К анализу творчества Диаса Валеева




Краткая биохроника

1988-1991

      Поскольку физические силы иссякают, придется события и факты жизни и творчества Диаса Валеева описывать более крупными мазками, естественно оставляя многие эпизоды за пределами повествования.
      Приближается кончина СССР. Валеев все более явственно ощущает гибельный курс, проводимый руководством страны. Все большие подозрения вызывают у него некоторые члены Политбюро ЦК КПСС во главе с генсеком Горбачевым, верхушка КГБ СССР. Писатель продолжает накапливать впечатления для будущих политических очерков о предателях государства. Он – за социализм, но без сионо-масонской составляющей.
      1988 год – время появления статей Д.Валеева на национальные темы: «О национальном и интернациональном» в «Вечерней Казани» (статья порождает многомесячную дискуссию) в январе, «В чем наша правда?» в «Комсомольской правде» в сентябре, сюда же следует отнести выступление писателя на выездном заседании секретариата Союза писателей в Рязани в октябре (см. «Литературную Россию за 28 октября), статьи «Интернациональное, национальное, мое» в «Комсомольце Татарии» в ноябре, «Приоритет равноправия» в «Литературной газете» в ноябре, получившей широкий резонанс (за эту статью Валеев становится лауреатом года в «ЛГ»), «Средняя Волга: прошлое, настоящее, будущее» в «Ульяновской правде» в январе следующего 1989 года.
      В 2000 году выйдет книга Председателя Госсовета Республики Татарстан Ф.Мухаметшина и руководителя пресс-центра Госсовета Л.Агеевой «Республика Татарстан: Новейшая история», в которой авторы начнут отсчет новейшей истории Татарстана именно с публикаций Д.Валеева.
      В начале года развивается конфликт писателя с МВД ТАССР, прокуратурой и Верховным судом республики в связи с публикацией в «Советской Татарии» статьи «Право на защиту». Похоже, Д.Валеев вовсе не думает о собственной безопасности.
      24 марта 1988 года – режиссер Ф.Хабибуллин, хорошо знакомый писателю со времени постановки «Охоты к умножению» в Ульяновском драмтеатре, снова ставит эту пьесу в организованной им татарской молодежной студии, будущем Татарском театре юного зрителя. Снова ирония судьбы: отлучаемый от татарской культуры писатель – в роли, наряду с режиссером, основателя татарского ТЮЗа.
      Выходят две книги писателя: в Татарском книжном издательстве в Казани – «Стук резца по камню», в «Советской России» в Москве – «По вечному кругу». Наконец-то Д.Валееву после множества попыток, спустя двадцать с лишним лет, удается издать рассказы и повести, правда, не полностью, в том виде, в каком он их написал.
      В марте же приходит сообщение о премьере пьесы «Ищу человека» в театре Махачкалы.
      В августе – вместе с женой Валеевой Д.К. и внуком Тимуром путешествие на теплоходе до Москвы и обратно.
      1988 – год 50-летнего юбилея писателя. В ноябре в Казанском Доме актера проводится его вечер. Все идет как положено, но вдруг на сцену поднимается прозаик и драматург Р.Батуллин и начинает произносить по адресу юбиляра гадости. Он приходит не один, с ним группа людей. Налицо попытка срыва вечера, но публика в зале – около 400 человек – целиком на стороне Д.Валеева. Р.Батуллин с позором покидает сцену и зал, никто из его подельников уже не осмеливается поддержать его.
      – В шестидесятых годах я печатал его первые рассказы в «Комсомольце Татарии». Это, видимо, запоздавшая благодарность, – с улыбкой замечает писатель.
