К анализу творчества Диаса Валеева.




Минахмет Сахапов

Казань

КЛАССИК МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    Честная и справедливая личность - Диас Валеев, автор более тридцати книг, свыше пятидесяти лет занимается творчеством, поднимая интеллектуальный уровень татарской литературы. Его творчество на одном уровне с произведениями талантливых писателей всего мира. Он думает и мыслит не только о сегодняшнем дне, но и о будущем человечества. Как известно, во второй половине двадцатого века, когда еще существовала одна из великих держав земного шара СССР (вторая после США), национальные литературы народов, из-за желания расширения географии и поднятия своего авторитета до международного уровня, стали обращать внимание на талантливые произведения национальных писателей, которые издавались на русском языке. В то время произведения Константина Симонова (еврей), Диаса Валеева (татарин), Рустема Кутуя (татарин), Альберта Мифтахутдинова (1937-1991, татарин), Педера Хузангая и Якова Ухсая (чуваши), Самсона Чанба (абхазец), Реваза Асаева (осетинец), Ибрагима Юсупова (каракалпак), Василия Юхнина (коми), Давида Кугультинова (калмык), Фазу Алиевой (авар), Бориса Укачина (алтай), в Украине - Олеся Гончара и Александра Корнейчука, в Белоруссии - Алеся Адамовича и Василя Быкова, в Узбекистане - Хамита Гуляма и Айбека, в Казахстане - Олжаса Сулейманова, в Азербайджане - Максуда Ибрагимбекова (мать - татарка), в Киргизстане - Чингиза Айтматова (мать - татарка), в Таджикистане - Айни, в Туркменистане - Гусейна Мухтарова и Ата Атаджанова, в Грузии - Григола Абашидзе и Отия Иоселиани, в Молдавии - Иона Друце, в Армении – Георга Арутюняна, в Литве - Йонаса Авижюса, Эдуарда Межелайтиса и Юстинаса Марцинкявичюса, радовали читателей около двухсот национальностей, живших на территории СССР.
    Драматические произведения татарского народа начали возрождаться как жанр только в последней четверти XIX века. Первый татарский драматург Г.Ильяси (1856-1895), ознакомившись и хорошо изучив драматические произведения народов мира, в 1887 году издал драму «Бичара кыз». Крепкий фундамент в развитии татарской драматургии был заложен после рождения этого сценического произведения.
    С тех пор до сегодняшнего дня в развитии татарской драматургии внесли свой вклад десятки талантливых деятелей, таких, как: Фатих Халиди (1850-1923), Ярулла Вали (1872-1937), Гаяз Исхаки (1878-1954), Галиасгар Камал (1879-1933) и многих других, чьи имена ныне широко известны.
    В 70-80 годах XX века, благодаря произведениям Диаса Валеева, татарская драматургия смогла подняться до высот современной мировой драматургии. За что Валеев и поплатился. Стал мишенью для систематических ударов завистников.
    В 1956 году, после окончания геологического факультета Казанского государственного университета, Диас Валеев работал три года геологом в Горной Шории, что находится на юге Кемеровской области. Проработав в редакции республиканской молодежной газеты «Комсомолец Татарии» 6 лет, в 1973-1975 годах учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР в Москве, затем стал профессиональным литератором.
    Нужно сказать, что произведения, написанные Диасом Валеевым в драматическом жанре, поднимают человеческую планку в области чести и морали. Его произведения посвящены поиску настоящей справедливости, раскрывают своеобразные качества души человека сегодняшнего дня.
    Писатель Гариф Ахунов в своем очерке о Валееве высказался так: «Говоря о драматургии Диаса Валеева в общем, думаю, не будет неуместным одно мое наблюдение. Автора не очень интересуют события, его больше интересует отношение героев к миру и мыслям людей. Обычно его герои входят в сюжет произведения с готовыми мыслями, готовыми отношениями, готовым характером. Они используют события и ситуации для высказывания своих позиций, высказывания своих взглядов. Для решения социальных, философских и моральных проблем нашего времени автор берет своих героев в большом событии, свободно дает им высказаться. Пьесы Диаса Валеева богаты интеллектуальной информацией, иногда богаты чересчур. Диас Валеев хочет научить своего зрителя обращать внимание на умные слова и научиться думать. Для драматурга это очень тяжелая и сложная обязанность. Пьесы Диаса Валеева завладели сценами многих театров страны. Это — его трибуна, форма общения с народом. Ему нужно высказать проблемы, мысли, волнующие каждого человека. Он говорит о них смело и честно. Это - основное направление его творчества».
