Философская эссеистика Д.Н.Валеева




Казанский пророк и татарская философия


    Совсем недавно мне попала в руки шикарная по названию книга Ильдуса Амирханова «Татарская философия и национальное образование» (изданная в 2003 году на татарском языке) [30]. Поскольку меня эта проблема интересует, к тому же, я написал и опубликовал статьи в 1997 году на данную актуальную тему «Почему у татар нет своей научной философии?» [31], то предвкушал найти в книге уважаемого Амирханова ответ на мой вопрос. К сожалению, моя радость оказалась преждевременной, поскольку автор оказался ведущим идеологом возрождения ислама в Татарстане, а не исследователем истории татарской философии. Из книги я узнал, что ее автор И. Амирханов является сторонником внедрения мусульманской религии в республиканскую образовательную систему. В своей монографии он не упоминает имени ни одного известного современного татарского философа, лишь двоих – казанского мыслителя-идеалиста Диаса Валеева и уфимского ученого-мистика Эрнста Мулдашева – кратко описывает и относит к еретическим религиозным реформаторам.
    Так в разделе «Кто есть Человек-Бог?» своей книги И.У. Амирханов, отмежовывая ислам от иных религиозных концепций, обстоятельно пишет:
    «На границе перехода от материальной цивилизации в духовную цивилизацию в значительной степени возросли философско-доктринерские исследования. Это естественное положение. Поскольку многие затухание старой цивилизации связывают с кризисом прежних ценностей, традиционных учений (доктрин). По сути это правда. Однако, кто и как, для чего и какие цели преследует? Основная проблема, считаю, в этом.
    Конечно, это влияние не обошло стороной Татарстан и татарскую общественность. Напротив, один к одному возросло внимание к Волжско-Уральскому региону, жившему в религиозно-национальных традициях, несколько отличающихся от традиционных учений России. Собственное трудное положение видится не в уклонениях от божественного, а в духовности чужих религиозно-национальных учений, особенно в исламе, устранению и искажению которых государство прикладывает большие силы. Для этого подходят любые философские доктрины, учения, основанные на отклонениях от ислама. Одно из них – притязание к новой религии, установление высшей научно-философской доктрины Человека-Бога. Один из основателей этого учения, взваливший на себя обязанности пророка, татарский человек – Диас Валеев. Несколько слов о «диасизме» – так он называет свое учение…) (перевод с татарского мой. – Р.И.) [30, с. 21-22]. Здесь не будем пересказывать содержание этого учения, так как выше подробно об этом уже писали.
    Почему случился такой казус, связанный с подменой татарской философии религиозным (исламским) мировоззрением? По этому поводу сам Ильдус Усманович исповедально излагает следующее.
    «Религия (вера) и знание! В истории эти два понятия рассматривали как одно, так и как два – противоположных. Наше поколение как раз пришлось на второе. С ранних лет мама воспитала уважение к религии (вере), а школа совершала противоположное. Рожденное семьей и школой противостояние всю жизнь не давало мне покоя. С течением времени это противоречие не только не разрешалось, а, наоборот, больше углублялось. Нас обучали, что устаревший остаток религии с развитием науки исчезнет… » (перевод с татарского мой. – Р.И.) [30, с. 24-25].
    Это один из примеров того, как люди приходят с юных лет к духовности и пониманию философии, религии. Конечно, сводить философию к религии, тем более к Исламу, считаю не корректным. Татарскую философию надо изучать и о ней писать. Диас Валеев один из ее значимых представителей. Один из начальных периодов становления философской мысли татарского народа описан в работе Айдара Юзеева [32].















Hosted by uCoz