Философская эссеистика Д.Н.Валеева




Религиозно-философская эссеистика Диаса Валеева.
Анализ произведения «Сокровенное от Диаса»


    В духовном творчестве Диаса Валеева, пожалуй, центральное место занимает религиозно-философская эссеистика, посвященная широкому спектру вопросов: проблеме личности в религии, уровням религиозной веры, религиозному постмодернизму, новому религиозному учению Сверхбога. По данному направлению написаны и опубликованы автором следующие крупные работы: «Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу» [4], [10, с. 233-414], «Третий человек, или Небожитель» [5], [9], [10, с. 6-232], «Сокровенное от Диаса» [11].
    Специального критического анализа произведений «Истина одного человека…» и «Третий человек…» здесь мы не будем проводить, ограничиваясь лишь приведенными отзывами иных философских аналитиков. Но представим наш краткий субъективный анализ и мнение по книге «Сокровенное от Диаса».
    По признанию самого автора «Сокровенного от Диаса», эта работа представляет собой большую концентрацию, квинтэссенцию его важнейших и дорогих сердцу и уму идей в сжатом, кратком виде. Он не скрывает, что такое сокровенное послание, подобное известным в истории религии великим духовным завещаниям, предназначено благодарным потомкам человечества. Сразу оговоримся, что в данном произведении Диаса Валеева нет научной систематики. Этот религиозно-философский труд автор назвал книгой проповедей, а себя – вестником нового религиозного мировоззрения.
    Критика Диасом Валеевым современных религиозных учений, осмысление им себя, людей, общества, современной цивилизации обернулись для него созданием списка текстов: многочисленных авторских утверждений, обращений к читателям, общих призывов, философских вопросов, пожеланий, стихов, описаний ритуалов, автобиографических и иных справок. Данный канонический список был назван автором «Сокровенное от Диаса». Впервые пронумерованный список из 68 пунктов был опубликован в книге «Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу» [4]. Затем список был дополнен до 99 пунктов и опубликован в двухтомном издании книги «Уверенность в Невидимом» [10]. Наконец, список был доведен до 100 пунктов, предварен предисловием автора «О ста параграфах» и издан отдельной книжкой под названием «Сокровенное от Диаса» [11].
    Предисловие этой книги «О ста параграфах», датированное 7 января 2006 года, представляет собой любопытный и оригинальный текст, который читатель может ниже сам прочитать и подумать о перспективности замысла Диаса Валеева. В начале этого вступления он приводит общемировые социологические данные.
    «Если представить все человечество как некое поселение числом в сто обитателей, соответственно соблюдая все необходимые пропорции, то население этой маленькой деревни предстанет следующим образом: 57 жителей деревни окажутся азиатами, 21 европейцами, 14 американцами – северными и южными, 8 африканцами. 30 будут белыми, остальные, 70 – не белыми. Среди них окажутся 48 мужчин и 52 женщины, 89 гетеросексуалов и 11 гомосексуалов, 6 человек из 100 будут владеть 59% всего мирового богатства, причем все шесть явятся представителями США. В то же время 80 человек не будут иметь достаточных для жизни жилищных условий, а 50 станут регулярно недоедать. Только у одного из ста в доме будет стоять компьютер, и только один человек в деревне будет иметь высшее образование.
    Эти данные сначала возникли на веб-сайте американского журнала «Флорида», выходящего в Майами на русском языке, потом появились в других изданиях. Кто их автор, неизвестно.
    Вот еще свод цифр, которые привел неизвестный бухгалтер.
    Согласно его подсчету, если сегодня утром, скажем, ты проснулся здоровым, то ты должен ощущать себя счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут уже до следующей недели. Если тебе никогда не доводилось переживать бед войны, одиночества тюремного заключения, агонии пыток или голода, тебе повезло; 500 миллионов человек на Земле узнали это все на себе. Если же ты можешь выйти за порог дома без страха избиения, угрозы заключения или смерти, ты удачливее, чем 3 миллиарда твоих современников в этой жизни. Ну, а если на твоем столе стынет еда, ты одет, у тебя есть крыша над головой, постель, в которой ты можешь поспать, ты богаче, чем 75% людей на земном шаре. Знай и следующее: если у тебя открыт счет в банке и есть немного денег в кошельке, ты принадлежишь к избранному меньшинству – к 8% обеспеченных людей в этом мире. Наконец, если ты способен прочитать этот текст, можешь радоваться: ты не относишься к 2 миллиардам людей, которые не умеют читать.
