К анализу творчества Диаса Валеева




Краткая биохроника

1974

      Январь – знакомство с будущим министром геологии СССР В.Козловским, одним из первооткрывателей месторождения касситеритов (олова) на Дальнем Востоке. Замысел пьесы о людях своей бывшей профессии – геологах. Поездка по командировке Союза писателей СССР в Комсомольск-на Амуре. Две недели Д.Валеев живет в маленьком поселке геологов в глухой тайге, общаясь с друзьями и коллегами В.Козловского – тоже из первооткрывателей. По возвращении в Москву – поездка в Ленинград, где живут остальные участники «оловянного проекта».
      Пьеса не написана. Интерес угасает также внезапно, как и появляется.
      Март – приступает к пьесе «Вернувшиеся» (первоначальное название – «Исчезнувшие»). Крайний выплеск любви после радиационной аварии, гибель девушки. История нескольких дней. Вероятно, это – отголосок увлечения Валеевым атомной темой в 60-е годы. Но снова – трудности. Валеева тянет в мистику, в символизм, но сочетание реального и ирреального планов, как и в романе «Я», не поддается писательскому натиску. За одним вариантом плана следует другой… Эта работа ни шатко – ни валко продолжается всю весну. Удовлетворения у писателя нет.
      Июнь-август 1974 года – в Казани с семьей. На даче в Займище на Волге. Далекие путешествия с дочерьми на велосипедах по окрестностям.
      20 сентября – премьера пьесы «Дарю тебе жизнь» в Смоленске (режиссер Л.Щеглов). Поездка на первое представление в старый русский город. Сообщения о премьерах в других городах.
      1 октября – сообщение комиссии Президиума Совета Министров РСФСР о выдвижении драматурга Д.Валеева и главного режиссера театра им.Ермоловой Вл.Андреева на соискание Государственной премии России. В Комитет по премиям из Казани поступают письма, анонимные и реальные, авторы которых протестуют против присуждения премии Д.Валееву. Премию получают другие. Такое же повторится через три года, когда те же лица, Валеев и Андреев, будут выдвинуты на Госпремию уже за два спектакля – «Дарю тебе жизнь» и «Диалоги». Часть театрального мира Казани против. Главный режиссер ТГАТа им.Г.Камала М.Салимжанов увидев Диаса Валеева после его фиаско на пороге своего кабинета, не выдержав, издает торжествующий крик: «Что! Не дали!?»
      20 октября – семья Валеевых на премьере спектакля «Дарю тебе жизнь» в Харьковском академическом театре им.Шевченко (постановка Вл.Литко). Один из лучших спектаклей по этой пьесе.
      7 декабря – поездка вместе с женой Д.К.Валеевой в Воронеж на первое представление «Охоты к умножению» в Воронежском драмтеатре им.А.Кольцова (режиссура В.Добровольского). На следующий день по приглашению директора Нововоронежской атомной станции, с которым писатель познакомился ранее в Москве на спектакле в ермоловском театре – три часа хождений по АЭС. В роли гида – гостеприимный директор. Валеев все еще не закончил работу над «Вернувшимися» и выясняет, при каких обстоятельствах может произойти авария. Этот разговор он вспомнит через двенадцать лет, после трагедии в Чернобыле. Уже через три дня после катастрофы, он скажет «Это была не авария, а диверсия».

