|
Альфред Маннанов МАНКУРТ ЛИ ДИАС ВАЛЕЕВ?
    После выхода первого номера газеты "Суверенитет" редакция получила письмо от писателя Диаса Валеева. Приводим его дословно:     * Эта статья, как и последующий материал, носят несколько примитивный характер, но она показывает, какая среда порой окружала Д.Валеева плотным кольцом. Однако в декабре 1991 года в № 5 газеты "Суверенитет", 18 января 1992 года в газете "Советская Татария" появился текст следующего содержания: «В статье "Рупор шовинистов" (автор З.Нигматуллина) и редакционной статье "Манкурт ли Диас Валеев?", опубликованных в газете "Суверенитет" (№1 и 2, 1991г.) был подвергнут несправедливым нападкам, граничащим с клеветой и оскорблениями, известный татарский писатель Диас Валеев. Мы признаем справедливым его иск к нам и понимаем, что допущена ошибка.     Мы должны сказать читателям, что Диасу Валееву принадлежат первые идеи о национальном возрождении Татарстана, высказанные им в центральной и республиканской печати тогда, когда все еще молчали. Редакции не следовало допускать аппеляции к народу, который не просил нас оскорблять его принародно. Некоторые несовпадения наших взглядов и позиций с его взглядами не давали нам права на это. Данным письмом мы приносим искренние извинения писателю Диасу Валееву».     Позже эти извинения были перепечатаны во всех газетах республики, татарских и русских. С результатами тяжбы и ходом многомесячного поединка Диаса Валеева с движением национал-радикалов, изобиловавшем острыми эпизодами, вплоть до угроз убийства, знакомили своих читателей также газеты "Коммерсант","Правда", "Вечерняя Казань", "Литературная Россия", "Культура", "Мегаполис-Континент", "Литературная газета», российское радио и телевидение, агентства "Гласность", РиА, гамбургский журнал "Гео", журнал "Воскресение".     Нападок подобного рода в жизни Диаса Валеева было много. Они сопровождали его всегда — и в молодые годы, и в зрелом возрасте, и в старости. Он никогда не считал количества своих врагов. Больше их или меньше — в чем разница? Его постоянно обвиняли в каких-то грехах. Учила, как жить и писать былая партийно-государственная власть, опираясь на "гэбистские»" материалы и доносы его знакомых, в том числе бывших приятелей. Жестоко травила его и так называемая общественность. И вот эту извечную плетку мы видим теперь в руках "простых людей", «народа».     Сам писатель считал, что никому не позволено поднимать руку на художника. Ни царям и вождям, ни церквям и партиям, ни толпе. Художника можно убить, можно не давать ему писать, Но время всегда воздаст должное, отмечал он в одной из своих статей, всем клеветникам и палачам. Он не сомневался, что историей будет сполна воздано и его недругам.     Напомню о том, что предшествовало бурной полемике в казанском обществе, возникшей вокруг статей Д.Валеева. За кровавыми событиями в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Молдове, Новом Узене, Фергане, Прибалтике, Грузии маячила уже война в Чечне. Тень политической провокации, тень опасности нависла в то время и над татарским народом, всеми народами Татарстана, над республикой. Причем эта новая провокация могла быть самой масштабной. Пользуясь слепотой и глухотой народа, планомерно подготавливалась "ливанизация" Татарстана, а вслед за ним и всей России. Не без определенной цели посыпались солью исторические раны, делались попытки реанимировать татаро-русский конфликт четырехсотсорокалетней давности.     Д.Валеев чуть ли не в одиночку противостоял разгулу черных страстей. Напряжение порой достигало чрезвычайной степени остроты. В конце 80-х и начале 90-х годов ему постоянно угрожали убийством. Всякий раз это были незнакомые ему люди. В числе таковых следует упомянуть установленного Вахитовским РОВД Казани слесаря-механика завода " Теплоконтроль" Р.Закирова или, как выяснило МВД начинающего писателя Ф.Макаева, которому незадолго перед тем оказали материальную помощь в Литфонде Союза писателей РТ. Д.Валеев простил своих потенциальных убийц. (Ф.Макаев, попавший впоследствии в тюрьму, был убит сокамерниками). Но каждый раз на удар он отвечал ударом, часто утроенном или учетверенном по силе. Он знал, никакой фактурой его игнорирования "национальных интересов" эти люди не располагают. И татарский народ, именем которого они козыряют, за ними не стоит. Народ олицетворяли совсем другие люди. Но способствовать провокации, ввергнуть татарский народ и другие народы республики в невообразимые бедствия подобный тип людей, в случае отсутствия должной реакции на их действия, мог.     Для нас теперь интересно, что именно в эти годы безумного политического шабаша писатель завершал работу над романом-эссе "Третий человек, или Небожитель", вошедшего позднее в двухтомник философско-религиозных трактатов и проповедей "Уверенность в Невидимом". Писатель считал, что он не подотчетен никому в этом мире, кроме Бога. Да и Бог у него был не общий, а свой.     Комментируя тот или иной конфликт с обществом, он часто приводил строки Маяковского, наверное, неспроста остановившие его внимание еще в юности:
А не буду понят - что ж, По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.     На дарственном экземпляре ее, преподнесенном писателю, надпись: «Диасу Валееву! Этой книги могло и не быть, если бы ты не принес в «Вечернюю Казань» своей статьи. Как давно это было! И какое доброе дело мы тогда делали! Л.Агеева» (Примеч. редактора составителя). |