К анализу творчества Диаса Валеева




Краткая биохроника

1979

      8 января 1979 года – Главный редактор Главной редакции художественной и детской литературы Государственного Комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Б.А.Филев: «Мы внимательно рассмотрели Ваше письмо и постараемся еще раз отрецензировать Вашу рукопись “Вечные игры”, чтобы принять объективное решение по ее литературным достоинствам».
      Дальше волынка тянется еще несколько месяцев, затем, однако, следует (март 1979 года) рецензия известного критика Гр.Бровмана и соответствующее решение. Основной вывод московского критика: порнографии в сборнике нет, печатать книгу Валеева можно.
      8 января – в сотнях, а может быть, в тысячах газет по всей территории Советского Союза в программе 1-го канала Центрального телевидения за этот день обозначена премьера фильма-спектакля «Диалоги» Д.Валеева в исполнении Московского театра им.М.Н.Ермоловой. Однако за два дня до объявленного показа телефильм смотрит зам.председателя Гостелерадио СССР Э.Мамедов и запрещает его к показу. Без объяснения причин «Диалоги» снимают с телевизионной сетки дня.
      21 января – 5 февраля 1979 года – по приглашению Союза писателей СССР, Министерства культуры СССР и ВТО большая группа драматургов и театральных режиссеров страны в течение двух недель совершает поездку по северу Тюменской области: Надым, Уренгой, Медвежье, Сургут, Нижневартовск... Среди спутников Диаса Валеева драматурги Р.Ибрагимбеков, И.Друцэ, Н.Мирошниченко, И.Касумов, режиссеры В.Раевский, Н.Сличенко и другие. У Валеева возникает замысел новой пьесы, он получает очередной аванс, но замысел остается неосуществленным. Кредиторы позже несколько лет будут допекать его требованиями пьесы или возврата денег.
      Февраль – Валеев пишет рассказ «Стук резца по камню», работает, как в любую свободную минуту в эти годы, над будущим двухтомником «Уверенность в Невидимом», до издания которого, впрочем, десятилетия и десятилетия. В начале месяца в ТГАТе им.Г.Камала, наконец-то, начинаются репетиции возобновляемого спектакля «Сквозь поражение» – вопреки желаниям руководства театра. Незадолго перед тем в разговоре с заведующим отделом культуры Татарского обкома КПСС М.М.Мусиным Валеев снова пытается выяснить: запрещал или не запрещал обком партии в сезоне 1975 года этот спектакль? Если запрещал, нет темы для разговора. Если не запрещал, то почему руководство театра спекулирует на этом? По этой причине пьеса до сих пор не распространяется по театрам страны, ее не выпускают в ВААПе. Разговор Мусина с директором театра А.Хусаиновым по телефону: «Если в театре немедленно не начнутся репетиции «Сквозь поражения», то через неделю вы будете уволены».
      21 марта – в 15-й горбольнице в палате реанимации, в той же больнице, где умерла О.Д.Денисова, умирает от инфаркта в возрасте 45 лет с небольшим старший брат писателя Радик Назихович Валеев, доктор геолого-минералогических наук, выдающийся геолог-тектонист, автор четырех монографий по крупным вопросам теоретической и практической геологии. Из некролога, опубликованного в газетах: «Р.Н.Валеев был признанным специалистом в области геологии нефти и тектоники. Выполненные им исследования способствовали открытию ряда новых нефтеносных районов страны. В последние годы Р.Н.Валеев возглавлял в институте (Всесоюзный НИИ геолнеруд – примеч. составителя) работы по минерагении нерудных полезных ископаемых, под его руководством подготовлена прогнозная карта СССР на фосфатное сырье». Радика Валеева хоронят на правой стороне центральной аллеи татарского кладбища.
      Вечером того же дня, 21 марта, в ТГАТе им.Г.Камала – премьера восстановленного после четырехлетнего перерыва спектакля «Сквозь поражение» (режиссер Пр.Исанбет). Снова, как и в 1975 году, заметный успех, многочисленные статьи в газетах. Валеев не приходит на премьеру: не до того, занят похоронами брата. Успех спектакля лишь способствует гибели спектакля. Уничтожение «Диалогов» было нужно художественному руководству театра и для удара по режиссеру Г.Хазиахметову. Предстоящее уничтожение новой версии «Сквозь поражения», помимо расчета с Д.Валеевым, необходимо главному режиссеру М.Салимжанову и для удара по режиссеру Пр.Исанбету. Методика уничтожения спектакля известна писателю: играются два премьерных спектакля, через месяц – третий, через полтора месяца четвертый, а там – конец сезона, и спектакль, несмотря на аншлаги, списывается. В ходу снова легенда, что «народ на Валеева не ходит». Так позднее все и происходит. Валеев наблюдает за происходящим хладнокровно и спокойно. Это уже 5-й по счету уничтоженный спектакль в его биографии драматурга, – один в Новосибирске и четыре в Казани в ТГАТе им.Г.Камала.