    Признаться откровенно: потрясающие цифры! Как далеко население нашей деревни не то что от совершенного порядка жизни, но просто хоть мало-мальски приемлемого, отвечающего элементарным нормам человеческого бытия.
    У меня нет под рукой данных об общем количестве в мире наркоманов, онанистов обоего пола, алкоголиков, заключенных, самоубийц, мужчин импотентов и фригидных женщин, умалишенных, слепоглухонемых, больных туберкулезом, зараженных СПИДом и пораженных бесплодием, но цифры эти чрезвычайно значительны.
    Состав обитателей мира меняется постоянно. В 1960 году люди европейского происхождения составляли, например, четверть мирового населения, в 2000 году – уже одну шестую. К 2050 году они будут составлять всего одну десятую.
    В последние годы почти 20% общего бремени болезней в Европе приходится на заболевания психиатрического характера. Белая западная цивилизация вырождается. В том числе, в цветовом отношении. Признак вырождения и тупиковости грядущего существования – все возрастающее влияние голубой гомосексуальной составляющей.
    Какие тотальные взаимоистребительные конфликты только на этой почве предстоит еще пережить жителям маленькой деревни?! Надо полагать, конфликты эти с сегодняшней точки зрения еще просто непредставимы.
    Ни христианство, ни ислам, ни индуизм, ни буддизм, ни иеговизм, ни зороастризм не справились с вызовами времени и внутренней природой человека. Считается, что нынче в мире почти 2 миллиарда или, точнее, один миллиард 995 миллионов христиан (католиков, православных, протестантов), 1 миллиард 180 миллионов мусульман (шиитов и суннитов), 888 миллионов индуистов, 354 миллионов буддистов, 14, 3 миллиона иудаистов и 0,3 миллиона зороастрийцев. Сколько их, верующих разных конфессий, на самом деле, не знает никто.
    Если все эти цифры свести к масштабу знакомой уже нам деревни числом в сто обитателей, по получится примерно такая раскладка: в этой деревне окажутся 33 христианина, 19 мусульман, 15 индуистов, 6 буддистов, 0,22 иудаистов и 0,05 зороастрийцев. Остальные жители деревни это, видимо, язычники, сектанты разных мастей – муниты, свидетели Иеговы, сайентологи, пятидесятники и пр., а также атеисты.
    В реальности истинно верующих прихожан в каждой конфессии, конечно же, значительно меньше. Думается, на несколько порядков. Считается, например, что в нынешней России проживает 80% православных. Но только 3% из них ходят в церковь. Сколько из этих 3% истинно верующих в Христа – вопрос без ответа.
    Несмотря на внешнюю позолоту, накопленные церквями невероятные богатства, отшлифованную чередой поколений и внушающую почтение обрядность, никогда в своей истории традиционные мировые церкви не были, мне кажется, столь духовно слабыми, как теперь».
    Что понимает здесь под духовной слабостью церквей Диас Валеев? Наверное, по его разрабатываемой концепции о трехуровневом сознании, церкви больше всего заботятся о собственном благополучии, не дают человечеству достоверных знаний, а потому находятся на микроуровне духовности.
    «Не бессмысленно ли, не утопично ли при таком состоянии человечества, при таком разброде умов, совершенно расшатанном обездуховленном сознании, порой близком к абсолютной обезбоженности, вздымать над толпой обитателей маленького земного поселения знамя новой религии?»
    Для светского населения России, которое в отличие от религиозного составляет, пожалуй, более 90% от всех ее жителей, непонятны такие сугубо религиозные понятия, как, например, обоженность и обезбоженность. Диас Валеев еще не создал словаря религиозных терминов, относящихся к его новой религии.
