ДИАС ВАЛЕЕВ



                      - прозаик, драматург, философ, аналитик современной и древней истории,
                       основатель и вестник новой религиозной идеи, Новый Учитель


Дина Каримовна Валеева

Вернуться:

Главная страница


Написать письмо

DiasValeev@yandex.ru




Краткая биохроника
(Составлена Д.К.Валеевой)


1938-1962

1963-1970

1971-1973

1974-1977

1978

1979-1980

1981-1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988-1991

1992-1994

1995-1997

1998-2004

2005-2009


Современники о писателе
(Статьи, эссе, воспоминания)


Роберт Копосов
Не убивал, но предал



Зоя Крахмальникова
"Хочу быть" в драматургии Диаса Валеева



Мехаметгали Арсланов
Человек и его дело



Хамза Зарипов
Монолог после "Диалогов"



Юрий Зубков
Максади экса



Ильдус Ахунзянов
Возьмите любую книгу, где обозначено его имя



Анатолий Авдеев
От Фауста и от Мефистополя



Мухамет Магдеев
Высвечивая человеческие души



Гариф Ахунов
Максималисты, или жизнь на лезвии ножа



Владимир Лавришко
Приглашение к диалогу



Татьяна Молярова
Как растет сад?



Нина Велехова
День Икс, или Будущее, которое вне нас



Тамара Карлова
В ожидании действий



Рафаэль Мустафин
Прикосновение к тайне



Евгений Золотарев
В поисках морально-нравственных максим



Казбек Кулаев
Погоня за миражами



Булат Галеев
Неверующий Диас



Георгий Куницын
Таблицы и ритмы Валеева



Александр Воронин
Диасизм




Либертус или Люцифер?

К анализу творчества Диаса Валеева

Статьи, эссе, размышления

Автор-составитель - Д.К.Валеева


I.

(Предисловие к первому изданию книги)