      Полный, пожизненный разрыв отношений с М.Салимжановым. Полностью исчезает доверие к нему как художнику. Срежессированное неослабевающее коварство интриги, направленной против Валеева, уже не будоражит душу.
      Апрель – в Москве в издательстве «Современник» выходит книга главного редактора журнала «Театральная жизнь» Ю.Зубкова «Драматурги России». В ней среди известных имен – большой очерк о творчестве Диаса Валеева – «Максади экса». Последний абзац этого очерка: «Каждая пьеса Валеева интересна своей философской глубиной, своей гуманистической направленностью. Это делает его сегодня одним из самых перспективных драматургов страны».
      В этом же апреле – трехнедельная поездка по приглашению ЦК ВЛКСМ на агитпоезде «Молодогвардеец» по югу и центральной части Тюменской области – десятки городов, поселков. Последняя точка маршрута – Нижневартовск. Ежедневные встречи с самой разнообразной аудиторией читателей и зрителей.
      15-20 мая – Всесоюзная конференция писателей в Набережных Челнах, организованная Союзом писателей СССР. Встречи и разговоры со старыми знакомыми, знакомство с другими писателями страны. Выступление Д.Валеева на конференции.
      22 мая – премьера «Вернувшихся» Диаса Валеева во Дворце культуры им.Саидгалеева в рамках XIII традиционного республиканского смотра-конкурса народных театров «Театральная весна», режиссер В.Кременчуцкий. Лауреаты, первое место.
      3 сентября – после восьмимесячного запрета (причины до сих пор не известны) – премьера фильма-спектакля «Диалоги» в постановке Московского театра им.М.Н.Ермоловой на 1-ом канале телевидения. Позднее – по всем каналам ЦТ.
      2 октября – выдвижение драматурга Д.Валеева и главного режиссера ермоловского театра Вл.Андреева за спектакли «Дарю тебе жизнь» и «Диалоги» на соискание Государственной премии РСФСР. Поток организованных писем из Казани в Комитет по премиям. Снова облом.
      7 ноября – безобразный скандал в кабинете главного режиссера ермоловского театра после вечернего спектакля «Диалоги». Среди зрителей оказываются две ответственные дамы из ВЦСПС. Вопли, угрозы, обвинения в идеологических отклонениях, скрытом антисоветизме. Цензоры везде и всюду, имя им легион: гэбисты, осведомители, партдеятели, редакторы, рецензенты, члены художественных и иных советов, чиновники министерств и ведомств и вот – даже ответственные работники профсоюзов. И все учат, чего-то постоянно требуют, запрещают. Больше спектакль «Диалоги» не появляется на ермоловской сцене. Вл.Андреев не решается включать его в афишу. Шестой по счету насильственно умерщвленный спектакль в биографии драматурга Д.Валеева.
      Ноябрь-декабрь 1979 года – в подмосковной Рузе на Всероссийском семинаре драматургов Диас Валеев начинает и через три недели завершает работу над трагедийной хроникой «1887». Со знакомым писателем, едущим в Москву, он направляет экземпляр пьесы Вл.Андрееву в ермоловский театр, попросив оставить его в проходной. Через день поздним вечером звонит режиссеру домой. Андреев говорит, что театр берет пьесу: ставить ее будет молодой режиссер М.Скандаров, а на одну из центральных ролей уже приглашен знаменитый в ту пору артист Вл.Конкин.
      12 декабря – первое заседание «Литературной мастерской» Диаса Валеева, работающей при редакции газеты «Комсомолец Татарии». Просит заняться его с молодыми писателями Татарский обком ВЛКСМ. Теперь по средам два раза в месяц в течение тринадцати лет – занятия с начинающими писателями. Из школы Валеева выйдут более десятка членов Союза писателей, прозаиков, поэтов и драматургов, но большинство из них позже предаст и забудет своего учителя.
      24 декабря – телеграмма: «Приглашаем 24 декабря Москву участия совместном заседании советов драматургии телеграфируйте согласие Волков». В Москве – разговоры с Вл.Андреевым о будущей постановке, знакомство с режиссером М.Скандаровым.