      Заговор драматургов дает о себе знать еще раз. Уже содрано с театральных афиш Казани имя Д.Валеева, но его противники все не могут успокоиться. Прозаик и драматург Нурихан Фаттах под занавес года посылает в «Литературную газету» статью о Д.Валееве. Главный мотив: «Диас Валеев не татарский писатель, а бог знает кто». Из «Литературной газеты» грязный пасквиль как отклик, в числе писем от читателей, пересылают Д.Валееву. С Нуриханом Фаттахом последнего не связывают абсолютно никакие отношения, они даже лично не знакомы, никогда не разговаривали друг с другом. Валеев пишет Нурихану Фаттаху очень вежливое по форме письмо, но обращается к нему не как к Нурихану Фаттаху, а как к Фаттаху Нурихану, тем самым, подчеркивая малозначительность последнего в собственных глазах. В письме Валеев пишет, что «какой-то негодяй воспользовался уважаемым именем и направил в “ЛГ” прилагаемый пасквиль, что он, Валеев, не знает, что с ним делать и посылает его уважаемому Фаттаху Нурихану, дабы Вы сами разобрались с этим “фруктом”, поскольку вы, возможно, догадываетесь, кто он». Нурихан Фаттах догадывается. Позже Д.Валеев с усмешкой наблюдает, как при случайных встречах в Союзе писателей Н.Фаттах поспешно ныряет в первую попавшуюся дверь.
      Еще один эпизод в бесконечной надоевшей тотальной войне с обществом.
      1989 год для Д.Валеева многособытиен. С середины февраля и до половины апреля – два тура выборов в народные депутаты СССР. Соперник Д.Валеева – ректор университета А.Коновалов. До десяти тысяч человек собирается каждое воскресенье на площади Свободы в поддержку писателя, его сторонники проводят демонстрацию по улицам Пушкина, Баумана – к Кремлю. Кампания выборов Валеева–Коновалова самая громкая и острая по накалу в республике, а, возможно, и в стране. Впервые во всю мощь задействован «черный пиар» – антивалеевские листовки на заборах и столбах, множество статей в газетах, в том числе и центральных, собрания на заводах и институтах с «разоблачениями» Д.Валеева. Писатель выступает за развитие и совершенствование социализма, но всю работу против него курирует заведующий идеологическим отделом Татарского обкома КПСС О.Морозов, сын полковника госбезопасности В.Морозова, допрашивавшего Валеева в 1969 году; впоследствии О.Морозова мы увидим в качестве Первого заместителя Председателя Госдумы России.
      Характерен эпизод с драматургом Ш.Хусаиновым, опубликовавшим за три дня до первого тура выборов так называемое «открытое письмо» Д.Валееву – «Головокружение без успехов» (Советская Татария). Очередной грязный пасквиль. Парторганизации заводов и учреждений ксерокопируют и распространяют его.
      По характеру вопросов некоторых «избирателей» на встречах становится ясно, что задействованы и спецслужбы. Валеев проигрывает выборы и чувствует облегчение. За несанкционированную демонстрацию милиция задерживает его доверенных лиц. На судебном процессе в Вахитовском райсуде Валеев объявляет первую в истории Казани политическую голодовку. Восьмисуточную голодовку он переносит легко. Преследование доверенных лиц прекращается.
      Все эти истории находят отражение в десятках публикаций в центральных и местных газетах.
      В мае 1989 года проходит XI съезд писателей Татарии. Под занавес своей деятельности на посту председателя Союза писателей драматург Т.Миннуллин проводит через голосование резолюцию о непринадлежности татарских писателей русского письма к татарской литературе. Эта резолюция направлена конкретно против Д.Валеева. Съезд дружно голосует за ее принятие. Назавтра все забудут о ней, но Валеев будет помнить об этой акции всю жизнь.
      В июне учреждается Совет по межнациональным отношениям при журнале «Дружба народов», среди его членов – Валеев Д.Н. Впоследствии на каждом его заседании он проявит себе заметным оратором.
      Сентябрь 1989 года – из Красноярска в Казань возвращается семья дочери Дины и поселяется в старом доме на улице Ф.Карима, 23/15.
      В октябре писатель и его жена Валеева Д.К. отдыхают в Доме творчества в Пицунде. На гальке пицундского пляжа Валеев, словно погруженный в медитацию, диктует жене рассказы «Экстрасенс», «Чистая проза», «Месть», «Ворота». Перепишет их он набело только через восемь лет. Самое интересное, что за минуту до того, как он начинал диктовать рассказы, в голове его, по его признанию, ничего не было – ни сюжетов, ни образов.