      Меня вдохновляет пример Анны Григорьевны Достоевской. Как много она сделала для славы своего мужа. Помогала ему непосредственно в работе над произведениями, входила в отношения с издателями, способствовала выходу в свет его первых собраний сочинений. Не менее замечателен пример и Аллы Александровны Андреевой. Свою ныне знаменитую "Розу мира" Даниил Андреев писал в пятидесятых годах в одиночке Владимирской тюрьмы, но узнали ли бы мы об этом уникальном труде, если бы не усердие, не верность его жены, в течение трех десятилетий хранившей его рукописи и сумевшей их издать, едва представилась такая возможность?
      Может быть, попытка выйти к людям с этой книгой, которую вы, дорогой читатель, держите сейчас в своих руках, предпринимается рано. Художник еще весь в работе. В пути. И, несомненно, найдутся любители позлословить по этому поводу. Но я руководствуюсь тем, что время неумолимо в своем течении. Сегодня рано, а завтра может быть уже поздно. И Анна Григорьевна Достоевская, и Алла Александровна Андреева были значительно моложе своих мужей. У меня нет такого преимущества перед своим мужем. И то, что необходимо сделать сегодня, надо, я считаю, делать именно сегодня, ибо "завтра" вовсе может не быть. Есть и такой крайне важный момент: если есть хоть малейшая возможность издать книгу сейчас, то нужно обязательно издавать ее именно сейчас и немедленно, ибо жизнь ныне такова, что завтра опять же эта возможность может исчезнуть, испариться, оказаться под замком новой цензуры.
      Так случилось, что с ноября 1958 года моя жизнь сначала пунктирно, а потом уже плотно и тесно сплетена с жизнью прозаика, драматурга, эссеиста, философа Диаса Валеева. Я помню его первые публикации. Кажется, это было только вчера. Я помню долгие мучительные годы его непризнания, длившегося почти полтора десятилетия, когда напрасны были все его обращения в издательства, почти все попытки пробиться на страницы журналов. В памяти и его первые успехи, моменты бурного взлета и резких падений, новые серьезные попытки блокады путей к читателю и зрителю. Было все. И все это, печальное и радостное, великое и смешное, нашло и находит прямое отражение в книгах писателя и многочисленных статьях людей, посвященных ему и его творчеству.
      Первый свой рассказ Диас Валеев написал в шестнадцать лет в марте 1955 года. Первая публикация одной из новелл в газете "Комсомолец Татарии" отмечена ноябрем 1959 года, когда ему исполнился двадцать один год. Но впервые о нем как о писателе, как о художнике заговорили в печати — дружно и громко — в октябре 1971 года, когда ему было уже тридцать три и когда состоялась, наконец, первая в его жизни премьера по одной из его пьес.
      С тех пор дискуссии по поводу его творчества в печати — газетной, журнальной, книжной — не прекращаются. Библиографический список как его собственных публикаций (около 300 названий), так и публикаций о нем (свыше 370) пополняется и, в значительном числе, каждый год.
      Из этого разлива публикаций, самых разных как по содержанию, форме, так и по качеству, мной в основном и выбраны статьи для сборника. В архиве хранится еще довольно большой массив так называемых "внутренних", "закрытых" рецензий. Как правило, написанные в свое время по заданию издательств, редакций журналов, редакционных коллегий министерств, они носят отрицательный характер. Именно эти рецензии преграждали некогда Валееву путь к читателю или служили основанием для бесцеремонного редакторского произвола. Тем не менее я хотела использовать для сборника и эти материалы, но оказалось: все они написаны очень слабо. Неряшливость слога, поверхностный подход, почти полное отсутствие аргументации — их черты. Из этих материалов удалось выбрать только одну статью.
      В целом критерий отбора был, пожалуй, единственный: присутствие оригинальной мысли, наличие анализа. Я вовсе не ставила своей целью собрать под одну обложку отклики панегирического характера. Читатель сам убедится в этом, прочитав, скажем, довольно критические по тональности статьи Г.Куницына и отчасти К.Кулаева или Т.Карловой. Дело, пожалуй, не в оценках. Нам сейчас важно составить, наверное, общее впечатление? Каким видят творчество Д.Валеева его современники, как его воспринимают? Нужно учесть еще тот факт, что репутация писателя в общественном мнении еще окончательно не "затвердела", не устоялась, как нечто непререкаемое и абсолютное, в его имени нет еще звучания бронзы, различные "табу" еще не заслоняют путь к нему надолбами и рвами, он не вошел в "касту неприкасаемых" — в силу этого суждения критиков носят совершенно свободный, спорный, подчас импрессионистический характер. Они тоже не окончательны, не абсолютны в своей значимости. Весь сборник — это еще как бы первая "прикидка",первая серьезная "пристрелка" к творчеству писателя.
      Спорным здесь может быть многое. Бесспорно, пожалуй, лишь одно: творчество это вызывает у людей интерес, любопытство, полемический задор, желание непременно высказаться.
      Интересен вопрос о национальном составе авторов сборника. Как мы видим, о Валееве с одинаковым личным увлечением пишут русские, татары, евреи, немцы, осетины. Таким образом, мы имеем в сборнике как бы проекцию русского, татарского, немецкого, еврейского, осетинского взглядов на творчество казанского писателя и философа.
      Наверное, это очень важно, чтобы люди разных национальностей находили в творчестве художника пищу для своего ума и сердца. В принципе, видимо, чем шире в литературе линия захвата людей — в том числе и по национальному признаку — магией имени, словотворчества писателя, тем мощнее личность творца. К Валееву это наблюдение также имеет отношение.
      Кто авторы сборника по роду занятий? Среди них мы видим писателей (М.Магдеев, Г.Ахунов, В.Лавришко, А.Матвеичев, А.Воронин), докторов наук — филологических, исторических, политических, философских (Т.Карлова, В.Иванов, З.Галеев, Г.Куницын, К.Кулаев, Б.Галеев), литературных и театральных критиков (Ю.Зубков, Е.Золотарев, Н.Велехова, З.Крахмальникова, Р.Мустафин, И.Ахунзянов, Т.Молярова), людей иных профессий — математиков, уфологов, инженеров, журналистов (Р.Исхаков, Р.Копосов, А.Авдеев, Н.Беженова, Г. и М.Мацкевич). Таким образом, и здесь перед нами налицо как бы проекция самых различных взглядов. И, наверное, это хорошо. Возможно, именно в таком перекрестии линий может родиться объективное представление о художнике. Впрочем, у любого времени, любой эпохи — свои любимые окраска и тональность, свой субъективный подход. Перед нами — попытка анализа творчества художника, увиденного и прочувствованного глазами и сердцем его современников.
      И, пожалуй, это основное, что я намереваюсь сказать во вступительном слове к книге.

Дина Валеева.
02.01.1996.



II.

(Дополнение к предисловию для второго издания книги)


