|
|
Научная теория человека от Диаса Валеева
    Считать мыслителя Диаса Валеева научным теоретиком было бы, прямо скажем, не корректно. Об этом он сам пишет: «Я писатель, и, разумеется, на мою идею о трех составляющих человеческой деятельности надо смотреть как на художественную условность».
    Приведу его формулировку теории человека трех духовных типов.
    «Каждого человека формирует его непосредственное окружение, тот микросоциум, в котором он живет. Но помимо «гражданства» в микросоциуме каждый человек еще и гражданин какого-то более крупного макросоциума – класса, нации, страны… Интересы макрогруппы также во многом определяют его мышление и практическую деятельность. Но и это не все. Каждый человек является и гражданином мегасоциума, гражданином огромного социально-природного мира.
    Три составляющих – микро, макро и мега – борются в нашей душе за первенство. Эта борьба идет и в жизни. В ком-то побеждает третье начало, и мы видим перед собой универсальный, бескорыстный, общечеловеческий тип деятельности. В ком-то одерживает верх второе начало, и перед нами классовая, национальная и прочая «макрогрупповая» модель жизни. В ком-то превалирует первое, или микроначало, и перед нами предстает деятельность, движимая только эгоистическими мотивами.
    Человек третьего типа, как я понимаю его, живет, видимо, в соответствии с понятием «родовой» – интернациональной, общечеловеческой, общебытийной – сущности. Именно в личности такого типа воплощена «совокупность всех общественных отношений». Человек второго типа определяется скорее «совокупностью общественных отношений» классового, национального и тому подобного порядка. И, наконец, человек первого типа обладает только узкоиндивидуальной сущностью. «Совокупность всех общественных отношений» в нем сведена до минимума».
    Попробуем сформулировать схематично и кратко основную теоретическую мысль писателя.
    Каждый человек одновременно живет в трех социальных средах: микросоциуме, макросоциуме и мегасоциуме и под их влиянием. Эти среды формируют в каждом человеке три качества: микро, макро, мега, которые борются в его душе за первенство. Микрокачество называется первым началом, макрокачество – вторым началом, мегакачество – третьим началом. Человек, обладающий первым началом, относится к первому типу. Человек со вторым началом считается вторым типом. Человек, получивший третье начало, называется личностью третьего типа.
    Каждая из трех социальных сред отличается друг от друга структурой и масштабностью. Например, микросоциум образуют члены семьи, родственники, друзья, коллеги. Макросоциум – классы, нации, страны… Мегасоциум – огромный социально-природный мир.
    Собственный качественный переход человека от одного типа к другому не запрещен, но писателем эта сторона вопроса не исследуется. Он ищет в реальности и описывает своих исторических героев, относящихся к разным определенным типам. Большое внимание в книге уделяется личностям третьего начала. Такие люди, считает мыслитель, ответственны в своих идеях и делах за состояние мегасоциума. Люди с макрокачеством, т.е. вторым началом, переживают за состояние макросоциума. А вот люди первого уровня – эгоисты, живут только ради себя, микросоциума.
    Валеев считает, что описанная выше трехуровневая модель человека-общества-природы затрагивает все бытие человека, однако при этом писатель отмечает: «Сама жизнь неизмеримо богаче любой схемы, какой бы она не была, и никогда не вмещается в нее целиком. Да и меня как художника интересует в первую очередь сама жизнь и конкретный человек в ней, богатство представленных в жизни человеческих типов. Однако применяемый прием дает возможность взглянуть на проблему под определенным углом зрения».
    Трехуровневая оценочная шкала выбрана автором данной теории не случайно: не громоздка, удобна в обращении. Известна аналогичная государственная схема ранжирования людей по материальной обеспеченности – малоимущие, средний класс, богатые. В математике подобный подход относится к «размытым» множествам.
    Свою общую концепцию «трехликой» природы человека Диас Валеев распространил на земную и внеземную цивилизации в научной статье «О Человеке и его Пути» [19]. В силу злободневности темы приведем эту публикацию здесь полностью.
    «Время ныне сложное, наступил новый век смуты. Но все преходяще. И вновь надо будет строить здание духовной культуры. Следовательно, нужны поиски базисных оснований. В том числе в представлении о человеке и его судьбе.
