К анализу творчества Диаса Валеева.




Альфред Маннанов

Казань

МАНКУРТ ЛИ ДИАС ВАЛЕЕВ?


    После выхода первого номера газеты "Суверенитет" редакция получила письмо от писателя Диаса Валеева. Приводим его дословно:
    "Гражданин Маннанов!
    В первом номере газеты "Суверенитет", которую Вы редактируете, в статье "Рупор шовинизма" Вы вместе с автором статьи З.Нигматуллиной нанесли мне оскорбление, называя меня, писателя Валеева Диаса Назиховича, отщепенцем народа, манкуртом, человеком, которого редакция газеты "Вечерняя Казань" вовлекает "в свою команду для борьбы с национальным возрождением".
    Считая данные утверждения клеветническими, требую незамедлительно опубликовать на страницах газеты Ваши извинения, наказать виновных и сообщить о принятых мерах мне".
    Вот наш ответ:
    «Уважаемый Диас Назихович!
    Вы, по всей вероятности, считаете себя высокообразованным и культурным человеком, представителем творческой интеллигенции и вдруг прокурорский тон Вашего письма?
    Категоричность, неумение выслушать и принять высказывания автора статьи не делают Вам чести. И Вы напрасно обижаетесь на автора статьи З.Нигматуллину. Подобная оценка Вашего политического лица, гражданского облика укоренилась не после выступления «Суверенитета», а она складывалась в течении многих лет в сознании татарского народа. Стало быть, Вы своей гражданской и писательской позицией возбудили неприязнь собственного народа.
    Диас Назихович, давайте будем объективны и восприимчивы к другому, в отличие от Вашего, мнению, особенно, если это мнение тысяч Ваших соотечественников. Вы не можете закрывать глаза, не слышать, как на народных митингах раздается критика в Ваш адрес. Автор статьи, назвав Вас "манкуртом", выразила не только свое личное мнение, но и мнение большинства народа. Она повторила то, что до нее сотни раз говорили Ваши соотечественники.
    Возьмем конкретный пример. На митинге, организованном комитетом "Суверенитет" 3 июля нынешнего года на площади Свободы в Казани, каждый второй оратор публично, через мощные усилители, называл Вас "манкуртом". Их ведь никто не учил, никто за них тексты не писал, как это делалось в "добрые" застойные времена, каждый свободно высказывал свое мнение. Кстати, на этом митинге присутствовала и Ваша супруга, возможно случайно, и она, вероятно, все слышала своими ушами и знает не понаслышке, каков был народный гнев.
    Попытка же силой заткнуть рот собственному народу крайне опасна. Это неблагодарная затея. Эту истину, видимо, не надо разъяснять писателю. Самое разумное в создавшейся ситуации вокруг Вашего имени — уважительно выслушать мнение собственного народа и сделать для себя выводы, переломить себя и предпринять шаги, чтобы Ваши соотечественники с гордостью произносили: «Диас Валеев — наш писатель! Он защищает интересы народа, а не играет на руку его недругам». Но это надо заслужить. Таков путь трудного раскаяния, но благородного по сути.
    А что касается обвинения в адрес редакции, то мы бы не хотели слышать по отношению к себе прокурорского окрика, даже если Диас Валеев писатель. Прошли те времена, когда вне критики оставалась номенклатура, в том числе писательская.*