1980

      7 января – телеграмма: «Вы утверждены участником всесоюзного семинара драматургов Просим прибыть ялтинский дом творчества двадцать третьего Секретарь Правления Союза писателей СССР Верченко».
      В течение месяца работа над пьесой «День Икс».
      25 февраля – издательство «Советский писатель», А.Тамм: «Рады сообщить, что Ваша книга “Диалоги” (объем 23 печ.л.) включена в план выпуска 1982 года».
      Март-апрель – Диас Валеев завершает работу над трагедийной хроникой «День Икс». В трех произведениях писателя – романе «Я», пьесах «Вернувшиеся», «День Икс» – реальный план событий переплетен с ирреальным либо символическим. Всякий раз нужно создавать свою форму романа или пьесы, свой жанр. Мучительный поиск решения в «Дне Икс» в конце апреля завершается ощущением победы.
      20 мая – в здании бывшего театра Алафузова (дворец культуры Льнокомбината) в рамках XIV традиционного смотра-конкурса народных театров «Театральная весна» премьера спектакля «Вернувшиеся», режиссер З.Куликовская. Прекрасный спектакль. Снова I-е место, лауреаты.
      6 июня – выходит в свет первая книга рассказов старшей дочери, студентки I-го курса университета Майи Валеевой «Повесть о черной собаке» с собственными иллюстрациям. Начинается ее путь в искусстве – писателя и художника-анималиста.
      17 июля – премьера трагедийной хроники «1887» в Казанском ТЮЗе им.Ленинского комсомола, режиссер Л.Верзуб. На премьеру приходят заместитель министра культуры ТАССР Р.Харис, инструктор отдела культуры Татарского обкома КПСС А.Хасанов. Требования коренной переделки спектакля – смены исполнителей главных ролей, другой сценографии. На уровне замминистра и инструктора отдела спектакли обычно не запрещают. Тем не менее, спектакль остановлен. Что стоит за этой акцией, писателю не ясно. Седьмой, подбитый на взлете спектакль в биографии Диаса Валеева.
      27 августа – письмо из репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры СССР: «Срок нашего договора с Вами на написание пьесы истек 1 января 1980 года. Мы ждали от Вас пьесу или хотя бы письмо о пролонгации. Но ни того, ни другого не получили. Мы вынуждены расторгнуть с Вами договор и взыскать полученный Вами аванс». Подпись неразборчива.
      5 сентября – мать жены Диляфруз Фатыховна Яруллина из дома на Гражданской переезжает на жительство в семью Валеевых. Из-за старости. Ветхий домик на Гражданской впоследствии еще не раз пригодится Валеевым.
      18 и 21сентября – фильм-спектакль Д.Валеева в постановке ермоловцев «Дарю тебе жизнь» по 3 и 4 программам Центрального телевидения Новая встреча с миллионами зрителей.
      17 сентября – спектакль «Продолжение» («Дарю тебе жизнь») в постановке казанского БДТ им.Качалова на татарском телевидении.
      1-8 октября – Валеев участвует в Днях советской литературы в Туркмении. Поездки по республике – поселкам, кишлакам, городам, заставам пограничников, бесконечные встречи с людьми. Радостные встречи и разговоры со знакомыми писателями. В Ашхабаде, где в Русском драматическом театре и в Национальном академическом театре им.Молланапеса шли и идут спектакли Валеева «Дарю тебе жизнь» и «Охота к умножению», встречи с режиссерами и актерами – народной артисткой Туркмении Д.Иманкулиевой, народным артистом СССР М.Черкезовым и другими.
      10 октября – Д.Валеев пишет письмо директору Московского драматического театра им.М.Н.Ермоловой, К.А.Сухиничу. Работа над спектаклем по пьесе «1887» здесь близка к завершению, но события приобретают неожиданный оттенок. Завлит театра Е.Якушкина по согласованию с постановщиком спектакля М.Скандаровым настолько портит текст, что считает возможным претендовать и на соавторство. Без согласования с автором изменяется и название будущего спектакля – не «1887», а «Казанский университет». Валеев отметает претензии завлита, но для него происшедшее – серьезный удар в моральном плане. Подобное трудно даже вообразить. Из письма К.Сухиничу: «Театру мной была дана великолепная пьеса, сейчас после ряда некоторых операций мы имеем ее весьма обедненный вариант. Именно поэтому предстоящая премьера будет для меня совершенно безрадостным событием. Ни мое имя, ни моя драматургия не нуждаются ни в подпорках, ни в костылях, они – самодостаточны, и я нуждаюсь, пожалуй, только в чистом отношении к себе, на которое, кстати, и надеялся, учитывая долгий, сроком почти в десять лет, и успешный для обеих сторон опыт нашего совместного сотрудничества… В случае обращения в театр завлитов, режиссеров других театров страны с просьбой познакомить их с вариантом театра, прошу переадресовывать их ко мне или в репертуарную коллегию Министерства культуры России. Аналогичное пожелание я уже высказывал и письменно выражу еще раз и И.П.Скачкову. Я не желаю распространения усеченного варианта пьесы. Пусть этот вариант и его сценическая реализация будут уникальными. В случае же обращения в будущем в театр Всесоюзного радио или Центрального телевидения с предложениями сделать радиокомпозицию или телефильм по этому спектаклю прошу в деловые контакты по этому вопросу не вступать. Я не желаю тиражировать израненный вариант ни в каких формах...»