      В основу этой книги положено издание 1996 года "Диас Валеев — анализ творчества", Казань, «Тан-заря». В первом издании помещались 22 статьи, в нынешнем - 50. Жизнь не стоит, не топчется на месте, и за минувшие годы значительно вырос и библиографический список. Собственные публикации писателя насчитывают теперь примерно 450 названий, а количество публикаций о нём достигает ныне приблизительно 650 единиц. Найдено множество статей и заметок, относящихся к раннему периоду жизни писателя, особенно к 70-м годам XX столетия. Кое-что, и в немалом числе, появилось в газетах, журнальной и книжной печати в последние годы.
      Сказать, что библиография составлена максимально дотошно и окончательно нельзя. Составление библиографии — труд кропотливый, чрезвычайно трудоемкий и держащий составителя в напряжении. Каюсь, иногда из-за сильной усталости я пропускала отдельные публикации. Кроме того, целый ряд статей остался за пределами библиографического списка, в воспоминаниях хранится память о них (Скажем, очерк на два разворота в журнале «Смена» о первооткрывателе тюменской нефти Фармане Салманове), но их поиск — дело будущего, если таковое будет. Надо еще понимать, что в библиографический список вошли те публикации, которые попали нам на глаза. А ведь были, наверное, статьи, которые прошли мимо наших глаз и рук? Объять все невозможно. Однако, теперь можно все-таки заметить, что представленная библиография более или менее полна.
      Кого мы видим теперь в числе авторов во второй части книги, издаваемой впервые? Это прежде всего еще авторы первого издания, продолжающие испытывать интерес к творчеству Д.Валеева и следить за ним — назову Александра Матвеичева, Роберта Копосова, Александра Воронина. Но проза, драматургия, философия, богостроительство, историческая аналитика Диаса Валеева заставили взяться за перо в последние годы и новых авторов. Это журналисты И.Волокитин, Е.Черняева, А.Колесникова, С.Кашницкий, Р.Шакирова, А.Сабитова. Это ученые, философы, кандидаты и доктора наук — Г.Арсланов, М.Сахапов, Б.Султанбеков, М.Белгородский, Ф.Валишин, А.Ахунов. Среди авторов второго издания и группа литераторов, преимущественно поэтов — Г.Никитина, Т.Пашагина, В.Мустафин, Ю.Макаров, Е.Сизов, посвящавших ему свои стихи. Наконец, увлеченно писали о Валееве и публиковали свои статьи или пытались опубликовать и люди иных родов деятельности, просто читатели — давние почитатели творчества писателя В.Хайдаров, Ф.Хайретдин.
      Известного драматурга Т.Миннуллина не отнесешь к числу сторонников Диаса Валеева, но я решила поместить в книге и его интервью о Валееве. Столь же показательна в этом отношении и статья журналиста А.Маннанова. Черная составляющая всегда была непременным атрибутом жизни писателя, и без ясного понимания этого представление о нем было бы явно не полным. Вряд ли будет правильно, если у читателей книги возникнет иллюзорное ощущение, что путь Д.Валеева был постоянно усеян розами. Острые, с ядом, шипы среди роз кололи душу еще больнее. Часто в воздухе, которым дышал писатель, просто не хватало кислорода.
      Не хочу предвосхищать реакцию читателей этой книги, всякий раз она будет сугубо индивидуальна, но скажу о своем отношении. Мне было крайне интересно читать статьи самых разных авторов о своем муже. Есть писатели — и нужно сказать, что их не так много — которых не только любопытно читать самих, но и о которых читать что-либо не менее интересно.
      Всю жизнь я видела в руках мужа книги Достоевского и Лермонтова. С ними всегда соседствовали исследования, мемуары, работы об этих писателях других авторов.
      Похоже, в творчестве и судьбе казанского писателя мы наблюдаем аналогичный случай. Человек Д.Валеева находится как правило в системе координат, в которой всегда присутствуют Бог и Сатана. Изображенные им люди распяты между добром и злом. А это — в традициях мировой классической литературы.
      На эту охоту на человека одновременно и Бога, и Дьявола, видимо, интересно не только идти вслед за автором, но и размышлять о ней многим людям.

Дина Валеева.
11.12.2009






Александр Матвеичев
Пораженный невозможным, или член тайного общества высших творцов



Альфред Маннанов
Манкурт ли Диас Валеев



Туфан Миннуллин, Резеда Даутова
Русскоязычные писатели - зигзаг истории



Булат Султанбеков
Нечто беспрецедентное



Владимир Иванов. Зуфар Галеев
Путь к сердцу



Минахмет Сахапов
Классик мировой литературы



Равиль Исхаков
Размышления в зоне непредвиденного хаоса



Геннадий Мацкевич. Марина Мацкевич
Утопия? Реальность?



Нина Беженова
Кто он? Чужой, свой?



Иван Волокитин
Детектив с реальными именами



Михаил Белгородский
Осень камикадзе



Татьяна Пашагина
Либертус или Люцифер



Фаузия Хайретдин
Послушаем философа



Амина Колесникова
Будущее за людьми огня



Фан Валишин
Художник, которого предстоит еще узнавать...



Ваис Хайдаров
Диасизм как школа нового мышления



Елена Черняева
В поисках богочеловека



Азат Ахунов
Другой Диас валеев



Римма Шакирова
Прочитал - передай другому



Алия Сабирова
Небожитель хочет быть ближе к народу



Савелий Кашницкий
Пленник астрала



Издательский комплекс "Идел-пресс"
О Валееве



Издательский дом "Стар"
Кто есть кто в Татарстане



Международное швейцарское издательство "Hu is hu Ferleg fur personenencjklopedion AG"
Кто есть кто в России



Библиография


Заключение



Посвящения


Юрий Макаров
Казань


Виль Мустафин
Казань


Гортензия Никитина
Казань


Татьяна Пашагина
Казань


Евгений Сизов
Чистополь


Александр Матвеичев
Красноярск


Арома Лайм
Тольятти