1975

      Февраль – съемки телефильма по спектаклю ермоловского театра «Дарю тебе жизнь» на Центральном телевидении. Позже он будет показан на ЦТ неоднократно. Почти одновременно – запись радиоспектакля на Всесоюзном радио.
      19 апреля – Валеев завершает работу над пьесой «Вернувшиеся». Наконец-то, возможно, на десятом или пятнадцатом варианте – чувство удовлетворения.
      21июня – возвращение в Казань после завершения учебы на Высших литературных курсах в Москве. Прощание с приятелями, с которыми сблизился за минувшие два года – поэтом и драматургом К.Скворцовым, драматургами М.Бахти и Б.Омуралиевым, прозаиком Е.Гущиным.
      Лето – сначала в Набережных Челнах, собирает материал для пьесы «Диалоги», второй части трилогии; затем – на даче в Займище, где пишет новую драму.
      9 сентября – телеграмма Валеева из Москвы: «Пьесу ермоловцы приняли Должен немного задержаться Когда поедешь телеграфируй Гостиница Россия западный блок комната 10-65 Диас».
      2 октября 1975 года – премьера многострадальной пьесы «Сквозь поражение» на сцене Татарского академического театра им.Г.Камала. Режиссер – Празат Исанбет. На второе представление придет секретарь Татарского обкома КПСС по идеологии М.Ф.Валеев, сделает какие-то замечания, которые можно устранить за одну-две репетиции, но руководство театра будет усиленно муссировать версию, что спектакль запрещен и потому снят с репертуара. Министерство культуры РСФСР не будет распространять пьесу через ВААП по театрам страны. Позже станет известно, что во время репетиций «Сквозь поражения» три актера, участвующих в спектакле (Ш.Биктимиров, И.Багманов, Д.Ильясов), ходили к М.Ф.Валееву с доносами на автора (антисоветизм).
      Спектакль вокруг спектакля. Один спектакль, на сцене ставит режиссер Пр.Исанбет. Другой спектакль, вокруг сцены, – главный режиссер театра М.Салимжанов.
      С этой поры – начинается четырехлетняя борьба писателя за восстановление погибшего спектакля и репутацию пьесы.
      В эти же дни… Читаем выписку из тематического плана Таткнигоиздата 1975 года: «81.Валеев Д.Н. Суд. На русском языке, Таткнигоиздат, 12 изд.л., 15 тыс.экз., 45 коп., в переплете, IV квартал. Индекс 075».
      Запланированная книга «Суд» не выходит в Казани ни в 1975, ни в 1976, ни в 1977. Это – параллельный спектакль. В роли режиссера событий – заведующий редакцией художественной литературы Таткнигоиздата Ш.Галиев.
      С этого времени начинается и борьба за выход книги.
      Ноябрь – выход в московском издательстве «Современник» книги повестей и рассказов «Старики, мужчины, мальчишки». Тексты сильно испорчены при редактировании (редактор А.Маркус), радости нет, повести и рассказы надо издавать заново. Близкое знакомство с московским писателем Вл.Крупиным.
      15-17 декабря – ответственный секретарь Президиума Правления ВТО М.Зилов: «Минкульт СССР и Президиум Правления ВТО приглашают Вас принять участие в конференции театральных деятелей социалистического содружества на тему: “Образ современника в драматургии и на сцене театров социалистических стран”. Учитывая важность данной конференции просим Вас быть непременно». Поездка в Москву. Одна из бесчисленных в эти годы.
      26 декабря – на этот день намечена премьера в Новосибирском областном театре драмы трагедии «Охота к умножению». Накануне на сдаче спектакля власти Новосибирска запрещают его показ зрителю. Новогодний подарок писателю.

