К анализу творчества Диаса Валеева




Краткая биохроника

1987

      3 февраля – из жалобы Министерства культуры ТАССР в Министерство культуры СССР и редакцию журнала «Театр»: «Не соответствующие действительности факты, имеющиеся в статье Н.Велеховой “День Икс, или Будущее, которое вне нас” (“Театр”, №12, 1986), искажение исторических коллизий, связанных с жизнью и деятельностью поэта-героя Мусы Джалиля, как и в ранее опубликованной статье “Не терпит суеты” (Советская культура, 8.07.1986) вызывают существенные возражения со стороны театральных критиков, историков, джалиловедов республики.
      По существу в спектакле происходила реабилитация образов врагов».
      Чиновничья жалоба на Д.Валеева и Н.Басина, а также критика Н.Велехову, свидетельствующая о слабости противников Валеева, полностью опубликована в документальном романе «Чужой, или В очереди на Голгофу». А вот ответ заместителя главного редактора журнала «Театр» С.Абрамова в Министерство культуры ТАССР: «...К крайнему нашему удивлению, Вы сообщаете, что спектакль «День Икс», который “смотрели и обсуждали пятнадцать человек, в том числе семь кандидатов наук”, “реабилитировал образы врагов”. Позвольте не поверить этой формулировке, посчитав ее недоразумением, так как спектакль был принят, выпущен, шел полтора года, пьеса была неоднократно опубликована в сборниках и журнале, имела прессу. Так что согласиться с Вами по поводу “реабилитации образов врагов” мы не можем. Никакой “реабилитации врагов”, то есть их оправдания в трагедии Валеева и в спектакле, наполненных жгучей ненавистью к фашизму, нет и не было. Нужно ли после этого доказывать, что отношение к спектаклю было предвзятым?
      Спектакль был снят, несмотря на явную, на наш взгляд, неразумность такого решения...»
      2 марта – статьи известного московского критика Н.Велеховой, видимо, сильно ударяют по позициям казанских преследователей Диаса Валеева. Они начинают нервничать. Министр культуры ТАССР пишет жалобу в Министерство культуры СССР, а секретарь Татарского обкома КПСС по идеологии, член Президиума Верховного Совета республики Р.Беляев обращается с жалобой на журнал в отдел культуры ЦК КПСС. Снова возникает комическая ситуация. Сюжет для фарса: матерые аппаратчики в роли страдальцев и обиженных жалобщиков. Третий страдалец – председатель Правления Союза писателей Татарии, член Президиума Верховного Совета ТАССР Т.Миннуллин пишет грубое, крайне оскорбительное письмо лично Н.Велеховой. Все это становится известно писателю и вызывает у него презрительную улыбку.
      – Конечно, Велехова написала обо мне как о крупном драматурге союзного значения. Как пережить такое нашим «патриотам»? Соль на раны.
      5 марта – к трем часам дня писателя вызывают на беседу к первому секретарю Татарского обкома КПСС, члену Президиума Верховного Совета СССР Г.Усманову.
      За столом для совещаний, за которым летели с плеч десятки голов, ломалась карьера сотен людей, – секретарь обкома Р.Беляев, заведующая отделом культуры обкома партии Д.Зарипова, министр культуры ТАССР М.Таишев, председатель Союза писателей Т.Миннуллин, секретарь партийной организации Союза писателей Р.Мустафин, секретарь партийной организации драмтеатра имени В.И.Качалова Ю.Федотов, первый зампред Совета Министров ТАССР М.Хасанов.
      Беседа начинается с визгливых, истерических криков, угроз и обвинений. Валеев абсолютно спокоен, насмешлив, ироничен и вежлив.
      Хозяин кабинета внезапно прекращает экзекуцию. Но Р.Мустафин, Т.Миннуллин, Ю.Федотов (исполнитель роли Джалиля в спектакле «День Икс») успевают отметиться в «разоблачениях» Д.Валеева. В их глазах недоумение и грусть. Зачем собирались? Хозяин не дал даже как следует ударить по Валееву!