    В произведениях Диаса Валеева отражаются вопросы, стоящие перед нашими современниками (например, психология преступников). В его произведениях нет равнодушия, не позволяющего решить многочисленные проблемы и рождающего много трагедий в нашем обществе, он всегда точно отражает очень сложные и противоречивые стороны жизни.
    Равнодушие - это привычка жить по принципу «моя хата с краю», закрыться от всего. Укоренение принципов жизни «хамелеона» и «пескаря» привели в жизни к процветанию коррупции, организации мафии, создали благоприятную почву для преступлений.
    В трагедии с элементами детектива «Охота к умножению» Диаса Валеева такие типы вместо борьбы с преступниками и указания им правильного пути в жизни, являясь изменниками чести и долга, стали причинами сомнений в работе этих органов. Смелая и принципиальная позиция Азгара Арсланова, раскрывшего вину заместителя начальника районного отдела милиции Калганова и следователя прокуратуры Разумовского, заставила «вздрогнуть» бюрократическую систему. Рассмотрение преступления, совершенного девять лет тому назад, приведет к разоблачению истинного лица этих горе-знатоков права! А этого никто не хочет! Даже начальник отдела, в котором работает следователь Азгар Арсланов, осторожно предупреждает его: «Зачем вспоминать заново прошлое! Если вышла ошибка, не нужно ворошить прошлое, начнут подозревать правоохранительные органы, пойдут слухи, что сажают невинных людей...» Из-за нежелания испортить спокойствие воротил подобные люди не прощают Азгара Арсланова, хотят поймать его длинными щупальцами. Его начинают покупать, давить, угрожать, шантажировать и пугать физическим насилием. Поняв, что ничего не получается, вытаскивают историю одного преступления, совершенного четверть века назад и предлагают Арсланову сделку, этим хотят подкупить его совесть. Таким образом, человек остается перед серьезным душевным поворотом. Что он выберет?
    Каждый миг в сюжетах Диаса Валеева пронизан тайной и напряженностью. У него нет банальной, кульминационной точки и нет схематичной развязки. «Ты виноват, отец! Виноват, потому что есть на свете такие высшие понятия, как истина, совесть и свобода! Есть высший суд! Как ты даже сегодня не можешь понять эту истину? Когда я начал работу, я не думал, что наткнусь на твои грехи». Он не смог простить отца за предательство. Автор напоминает о трагедии, доставшейся народу и стране, требует ответа от имени людей, ставших жертвами из-за трусости таких беспозвоночных. С преобразованиями жизни в обществе увеличиваются и обязанности литературы. Изменения в жизни отражаются в литературе через душевный мир человека. Каким образом литература может удовлетворить душевные потребности современного человека?
    По нашему мнению, перед всеми жанрами литературы стоят такие серьезные и многогранные вопросы. Потому, что духовный мир нынешнего человека совсем иной, противоречивый. И в центре разногласий лежит не только конфликт классов. Изменилась в конфликте социальная сущность, что переходит и во внутренний мир человека. Талантливый драматург и прозаик Диас Валеев в своих произведениях полностью отражает душу современного человека, как бы распятого между добром и злом.
    В сегодняшнем дне — содержание книг «Старики, мужчины, мальчишки» (М., 1975), «По вечному кругу» (1981), «Портрет Дон Жуана» (2003). Написанные на основе своеобразной концепции «стада и пастухов» драматические произведения, такие, как «Охота к умножению» (1971), «Дарю тебе жизнь» (1972), «Пророк и черт» (1974), «Сквозь поражение» (1975), «Диалоги» (1976), «День Икс» (1981), «Ищу человека» (1985) помогли воспитать умы людей многих национальностей.
    Диас Валеев добился большого успеха и в художественно-философской публицистике. В конце XX века он написал философские произведения: «Три похода в вечность» (1990), «Истина одного человека» (1993), «Третий человек, или Небожитель» (1994), «Я» (1995), «Чужой, или В очереди на Голгофу» (1996), «Мысли о Едином» (2000).
    После написания своеобразного драматического произведения «День Икс» о поэте Мусе Джалиле возникли некоторые разногласия между литераторами. Об этой драме написаны рецензии Х.Кумысниковым в газете «Советская Татария» (14.04.1985), Н.Велеховой в газете «Советская культура» (08.07.1986), в журнале «Театр» (№ 12, 1986). Впрочем, весьма драматическая история постановки спектакля по этой пьесе в Казани изложена в театральном романе Диаса Валеева «Чужой, или В очереди на Голгофу». Борьба с завистниками это борьба творца с антимиром.
    Он ведет ее всю жизнь.
    Классик мировой литературы Диас Валеев занимает позиции на стороне добра и справедливости.


«Мирас», № 7, 2008
«Тюрксой», № 7, 2008
























Hosted by uCoz