1976

      В течение всего года борьба за выход книги пьес в Татарском книжном издательстве.
      25 апреля – присвоено звание лауреата Государственной премии Татарстана, им.Г.Тукая. Активизация врагов: «Не заслуженно! Ему дали, а мы еще не получили!» Начало открытой войны с Валеевым.
      Сообщения о премьерах спектаклей по его пьесам в других городах.
      Июнь – два спектакля по «Охоте к умножению» на гастролях ТГАТа им Г.Камала в Уфе. Спектакль давно не играется, но по настоянию артистов временно возобновлен для гастролей. В Казани в новом сезоне сцена для него будет также закрыта.
      25 августа 1976 года – семья Валеевых (он, жена Д.К.Валеева, две дочери – Майя и Дина, няня, восьмидесятилетняя О.Д.Денисова) переезжают из двухкомнатной квартиры на улице Ленской в трехкомнатную квартиру по адресу: проспект Ямашева, 17, квартира 58. Это – в двухстах метрах от прежнего места проживания. Содействуют получению новой квартиры власти республики – Ф.Табеев, М.Валеев.
      Первая декада ноября – на ежегодном трехнедельном семинаре драматургов России в Рузе под Москвой. Такие семинары Министервом культуры России и Министерством культуры СССР устраиваются каждую осень ежегодно (Руза, Малеевка, Дубулты, Коктебель), и Диас Валеев – их непременный участник, начиная с 1972 года (по 1982-й). Естественно, знакомство со всеми драматургами страны, старшего поколения и молодого.
      Последняя декада ноября – журнал «Театральная жизнь» в гостях в Набережных Челнах. Среди гостей – авторы журнала драматург Д.Валеев, главный режиссер московского театра им.Ермоловой Вл.Андреев.
      8 декабря 1976 года – премьера «Диалогов» в ТГАТе им.Камала в Казани (режиссер Р.Хазиахметов). Спектакль изначально обречен на заклание руководством театра (главный режиссер М.Салимжанов, директор А.Хусаинов). Методика уничтожения проста: два премьерных спектакля, следующий – через месяц, четвертый – через полтора, и акт списания. Аргументы, несмотря на аншлаговые сборы: «На Валеева народ не ходит». Попытка тем самым бросить тень на репутацию пьесы и помешать премьерам в других городах.
      Одновременно – безрезультатные хлопоты по восстановлению спектакля «Сквозь поражение».