      Октябрь – в это же время неожиданно разворачивается скандал и на Казанской студии телевидения, в русской редакции литературно-драматических передач которой вознамерились поставить по пьесе «Вернувшиеся» Д.Валеева телеверсию. На заседании художественного совета телевидения 3 октября – шум, ругань и споры. Приводим протокольную запись выступлений. Главный редактор художественных программ Казанского телевидения А.Сафиуллина: «Татарских передач у нас должно быть больше, подавляющее большинство... На русские передачи мы не можем тратить время и средства, которые необходимы на постановки на татарском языке». К.Сирматов, парторг телестудии, старший редактор молодежной редакции: «Пьеса “Вернувшиеся” хорошая, но нам нужен материал национальный. И русская редакция должна заниматься национальным материалом. А эту пьесу пусть ставят где-нибудь на Сахалине или в других городах. У нас же и в Уфе ее ставить не надо, ни к чему». Х.Шакирзянов, зам.председателя Радио-телекомитета ТАССР: «У нас нет ни у кого сомнения, что “Вернувшиеся” – талантливое произведение. И проблема поставлена правильно, ничего не скажешь. Но я поддерживаю мнение главного редактора, что ставить это не нужно». За постановку пьесы на казанской студии телевидения высказываются старший редактор литдрамредакции Вергазов, редактор молодежной редакции Шувалова, главный редактор общественно-политических программ Файзрахманов, старший редактор фильмопроизводства Рубцова, кинорежиссер Беспалов, старший редактор редакции пропаганды Мосягина, главный режиссер телестудии Газизова, старший редактор промышленной редакции Хисамов, главный художник-постановщик Абдулов, редактор литдрамредакции Никитина... Свара длиной в несколько месяцев.
      29 ноября – премьера в Московском драматическом театре им.М.Н.Ермоловой пьесы Д.Валеева «1887» (под названием «Казанский университет»). Это уже третий спектакль Диаса Валеева, поставленный в этом театре. Писатель в это время находится на Рижском взморье в Доме творчества «Дубулты» на очередном Всероссийском семинаре драматургов. Он решает не приезжать на премьеру – испорченный текст, чужое название... Спектакль он посмотрит позже – при возвращении в Казань через Москву. Спектакль хороший, претензий нет, но это, по мнению автора, облегченный вариант. Развивается ссора с Вл.Андреевым, недовольного тем, что писатель не приехал на премьеру. Нет причины быть довольным и у Валеева.
      2 декабря – телеграмма, направленная в Дубулты редактором литдрамредакции Казанского телевидения Г.Никитиной: «Телевизионное начальство окончательно сочло Вернувшихся неподходящими предсъездовские дни Увольняюсь еду театральную командировку Москву Возможно увидимся дни декады».
      15-22 декабря 1980 года – Дни татарской литературы и искусства в Москве, среди многочисленных участников – Диас Валеев. В программе Дней – два спектакля Диаса Валеева – «Дарю тебе жизнь» и «Казанский университет» в ермоловском театре. Отношения с Вл.Андреевым нормализуются.
      На вечере татарской литературы в Центральном доме литераторов все казанские писатели – на сцене. Один Диас Валеев – среди зрителей в зале. На сцене ему места не находится.
      Обширная пресса о новом спектакле Диаса Валеева в московской и казанской печати. Одновременно с этим негодующие анонимные звонки Вл.Андрееву: того ли драматурга он опять поставил?!
      25 декабря – Диас Валеев относит рукопись из восьми своих пьес объемом 24 печатных листа в переводах на татарский язык в Татарское книжное издательство. «Кого-то нервирует сам факт моего существования. Пусть понервничают еще», – говорит он жене Д.К.Валеевой. Он готов к дальнейшей борьбе.
     












Hosted by uCoz