Философская эссеистика Д.Н.Валеева




Философское кредо Диаса Валеева


    Свой особый путь в философию Диас Валеев в первом предисловии к книге «Уверенность в Невидимом» сформулировал так: «Жизнь слишком коротка, чтобы посвятить себя всецело чему-то одному и не давать выхода своему «я» к тем сторонам бытия, которые его интересуют и перед которыми оно, это «я», чувствует обязанность, перед которыми оно испытывает неотступное чувство долга. Причина, почему я потянулся к жанру религиозно-философской эссеистики, наверное, все-таки кроется прежде всего здесь. Жизнь поистине грандиозное и великолепное творение, и не обо всем в ней можно сказать в каком-то одном жанре; хочется, пока жив, испробовать разные подходы, разные пути».
    «Еще я думаю, что все мы, люди, по своей натуре философы. Нам мало «отбыть» свой личный «срок» на Земле, нам надо увязать его с общим смыслом бытия. С жизнью всего человечества. Ум и душа жаждут постичь этот смысл. Так было на протяжении всех минувших тысячелетий. Благодаря этой неутомимой, неиссякаемой жажде человек создавал философские системы, религии, творения зодчества, памятники литературы и искусства, утопические проекты социального переустройства общества. Процесс этот бесконечен».
    Даже из этих последних приведенных выдержек о личности Диаса Валеева можно определенно сказать, что его духовная основа устремлена к универсальности, а потому он пришел к универсальной философии.
    По своему первому образованию Диас Валеев инженер-геолог, в Казанском университете изучал диалектический и исторический материализм. Поэтому ему близки и понятны законы диалектики, в том числе и общий закон эволюции. В своих работах Диас Валеев пишет о «человеке как о сложной многоуровневой системе, которая, как всякая иерархически построенная структура, развивается от простого к сложному. Реальное историческое поле, на котором разворачивается драма мирового человека, показывает, что человек – это не некая данность, абсолютно неизменяемая во времени, а процесс, постоянно настроенный на самоэволюцию и словно пронизанный энергией динамизма».
    В своей книге «Уверенность в Невидимом» Диас Валеев приводит цитату из книги У. Хэтчер «Научное доказательство существования Бога» (Киев, 1993). Последний безапелляционно утверждает следующее: «Человек – продукт направленной эволюционной кривой и обязан своим происхождением и существованием некоей невидимой силе, которую одни могут называть Богом, другие – эволюционной силой…». Получается, что Бог создал человека, придумал эволюционную кривую и ведет по ней человека. Бессмысленно дискутировать с человеком, не понимающим основ эволюционной теории. Считаю, подобные высказывания научно некорректными.
    Обратим внимание на центральные религиозно-научно-философские мысли Диаса Валеева: «Мироздание встает в моем воображении как иерархически построенная система миров, беспрерывно порождающих друг друга, – вечное движение сливает божественно-материальное в кипящую избытком сил единую жизнетворящую субстанцию.
    Отрицать реальность Божественного Абсолюта, или Сверхбога трудно. С моей точки зрения реальность Сверхбога – это иерархическая бесконечная цепь высших по сравнению с человеком и низших уровней сознания, уходящая в туман двух неизмеримостей. Человек – часть Абсолюта, его слагаемое».
    Проанализируем выделенный в кавычках текст с целью разобраться и понять автора. И, конечно, есть повод задать ему вопросы. Обратим сразу внимание читателей на то, что система понятий у Диаса Валеева и вашего покорного слуги не во всем совпадают (см. «Система предельных категорий философии», Казань, 1998), поэтому возникают определенные трудности понимания и взаимопонимания. Например, это различие можно образно сравнить с различием технических компьютерных операционных систем различных поколений.
    Чтобы не наскучить читателю излишними нудными замечаниями по отдельным высказываниям автором, иногда даже принципиально спорным, приведу лишь одну фразу.
    «Мироздание встает в моем воображении как иерархически построенная система миров, беспрерывно порождающих друг друга…» означает, что автор изначально принимает философскую концепцию системности мироздания, причем из этой системности выбирает почему-то лишь ее иерархическую часть. Почему он игнорирует неиерархическую систему миров, а также иерархически-неиерархическую систему миров? Хотя Д. Валеев в своих работах упоминает о них. Куда он эти две трети миров девает? Кстати, на этот недостаток обратил внимание крупный российский философ Ю.А. Урманцев в ранней работе казанского философа, ныне профессора Э.М. Хакимова.
    Диас Валеев этим своим высказыванием подтверждает, что он диалектик-материалист: «система миров, беспрерывно порождающие друг друга». Здесь он в рамках традиционной науки. Мне понятно, что происходит взаимодействие миров, их саморазвитие и т.д.
    Ясно, что литературно-эссеистское понимание Бога (или Сверхбога), включающее все известные религиозные представления, и научное понимание Бога (или Абсолюта) существенно разнятся. К чему я все это говорю? К тому, что если не понять или не желать понять логического построения понятия Бога, то приходим к «дурной бесконечности», о которой хорошо сказал еще столетие назад философ-политик Владимир Ленин. Мне ближе научный подход, а потому объяснить гораздо легче на базе диалектической логики: понятие Бога относится к системе предельных философских категорий.
    Хочу обратить внимание читателя на то, что существует разное мышление: «мутное» и «ясное», «мерцающее» и «четкое», «прыгающее» и «конкретное», «узкое» и «широкое». Если собеседник в диалоге не определился, что хочет выразить и донести своей мыслью, то как же его понять другому? Получается странная ситуация: думаешь одно, говоришь другое, а понимают совершенно по-иному. Поэтому создание единой системы знания, культуры пользования этими знаниями представляет всегда актуальную проблему. Никто за нас этим заниматься не будет, поэтому мы сами ответственно разрабатываем новую систему знания, просвещаем способных и склонных к восприятию. Так творчески растем и развиваемся вместе.















Hosted by uCoz