    Кратко намечу свою концепцию мирового человека. В основе лежит видение человека в трех его основных ликах. Вижу эти портреты человека всюду – в лицах людей-современников, в истории, в искусстве. (Из всех существующих классификаций, пожалуй, наиболее близка схема Гурджиева-Успенского, подразделяющая людей на 7 категорий). Итак:
    1. Первый тип – «микрочеловек», чья жизнь, духовная и физическая, полностью определяется микроситуацией, личным эгоизмом, инстинктом к выживанию. Человек внеидеологический, вненациональный и т.д., но способный примкнуть к любой группе и любому верованию.
    2. Второй тип – «макрочеловек», фигура более крупная, определяемая историческими, социальными, классовыми, национальными параметрами, носитель крупногруппового эгоизма. Если первый тип составляет основная масса людей, то из второго выходят крупные администраторы, политики, деятели науки и культуры и т.д.
    3. Третий тип – «мегачеловек», фигура еще более редкая и универсальная. Представитель всего человечества, гражданин Вселенной, чье субъективное «я» равно объективному миру. Этот тип людей дает пророков, гениев.
    Все три составляющих – «микро», «макро», «мега» – находятся в каждом из нас. В теле, в духе идет постоянная борьба трех начал. Каждый конкретный человек – результирующая этой борьбы.
    В то же время в мировой эволюции видно движение мирового человека в историческом пространстве. В эпоху доплеменной и племенной жизни – господство, доминирование «микрочеловека». Продолжительность периода – несколько миллионов лет. В эпоху функционирования классовых обществ, наций и народностей, региональных религий продолжительностью 3-5 тысяч лет – доминирование «макрочеловека». В эпоху «обобществившегося человечества» (будущее) – доминирование «мегачеловека».
    Характеристика сегодняшнего момента: человек на «микро» и «макро» уровнях исчерпывает ныне свои функции. Перспектива: выход на «мега» уровни деятельности. Иначе – тупик, смерть, ликвидация феномена человека.
    Подобно «трехликой» природе человека, «трехлики» и нации, народы: тоже «микро», «макро», «мега». Внеземные разумные цивилизации также, очевидно, встречаются трех типов: «микро», «макро», «мега». (В уфологии существуют различные классификации «пришельцев»: например, по уровню физической плотности – около 12 ступеней, по уровню сознания – 3 типа. – Р.И.)
    К какой из этих трех типов относится вся человеческая цивилизация? Согласно моей точке зрения, наблюдается движение человеческой цивилизации: от цивилизации первого типа к третьей. Перспективы в этом смысле ошеломляющи, невероятны и непредставимы. Но и опасности на пути также катастрофичны. В принципе: есть азимут движения человечества, но нет гарантий, что цель будет достигнута. Основное препятствие – тянущее ко дну классовые и националистические «макро» и особенно «микро» составляющие.
    Надо четко представлять, что арена сражений «микро», «макро» и «мега» не только душа каждого конкретного человека, но и весь мир.
    Второе важное положение моей концепции: отталкиваясь от теории трех типов человека, я выдвигаю теорию трех уровней деятельности мирового человека – в области политико-государственного строительства, экономической, идеологической, правовой деятельности, в сфере науки, культуры, искусства. Если говорить, скажем, о художественной деятельности человека, то на каждом уровне: «микро», «макро» и «мега» своя эстетика, своя этика, свои принципы.
    Мной подробно прослежены и проанализированы (в книге «Три похода в вечность») а-классический, классический и суперклассический способы существования и бытия в искусстве.
    Принцип иерархии, существующий в природе, существует в природе человека и в природе человеческой деятельности, каких бы сфер мы ни коснулись.
    Вся прошедшая мировая история – это богатейшее собрание фактов, оснащающее живыми доказательствами излагаемые мной идеи.
    Третье положение концепции о человеке и его судьбах: установление и регистрация двух великих мировых стилей, которые проходят через всю деятельность человека, начиная с мустъерской эпохи нижнего палеолита и с выходом за рамки наших дней в XXIV – XXV века.