1977

      21 января – поездка в Ульяновск на премьеру «Охоты к умножению» (под названием «Ты виновен, отец») – режиссеры Ф.Хабибуллин, Ю.Галин. Лучший спектакль из виденных автором по этой трагедии.
      26 января – Диас Валеев на имя главного редактора Репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры РСФСР И.П.Скачкова пишет Заявку: «Прошу заключить со мной договор на пьесу под условным названием “Быть или не быть?”, над которой в данное время работаю. В основу пьесы положена трагическая судьба поэта Мусы Джалиля. По жанру это трагедия, где элементы документальной хроники, будут соседствовать с элементами притчи или мифа...». Первое документальное упоминание о будущей пьесе «День Икс». В эти же дни Правление Союза писателей РСФСР формирует Совет по драматургии и театральной критике, Д.Валеев – член Совета. Бумага за подписью С.Михалкова.
      5 февраля во время вечерней прогулки бесследно теряется красавица Недда, помесь черного дога и овчарки. Через год дочь Майя Валеева напишет «Повесть о черной собаке», а еще через два года у восемнадцатилетнего автора выйдет первая книга с таким названием.
      10 февраля – руководство Татарского книжного издательства (главный редактор М.Шабаев, заведующий художественной редакцией Ш.Галиев) продолжают воздвигать одно препятствие за другим перед рукописью пьес Валеева «Суд совести», запланированной еще к выпуску в 1975 году. Из Госкомиздата РСФСР в Москве поступает отрицательная заказная рецензия В.Вирена: «Из четырех пьес, предложенных для опубликования в авторском сборнике, не вызывает особых замечаний, пожалуй, только одна – «Дарю тебе жизнь». Остальные три пьесы – «Охоту к умножению», «Пророк и черт», «Сквозь поражение» – В.Вирен отклоняет из-за несоответствия «идейным кондициям». Несмотря на уже состоявшееся насильственное уничтожение трех спектаклей в Казани – по «Охоте к умножению», «Диалогам», «Сквозь поражению» – тридцатидевятилетний писатель, однако, далеко не сразу, а постепенно приходит к пониманию истинной подоплеки событий. Дело не в его пьесах, повестях, рассказах, дело в нем. Он сам для определенной группы людей – лицо нежелательное, персона нон грата.
      Март – работает над романом «Я», отчетливо понимая, что напечатать его будет абсолютно невозможно. Приступает снова после значительного перерыва (с момента пожара 1969 года, уничтожившего рукописи), к написанию своих философско-религиозных трактатов и проповедей, которые спустя двадцать пять лет оформятся в двухтомник «Уверенность в Невидимом». В ту пору об этих рукописях нельзя было даже кому-либо упоминать. Тяга к невозможным, запретным, опасным для жизни текстам вновь возродится в нем.
      2 марта – цитирую телеграмму: «Второго марта десять ноль-ноль в центральном доме литераторов открывается совещание руководителей Союзов писателей и писательских организаций главных редакторов газет, журналов Союза писателей СССР. Просьба телеграфировать участие Москву просим прибыть двадцать восьмого февраля – первого марта союз писателей СССР Верченко».
      27 марта 1977 года – поездка на премьеру «Диалогов» в Саратовском академическом театре им.К.Маркса (режиссер А.Дзекун). На следующий день – поездка на машине на место приземления первого космонавта Ю.Гагарина.
      Апрель – участие во Всесоюзном семинаре драматургов в Голицино под Москвой. Возобновление старых и начало новых знакомств с драматургами страны.
      17 июня – Диас Валеев становится членом КПСС. С начала 60-х годов его без конца обвиняют в различного рода «идейных отклонениях». Это надоело бесконечно. Причем все обвинители – члены КПСС. Теперь, считает писатель, с ними можно будет бороться на равных. К тому же с официальной программой КПСС у него нет никаких внутренних расхождений. Расхождения – с членами КПСС. С выродками, перерожденцами и мафиозниками с партбилетами в кармане. На партбилете Д.Валеева – подпись первого секретаря Бауманского райкома КПСС Д.Х.Зариповой. Через семь лет и с ней придется схлестнуться писателю.
      26 сентября 1977 года – разговор с Т.Миннуллиным в его доме. За обеденным столом, помимо Валеева и Миннуллина, жена писателя, пришедшего в гости, Д.К.Валеева. Т.Миннуллин: «Твое творчество не нужно и не будет нужно ни татарскому народу, ни русским, ни евреям. Поскольку ты не татарин, не пишешь по-татарски, то ты не имеешь права называться татарским драматургом. Я тебе говорю это от имени татарского народа. С нашей шайкой (это дословно – примеч. составителя), куда входят Марсель Салимжанов и другие, тебе придется считаться. Если бы тебя толпа топтала ногами на улице, для меня это была бы радость».
      Полный, пожизненный разрыв всех отношений с былым коллегой.
      Сентябрь-октябрь 1977 года – Министерство культуры СССР приглашает Валеева принять участие во Всемирном фестивале театров в Югославии, в Белграде. Писатель пытается оформить документы, но что-то не получается. Оформить документы вовремя ему не успевают. Сообщение о техническом сбое писатель принимает за чистую монету.
      8 ноября 1977 года – поездка семьи Валеевых в Москву на премьеру «Диалогов» в московском драматическом театре им.М.Н.Ермоловой. Теперь в репертуаре этого театра два спектакля Диаса Валеева. Режиссер обоих спектаклей – Вл.Андреев. Обширная пресса – в газетах, журналах.
      25 ноября – писатель отправляет Заявку на имя начальника Управления театров Министерства культуры РСФСР В.П.Демина и главного редактора репертуарно-редакционной коллегии И.П.Скачкова: «Прошу принять на госзаказ пьесу под условным названием “Следствие”, над которой в данное время работаю. Это – третья часть давно задуманной трилогии. Две первых части (“Дарю тебе жизнь” и “Диалоги”) осуществлены и поставлены на сценах многих театров страны... По структуре, тональности последняя пьеса трилогии будет ближе к “Дарю тебе жизнь”, нежели к “Диалогам”. Элементы быта, моменты личной жизни здесь будут иметь значительное место. Но главное, конечно, не проблемы быта, а философские, бытийственные вопросы. Поэтому тональность, взятая в “Диалогах”, тоже найдет здесь место».
      Первое документальное подтверждение о работе над будущей пьесой «Ищу человека», завершающей части трилогии.
      Помимо этой пьесы, в работе – роман «Я», будущий триптих книг «Уверенность в Невидимом».












Hosted by uCoz