Суверенитет,
15.07.1991



    * Эта статья, как и последующий материал, носят несколько примитивный характер, но она показывает, какая среда порой окружала Д.Валеева плотным кольцом. Однако в декабре 1991 года в № 5 газеты "Суверенитет", 18 января 1992 года в газете "Советская Татария" появился текст следующего содержания: «В статье "Рупор шовинистов" (автор З.Нигматуллина) и редакционной статье "Манкурт ли Диас Валеев?", опубликованных в газете "Суверенитет" (№1 и 2, 1991г.) был подвергнут несправедливым нападкам, граничащим с клеветой и оскорблениями, известный татарский писатель Диас Валеев. Мы признаем справедливым его иск к нам и понимаем, что допущена ошибка.
    Мы должны сказать читателям, что Диасу Валееву принадлежат первые идеи о национальном возрождении Татарстана, высказанные им в центральной и республиканской печати тогда, когда все еще молчали. Редакции не следовало допускать аппеляции к народу, который не просил нас оскорблять его принародно. Некоторые несовпадения наших взглядов и позиций с его взглядами не давали нам права на это. Данным письмом мы приносим искренние извинения писателю Диасу Валееву».
    Позже эти извинения были перепечатаны во всех газетах республики, татарских и русских. С результатами тяжбы и ходом многомесячного поединка Диаса Валеева с движением национал-радикалов, изобиловавшем острыми эпизодами, вплоть до угроз убийства, знакомили своих читателей также газеты "Коммерсант","Правда", "Вечерняя Казань", "Литературная Россия", "Культура", "Мегаполис-Континент", "Литературная газета», российское радио и телевидение, агентства "Гласность", РиА, гамбургский журнал "Гео", журнал "Воскресение".
    Нападок подобного рода в жизни Диаса Валеева было много. Они сопровождали его всегда — и в молодые годы, и в зрелом возрасте, и в старости. Он никогда не считал количества своих врагов. Больше их или меньше — в чем разница? Его постоянно обвиняли в каких-то грехах. Учила, как жить и писать былая партийно-государственная власть, опираясь на "гэбистские»" материалы и доносы его знакомых, в том числе бывших приятелей. Жестоко травила его и так называемая общественность. И вот эту извечную плетку мы видим теперь в руках "простых людей", «народа».
    Сам писатель считал, что никому не позволено поднимать руку на художника. Ни царям и вождям, ни церквям и партиям, ни толпе. Художника можно убить, можно не давать ему писать, Но время всегда воздаст должное, отмечал он в одной из своих статей, всем клеветникам и палачам. Он не сомневался, что историей будет сполна воздано и его недругам.
    Напомню о том, что предшествовало бурной полемике в казанском обществе, возникшей вокруг статей Д.Валеева. За кровавыми событиями в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Молдове, Новом Узене, Фергане, Прибалтике, Грузии маячила уже война в Чечне. Тень политической провокации, тень опасности нависла в то время и над татарским народом, всеми народами Татарстана, над республикой. Причем эта новая провокация могла быть самой масштабной. Пользуясь слепотой и глухотой народа, планомерно подготавливалась "ливанизация" Татарстана, а вслед за ним и всей России. Не без определенной цели посыпались солью исторические раны, делались попытки реанимировать татаро-русский конфликт четырехсотсорокалетней давности.
    Д.Валеев чуть ли не в одиночку противостоял разгулу черных страстей. Напряжение порой достигало чрезвычайной степени остроты. В конце 80-х и начале 90-х годов ему постоянно угрожали убийством. Всякий раз это были незнакомые ему люди. В числе таковых следует упомянуть установленного Вахитовским РОВД Казани слесаря-механика завода " Теплоконтроль" Р.Закирова или, как выяснило МВД начинающего писателя Ф.Макаева, которому незадолго перед тем оказали материальную помощь в Литфонде Союза писателей РТ. Д.Валеев простил своих потенциальных убийц. (Ф.Макаев, попавший впоследствии в тюрьму, был убит сокамерниками). Но каждый раз на удар он отвечал ударом, часто утроенном или учетверенном по силе. Он знал, никакой фактурой его игнорирования "национальных интересов" эти люди не располагают. И татарский народ, именем которого они козыряют, за ними не стоит. Народ олицетворяли совсем другие люди. Но способствовать провокации, ввергнуть татарский народ и другие народы республики в невообразимые бедствия подобный тип людей, в случае отсутствия должной реакции на их действия, мог.
    Для нас теперь интересно, что именно в эти годы безумного политического шабаша писатель завершал работу над романом-эссе "Третий человек, или Небожитель", вошедшего позднее в двухтомник философско-религиозных трактатов и проповедей "Уверенность в Невидимом". Писатель считал, что он не подотчетен никому в этом мире, кроме Бога. Да и Бог у него был не общий, а свой.
    Комментируя тот или иной конфликт с обществом, он часто приводил строки Маяковского, наверное, неспроста остановившие его внимание еще в юности:

              Я хочу быть понят родной страной,
              А не буду понят - что ж,
              По родной стране пройду стороной,
              Как проходит косой дождь.

    Для людей, рядящихся в тогу «патриотизма» и поносящих Д.Валеева, необходимо привести и такой факт. В 2000 году в издательствах «Казан-Казань» и НПО «Медико-сервис» вышел огромный том «Республика Татарстан: Новейшая история. События Комментарии. Оценки». Так вот, его авторы – председатель Государственного Совета РТ Ф.Мухаметшин и руководитель прессцентра Госсовета республики Л.Агеева – считают, что новейшая история Татарстана берет отсчет именно с выхода в свет в 1988 году статей писателя Д.Валеева в «Вечерней Казани» и «Литературной газете», открывших путь широкой дискуссии по национальному вопросу. Читатель может познакомиться с этими статьями в начале упомянутой книги.
    На дарственном экземпляре ее, преподнесенном писателю, надпись: «Диасу Валееву! Этой книги могло и не быть, если бы ты не принес в «Вечернюю Казань» своей статьи. Как давно это было! И какое доброе дело мы тогда делали! Л.Агеева» (Примеч. редактора составителя).





















Hosted by uCoz