуса и его воспитания? – можем спросить мы.
    – В детстве всегда закладывается будущая судьба человека. И в этом отношении детство Иисуса любопытно, в первую очередь, благодаря своей матери Марии.
    «Мария была, вероятно, женщиной легкомысленной: она забеременела неизвестно от кого, но бедный Иосиф узнал об этом слишком поздно, уже сочетавшись с ней браком. Что делать? Первой его мыслью было прогнать жену, но это не избавляло бы его от позора. К тому же Мария оказалась, видимо, не только красивой женщиной, но и умной, находчивой. Перед ее неотразимым обаянием было трудно устоять. Представляю, как был ошеломлен Иосиф, когда она заявила ему, что она «понесла» не от человека, а от «святого духа» и что он может не беспокоиться – ее и его честь незапятнанны. Когда человек по-настоящему любит, он может поверить и в невероятное…
    Тем не менее, видимо, они вынуждены были все же бежать. И, возможно, даже далеко – в Египет. Но бежать, спасаясь не от царя Ирода, а от позора, слухов, сплетен. Немало лет они, видимо, провели на чужбине и вернулись лишь тогда, когда им казалось, что все забыто. И, конечно, не случайно они стали жить в другом городе – не в Вифлееме, а в Назарете. Но слухом земля полнится, сплетни о незаконнорожденности Иисуса дошли, по-видимому, и туда. Сколько седых волос появилось на голове задерганного, осмеиваемого Иосифа от всех этих переживаний! Какие скандалы сотрясали семью красивой Марии! Как запекалось мщением сердце маленького Иисуса, которому его сверстники, издеваясь и смеясь, кричали, наверное, в лицо: «Этот выродок – от Святого духа!»…
    О происхождении Иисуса писал и греко-римский мыслитель Цельс в 177 году в трактате «Правдивое слово». Сам трактат не сохранился, но по переложению богослова Оригена (185 – 254 гг.) известно следующее.
    По слухам, «Мария, мать Иисуса, была действительно дамой, способной на неожиданные поступки. Тогда, в те годы людям было даже известно, с кем Мария «путалась», перед тем как забеременеть Иисусом, – это был некий Панфера, или Пандира, солдат римской армии, грек по национальности. Плотник Иосиф, муж Марии, выгнал ее из дома – все-таки выгнал, по Цельсу, – и оказалось так, что, когда пришло время родов, Марии пришлось рожать в какой-то чужой конюшне».
    «Цельс опирается на слухи и о том, что искусству фокусничества и гипнотизма Иисус научился в Египте, – этим ремеслом он кормился с самых ранних лет, не надеясь ни на кого, кроме как на самого себя.
    В незаконнорожденности – зерно характера будущего основателя нового учения. Комплекс неполноценности, видимо, с ранних лет прожаривал душу мощным пламенем, непостижимая гордыня ветвилась и прорастала мощными корнями в маленьком испепеленном сердце:
    – Вы не верите, что я от Святого духа? Я заставлю вас поверить в это!»
    Нам не известно, где был и чем занимался Иисус с 13 до 30 лет. Диас Валеев предполагает, что Иисус был активным членом братства магов, получал от них всяческую поддержку и вдохновение. В тайных архивах Ватикана хранится множество запретных книг, предназначенных для узкого круга посвященных и, следовательно, это суперсекретная литература. По слухам, есть Тибетское евангелие в котором описывается учеба Иисуса в Индии, Непале и Персии.
    Кто был другом Иисуса?
    – Иоанн, будущий знаменитый Иоанн-Креститель, помощник его и друг. Многое в судьбе и характере Иоанна сходно с судьбой и характером Иисуса. Он был старше Иисуса на шесть месяцев и тоже был незаконнорожденным. Елизавета, жена бесплодного старца Захария, подруга, кстати, Марии, тоже «понесла» его неизвестно от кого. Возможно, от того же Панферы. Сходная судьба была, видимо, решающим обстоятельством, которое сблизило их по-настоящему. Иисус – личность, несомненно, более сильная и яркая, подчинил Иоанна. Иоанн был, вероятно, первым его учеником и верным помощником.
    Когда у Иисуса появилась мысль стать Мессией?
    И вот что говорится об этом в книге Диаса Валеева.
    – Не знаю, когда, каким образом – об этом нет данных, но однажды, по-видимому, в воспаленном воображении Иисуса родилась великая мысль, питаемая еще детскими мечтаниями и обидами, – стать Мессией. И отныне его жизнь была посвящена выполнению этого обязательства, принятого им. Талантливый, опытный человек, он понимал, что души людей тогда потянутся к нему, когда он сильно поразит их воображение…
    – У древних в писаниях не раз возникали пророчества о Мессии, который придет, будет проповедовать новые законы народу, потом его убьют, а на третий день он воскреснет. Эти легенды жили уже в народе издавна, и Иисус решил взять на себя роль Мессии: для этого нужно было только талантливо и безошибочно разыграть сюжет распятия на кресте сына Божьего, Мессии, а затем его чудесного воскрешения. Иисусом была задумана, иными словами, грандиозная авантюра, в случае удачи сулившая исполнителю могущественную власть.