      Поздним вечером – телефонный звонок Р.Беляева:
      – Спасибо, что не стал сегодня топить меня. Заметил, как он хотел стравить нас? Как двух петухов или псов! Людей вызвал, чтобы сплетни потом по городу понесли. Дела мои плохи. Знаешь, может быть, ты один только и можешь понять меня. Да, представь себе! Поэтому и звоню. А кому мне звонить?
      Разговор долгий. Р.Беляев извиняется перед писателем. Бывший первый секретарь партии в Набережных Челнах, строитель КАМАЗа, знаменитость, пол Москвы знакомых и друзей, главный герой документального романа Феодосия Видрашку, опубликованного в «Новом мире», вся грудь в орденах, столько голов посек сам... И вот споткнулся о писателя и еще обо что-то.
      22 мая – выходит в свет трилогия Диаса Валеева, состоящая из пьес «Дарю тебе жизнь», «Диалоги», «Ищу человека». В эти же дни на книжных прилавках появляется и сборник рассказов учеников Валеева по «Литературной мастерской» «Была весна». В обоих случаях препятствия преодолены.
      Один из учеников и авторов вышедшего сборника при возвращении после занятия «Литературной мастерской» вдруг признается писателю, (дело происходит в трамвае), что он является агентом ведомства, находящегося на Черном озере, и регулярно сообщает своему куратору все, что узнает о нем, писателе, и все, что происходит на занятиях литературного объединения. К признанию ученика Валеев относится спокойно. Он уже давно замечает вокруг себя в последнее время своего рода активизацию агентурной сети. Вокруг него появляются вдруг новые люди, в том числе женщины. Некоторых из этих людей он подозревает в грехе тайного доносительства. Страна разваливается, а у госбезопасности, считает он, нет другого дела, как следить за такими писателями, как он. В ответ Д.Валеев продолжает пополнять начатое досье на бывшего председателя КГБ СССР Ю.Андропова. Он начинает собирать материалы из открытой печати и вести досье и на двух других персонажей российской истории – Н.Хрущева и А.Солженицына. Почтения к ним также не испытывает. Впоследствии они все, как предатели России, станут «героями» его политических очерков.
      10 июня – в журнале «Смена» выходит третий по счету и значительный по величине, в два разворота, очерк Диаса Валеева «Подвижничество Асхата Галимзянова». Всего в журнале в разное время выйдет шесть публикаций Валеева о казанском возчике-меценате. Этими публикациями он добьет казанские власти – они построят в тупике улицы Межлаука по решению Совета министров для Галимзянова нечто вроде фермы, выделят для хозяйственных нужд участок земли, двухэтажный барак, дадут двухкомнатную квартиру, наградят орденом... Впоследствии возчик-меценат станет знаменитостью, превратится в казанский брэнд. При жизни на площади Тысячелетия ему воздвигнут памятник. В ту же пору власти Татарии буквально трясет от каждой новой публикации Валеева о Галимзянове.
      21 июня – в издательстве «Правда» тиражом сто тысяч экземпляров выходит сборник публицистических статей известных публицистов страны «Прямая речь», в которой напечатана и статья критика Нины Велеховой «Не терпите суеты...» – о Диасе Валееве и судьбе его спектакля «День Икс». Еще один удар по казанской партийно-театральной мафии.
      24 июня – из информационного сообщения, напечатанного в газете «Советская Татария»: «23 июня 1987 года состоялся VI пленум Татарского обкома КПСС. Пленум рассмотрел вопрос о Р.К.Беляеве. Пленум обкома КПСС освободил Р.К.Беляева от обязанностей секретаря и члена бюро обкома КПСС за недостойное поведение, порочащее звание партийного работника».