    А) Стиль символический. Для него характерно собирание сил воедино, их концентрация, это обычно эпохи синтеза, синкретизма, когда знак, символ становятся воплощением объективной реальности, когда эта реальность преображена в действии человека-творца, субъективирована. В сфере духовной это обычно эпохи возникновения религий, в сфере политической – эпохи диктатур. В сфере художественной человек устремляется в условное, знаковое, непредставимое, в области научной – в иррациональное. Первый великий символический стиль – от 80 до 36 тысяч лет до н.э., нижний палеолит. Второй символический – от 10 тысяч лет до X – III веков до н.э., мезонеолит и ранние и срединные этапы рабовладельческой формации. Третий символический – условно от III – VI до XIII – XVII веков нашей эры. Четвертый великий символический стиль – условно от рубежа XIX – XX столетий до, очевидно, XXII столетия.
    Б) Стиль реалистический. Для этого мирового стиля характерна философия анализа, расчленения на отдельности, это обычно эпохи реалистического, прямого, натурального отношения к действительности, когда реальность объективируется в творческом акте человека-художника. Это эпохи, когда на первый план выдвигается не целое, а конкретное, отдельное. Допустим, не государство, не община, не партия, а человек. Это эпоха анализа, подробной инвентаризации мира, реализм характерен и для сферы художественного и научного знания. Первый великий реалистический стиль от 36 до 10 тысяч лет до н.э., верхний палеолит. Второй реалистический – от XXI – X веков до н.э. до II – III веков нашей эры. Третий реалистический – от XII –XIV до рубежа XIX – XX столетий.
    Таким образом, мы имеем на сегодняшний день четыре великих символических стиля и три великих реалистических стиля, чередующихся друг с другом в череде тысячелетий и веков. (Подробно об этом в моей книге «Три похода в вечность»).
    Прежние теории круговорота Вико, спиралевидного развития уточняются и обогащаются теорией мировых ритмов в истории. Характерно колоссальное учащение ритма жизни человечества, учащение биения его пульса. Характерно, что каждый период, проходящий под знаком символической или реалистической составляющей, по времени с каждым разом резко убывающий, дает всякий раз колоссальный, все умножающийся объем культурных накоплений. Мы видим не просто историческое движение человечества и его прогресс. А движение и прогресс с ускорением.
    Каждый из народов появляется на исторической сцене в свое время и подключается к общечеловеческому потоку в определенной точке. Какие-то народы проходят чуть ли не через все этапы, какие-то включаются «в игру» стилей позже. Некоторые – на исторические «мгновения».
    Что надо подчеркнуть? Названия стилевых эпох – по преобладающему тону, по статистическому доминированию. В каждый из крупных этапов стиль условный, концепционный, символический и стиль непосредственного отражения действительности, реалистический, существует параллельно, взаимно борясь друг с другом, но и взаимно дополняя друг друга, как части одной уравновешенной системы. Они словно не могут существовать друг без друга, как свет без тени и тень без света, но какой-то из стилей преобладает, статистически доминирует. Пульсация стилей превращается в мировой ритм, в ритм дыхания человечества.
    Как ведет себя «микро», «макро», «мега» человек, качаясь на волнах мировых стилей? «Микро» и «макро» полностью подчинены колебательным движениям эпохи (последний участвует в разработке очередного движения маятника), человек же мегауровня стоит ногами на обоих мировых стилях, черпая свои силы из обеих контрастных сторон природы. В этом смысле творчество гениев, мировых пророков и символично, и реалистично одновременно.
    Анализ сегодняшнего дня: наша эпоха – эпоха четвертой по счету великой символической культуры. Эпоха собирания человечества воедино. Эпоха, проходящая не под знаком приоритета личного, конкретного, отдельного, а под знаком приоритета целого. В политической области – эпоха диктатур, правых и левых. В духовной – рождения новой религии.
    Пророчества на ближайшие столетия: в конце XXII – в начале XXIII века обозначится эпоха четвертого великого реалистического стиля. Это будет эпоха нового ренессансного возрождения приоритетов человеческой личности. В XXIV – XXV веках, по всей вероятности, наступит эпоха соединения, «слипания» великих мировых стилей – царство мегачеловека. Это будет конец земной истории человечества, человеческая цивилизация выйдет на третий уровень развития и вступит в борьбу-диалог с разумными цивилизациями Великого Космоса».
|
|
|