    В какой части «спектакля» погиб Иисус? – интересуемся мы.
    Исследователь дела Иисуса пишет в своей работе:
    – Иисус сам шел к распятию и, действуя в сговоре со своими сообщниками, был действительно распят вместе с двумя преступниками. Это произошло под вечер в пятницу. Смерть на кресте обычно очень длительна и, конечно, мучительна. С Иисусом же случилось невероятное – он «умирает» очень быстро, спустя три часа; еще были живы и бранились его собратья по казни. Поскольку была пятница, а впереди предстояла суббота – великий день для иудеев, когда им нельзя заниматься никаким трудом, в том числе хоронить умерших, несколько человек приходят к Пилату (правителю) с просьбой о том, чтобы преступникам перебили на ногах коленные чашечки или всю голень, дабы они скорее умерли и их спокойно можно было бы снять с креста. Впереди была суббота, оставлять преступников, в том числе Иисуса, на кресте не следовало, согласно обычаям. Пилат согласился с доводами и удовлетворил просьбу, дав разрешение. Все шло, видимо, так, как и было намечено. Стражники ломают голени у двух разбойников, а, подойдя к Иисусу, «видят», что он мертв. Стоит ли уродовать мертвеца? И голени Иисусу перебиты не были. Вот для чего он, видимо, «умирает» так быстро. Оставалось лишь снять его с креста, положить в гроб, что находился неподалеку, а там и конец опасному спектаклю …
    Слегка подлечившись за субботу и воскресенье и придя в себя, в понедельник к народу Иудеи явился бы уже Мессия, воскресший из небытия и предвещенный пророками еще в Ветхом завете. Но тут, как иногда бывает в жизни, тщательно расписанный ход событий взрывает роковая и непредусмотренная случайность: один из стражников, вероятно, не входивший в число заговорщиков, людей Иисуса, и, по-видимому, в чем-то усомнившийся, на всякий случай взял копье и метнул его в грудную клетку распятого. Об этом нет данных у других евангелистов, об этом свидетельствует только Иоанн. Копье с хрустом пробивает ребра. На землю льется кровь, действительная, уже не придуманная. Наступает уже не играемая, а реальная смерть.
    Любопытно, кем стал бы Иисус, останься он живым?
    Валеев отвечает в своем очерке:
    – Живой Иисус служил чисто расистской, узконационалистической «ветхозаветной» идее; он бы служил ей, останься жив и став так называемым Мессией. Догматы Нагорной проповеди были для него лишь демагогическим прикрытием, и рано или поздно он разоблачил бы себя. Но этого разоблачения не могло произойти уже с Иисусом мертвым, превратившимся в символ, в чистую идею. Произошла странная, но вместе с тем закономерная метаморфоза: рядовой иудейский проповедник превратился в учителя всех народов, его расистские, узконационалистические идеи – в универсалистскую доктрину добра. Низкая идея, отрекшись от себя, в своем воплощении стала идеалом.
    И еще один вопрос: почему Иисус стал для людей идеалом добра?
    – Так, видимо, сильна в народах жажда идеального, возвышенного, святого, что и в Иисусе, в этом в общем-то даже неудачливом игроке, для которого были хороши все средства, в том числе ложь, подлог, жестокость, в этом авантюристе идеи, проповедовавшем добро, но не брезговавшем и злом, человечество увидело пример кротости и человеколюбия, образец заботы о покинутых и несчастных, сирых и убогих. Произошла диалектическая перемена мест, осуществился переход из одной качественной противоположности в другую. Человечество как бы остановилось на Нагорной проповеди и услышало лишь слова только этой речи Иисуса, не слыша и закрывая глаза на все остальное.
    – Любая религия – это продукт воображения, художественного творчества народов, отражающего какую-то глубинную их потребность в идеале, и, вероятно, в процессе этого творчества при удачном сложении обстоятельств и люди, далеко не отвечающие идеалу, могут превращаться в великих героев; гений человечества неузнаваемо преображает натуру…
    В личной беседе со мной писатель недавно заметил:
    – Я заинтересовался историей Иисуса (я никогда не называю его Христом), поскольку увидел в нем лже-явление Третьего человека. Но если появилось лже-явление как выражение мечты человечества о совершенном богочеловеке, то жизнь должна родить такого богочеловека в результате своей эволюции и в самой действительности. И я стал искать этого богочеловека…















Hosted by uCoz