      В публикациях конца 1989 года писатель предстает вновь как правозащитник, сторонник социализма, отстаивает центристскую линию в нацвопросе. Тем не менее в марте 1990 года Валеев выходит из КПСС. Он не может оставаться в одной партии с такими людьми, как М.Горбачев, Б.Ельцин…
      Главные события 1990 года – выход в свет в издательстве «Мысль» стотысячным тиражом книги «Три лика», а в Татарском книжном издательстве книги «Три похода в вечность». Это – крупные фрагменты будущего трехкнижия «Уверенность в Невидимом». Большое событие и рождение 4 января внучки Дины (Терских).
      1990 год – пора и очередных выборов в Верховный Совет РСФСР. Весной во время поездки в Москву остановившегося в гостинице «Россия» Валеева просят по телефону спуститься вниз к машине – для важного разговора. Представитель криминального мира Казани, уголовный авторитет С. предлагает писателю помощь в предстоящих выборах.
      – Мне поручено переговорить с вами. У нас достаточно сил и влияния, чтобы выдвинуть и гарантированно провести вас в депутаты. Жаль, что мы не сделали этого в прошлом году.
      – Чем придется платить?
      – Ничем. Мы заинтересованы, чтобы в Верховном Совете были хорошие люди. Мы внимательно наблюдали за вашей правозащитной деятельностью. Мы знаем вас.
      Валеев отказывается от предлагаемой поддержки. Он больше не играет в политику. Машина кружит по вечерней Москве. Таинственный незнакомец подвозит писателя к подъезду западного блока «России». Прощаясь, уголовный авторитет пишет на вырванном из блокнота листке номер своего домашнего телефона в Казани:
      – Был рад познакомиться с вами. Но сейчас наступают нелегкие времена. Возникнет опасная ситуация, звоните… У нас решения простые.
      В октябре – поездка с женой в Белоруссию, в Дом творчества «Ислочь». В конце декабря – начале января девяносто первого года – в Палангу, в Дом творчества художников к жене Д.К.Валеевой, где в это время проводится ежегодный семинар искусствоведов. События в Вильнюсе, связанные с захватом телецентра, антисоветская и антироссийская истерия, поднявшаяся в Литве, затрагивает тогда и обитателей Паланги.
      Вернувшись в середине января 1991 года домой в Казань, Валеевы узнают, что пропала овчарка Недда, давний любимый член семьи. На время поездки в Прибалтику Д.Валеев оставляет ее на попечение возчика-мецената А.Галимзянова, о котором несколько раз писал в журнале «Смена». Попечитель, однако, оказывается не совсем надежным.
      1991 год отмечен судебным процессом Д.Валеева в защиту чести и достоинства против националов. Это долгая эпопея, начинающаяся с оскорблений писателя в газете «Суверенитет» в июне и продолжающаяся весь оставшийся год, перехлестнув даже за январскую черту 1992 года. В конце концов националы приносит писателю извинения. В эти месяцы открыто звучат угрозы убийства Валеева. На этот раз в роли потенциального убийцы проявляет себя слесарь-механик завода «Тепло-контроль» Р.Закиров. Его задерживает Вахитовское РУВД. За угрозы убийства полагается 15 суток ареста, но Д.Валеев прощает незнакомого ему человека.
      Уничтожение социалистической системы жизни в стране, развал СССР писатель встречает крайне негативно. Во время августовского переворота 1991 года он находится вместе с женой и внуками Ренатом и Тимуром на борту теплохода, совершающего рейс Казань-Пермь-Казань. По его мнению, это второй после 1917 года масонский переворот в России. Десятки статей в газетах и журналах, интервью… Однако, все уходит в песок. Народ безмолвствует.
      Как руководитель «Литературной мастерской» при газете «Комсомолец Татарии» Д.Валеев получает зарплату 120 рублей в Татарском обкоме ВЛКСМ. Еще в августе 1990 года в связи с надвигающимся развалом всего и вся его увольняют по сокращению штатов. В апреле 1991 года он зачисляется на работу обозревателем-корреспондентом московской газеты «Мегаполис – Континент» по городу Казани. После августовского переворота 1991 года его оценки текущих событий все больше расходятся с оценками редакции газеты. Новая «демократическая» ориентация руководства газеты входит в противоречие с убеждениями Д.Валеева, и 23 ноября он увольняется. 25 ноября принят в редакцию газеты «Советская Татария» на должность корреспондента по договору (стаж идет, зарплаты нет). В штат писателя не берут.












Hosted by uCoz