      Однако Диас Валеев в данном случае ни при чем. Беляев и компания погорают на другом. В это время в стране в разгаре антиалкогольный психоз. Друзья Валеева, уничтожив в огне спектакль о Джалиле, сами отправляются в Москву на торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня рождения поэта. После мероприятия – пьянка в гостиничном номере Беляева. В информационном сообщении, опубликованном в газете, говорится, что в застолье участвовали Д.Х.Зарипова, заведующая отделом культуры обкома КПСС, Ф.Г.Зиятдинова – секретарь Казанского горкома партии (она также участвовала в травле), Р.С.Насыбуллин – инструктор обкома, Т.А.Миннуллин – председатель Союза писателей Татарии, М.Х.Салимжанов – главный режиссер Татарского академического театра... По слухам, пили и за то, что расправились наконец-то со спектаклем «День Икс» в качаловском театре. Позже кто-то из участников застолья донес о происшедшем. Пьянка в разгар антиалкогольной кампании – это был нонсенс. Как слышал сам Валеев, первым признался в факте пьянки первому лицу республики Т.Миннуллин. Но главным явилось не это. Главным было то, что Беляев хотел совершить переворот и, сместив первого секретаря, занять его кресло. И здесь, разумеется, нашлись люди, которые донесли о таких поползновениях.
      Комментарий Диаса Валеева, произнесенный в этот день: «Некоторые люди не верят в Бога. Бог есть и следит за своими неразумными чадами. Все неразумные чада получают выговоры по партийной линии».
      26 августа – Диас Валеев провожает Н.Басина и его жену С.Зиму. После ухода из театра бывший главный режиссер заведует кафедрой в Институте культуры, он ее занимал по совместительству и прежде. Театра в свои руки в других городах страны он так и не получает. И вот ректором в Институт культуры назначают проштрафившегося Р.Беляева. Басин подает заявление на увольнение. Режиссер и его жена актриса уезжают в Ленинград – там квартира, где живет мать С.Зимы. Пристанище есть. Возможно, найдется и работа.
      28 августа – в журнале «Смена» полутора миллионным тиражом выходит разворот Д.Валеева на правозащитную тему «За что?» О дикой неправедности суда над подростком Вадимом Сергеевым. Уже два года с лишним писатель бьется за освобождение подростка, противопоставляя аргументам следствия, прокуратуры, суда свои аргументы. Через три месяца засовы тюрьмы все-таки растворяются, и В.Сергеев выходит на волю. Из шести назначенных он просидел в тюрьме, не имея абсолютно никакой вины, два года и четыре месяца.
      Одновременно статьи Д.Валеева на правозащитные темы выходят и в газетах республики.
      Влияние писателя в городе к этому времени ощутимо возрастает.
      Два человека, задержанных в свое время милицией по разным поводам, рассказывают ему, что во время ночных избиений и пыток в райотделах милиции пытки тут же прекращались, едва они начинали кричать о том, что обратятся за защитой к Д.Валееву.
      11 ноября – на казанской телестудии начинаются съемки телефильма «1887», режиссер Рустем Фатыхов.
      Сам Валеев для организации этой постановки не предпринимает никаких усилий. После сожжения декораций «Дня Икс» в качаловском театре, он уходит из театра вообще. 75 постановок по его пьесам в различных театрах страны, 8 уничтоженных физически спектаклей, слава «одного из самых перспективных драматургов России» и одновременно постоянно висящее над головой облако ненависти, злобы, зависти. Сожжение декораций «Дня Икс» – последняя капля. Слишком много разочарований в людях театра и людях вокруг театра. Его интерес к театру гаснет сам собой – у него нет охоты даже читать статьи о новостях в театральном мире. Душа теперь полностью занята другим.
      26 декабря – писатель завершает работу над романом-эссе «Третий человек, или Небожитель». Впрочем, он будет работать над своими текстами позже даже после их первой публикации.
      В эти же дни перед Новым годом Валеев случайно встречается на улице Шмидта, возле поликлиники, к которой прикреплен, с Раисом Беляевым. Беляев снова извиняется перед Валеевым: «Меня неправильно информировали». Через несколько лет он умрет в своем служебном кабинете ректора Института культуры от инфаркта, но все же успеет прочесть вышедший к тому времени роман-документ Д.Валеева «Чужой, или В очереди на Голгофу». Прочитает он и о своих извинениях.
      27 декабря – в газете «Советская Татария» выходит статья писателя «Право на защиту». Он продолжает защищать людей от насилия, которое чинят над ними милиция, прокуратура, суд.












Hosted by uCoz