    «Но Бог никогда не спрашивает нас, когда Он может явить нам свое слово. Это слово вдруг снисходит в человеческий мир – как всегда, неожиданно. Через какого-нибудь вестника, проводника, глашатая. Кто-то назовет такого человека самозванцем, другие удивленно – пророком, третьи заклеймят его как сумасшедшего или юродивого, иные – как-то еще. И, возможно, все эти характеристики будут справедливыми».
    К сожалению, в рамках религии невозможно объяснить творческие способности человека, она этому и не предназначена, ведь главные ее постулаты: «Бог думает о Вас», «Бог решает за Вас», «Бог делает за Вас», «Ваше дело только молиться, молиться и молиться». Исторически в развитии человеческой цивилизации, для выхода ее культуры из тяжелых кризисных состояний, из лона религии выделились наука, философия и искусство. Ныне спрос за современный мировой кризис предъявляется именно к ним. Современные крупные религиозно-философские глашатаи – Николай и Елена Рерихи, Рудольф Штайнер, Даниил Андреев, Порфирий Иванов, Ян Колтунов, Виссарион и многие другие – подвергаются нападкам со стороны их противников.
    «А что говорит по этому поводу сам вестник (Диас Валеев. – Р.И.)? А он может сказать следующее: один поэт в XX столетии разделил все произведения мировой литературы на «разрешенные властью и написанные без разрешения». Это тонкое наблюдение. И оно правильно. Но есть еще и иные произведения. Их тексты не могут быть разрешены никогда никем – ни народами, ни государствами, ни существующими мировыми церквями, ни партиями, ни властными или мафиозными кланами, ни тайными глубоко законспирированными орденами. (Здесь непонятно, о каких текстах идет речь. Автор, возможно, намеренно создает мистически-таинственный налет для непосвященных. – Р.И.) Больше того, некое непреодолимое табу блокирует вход абсолютно запретных, еретических идей в сознание и самих творцов. Неукоснительно срабатывает строжайшая самоцензура, первичный инстинкт трепета перед Высшим началом неведомого рода».
    Диас Валеев дает свою версию взаимодействия вселенского биокомпьютера с загадочным механизмом управления и работы человеческого психобиокомпьютера:
    «И только разрешение Бога позволяет разблокировать в подсознании проводника существующие перегородки и убрать с его пути все внешние барьеры. И такие тексты порой абсолютно внезапно, неожиданно для всех, рождаются в мире. Так возникли в свое время тексты Заратустры, Будды, Иисуса, Мухаммеда…»
    Вот авторская справка:
    «Тексты, которые ищущий Бога читатель прочитает ниже, были впервые опубликованы в 1993 году в книге «Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу» [4] и в 2002 году в двухтомном каноническом своде моего учения «Уверенность в Невидимом» [9, 10]. Эти тексты можно найти также на сайте http://www.diasvaleev 1.narod.ru»
    О своем пути перевоплощения из писателя в проповедника нового религиозного учения и тактике поведения Диас Валеев кратко сообщает читателям:
    «В первые годы после того, как я волею случая или некоего озарения стал носителем реформаторского религиозного знания, я отнюдь не рассматривал себя в роли проповедника, обязанного денно и нощно транслировать вовне открывшиеся мне религиозные ценности. Считал эти действия еще преждевременными. Шум и излишние крики могли навредить. Зачем дразнить и пугать людей и тем самым создавать для учения дополнительные трудности? Нужно было спокойно и желательно незаметно для окружающих обнародовать и как бы прочертить в сознании концепцию единой планетарной религии. Не в виде лозунгов и оглушительных призывов, а в форме основательных трактатов с глубокой проработкой фундаментальных базисных оснований.
    Реформаторские идеи, в момент своего первоначального возникновения, как правило, глубоко еретичные, должны входить в подсознание человека исподволь – естественно, как рост травы, и постепенно. Сначала, возможно, даже в виде неопределенных, не совсем точных слухов, сплетен, легенд и мифов, спонтанно передаваемых людьми друг другу. К новым религиозным идеям люди должны привыкать постепенно.
    Но теперь, однако, я чувствую, что сто параграфов «Сокровенного…», являющегося квинтэссенцией учения, но прежде как бы намеренно захороненного в тысячелистьи моего двухтомника, необходимо обнародовать отдельным изданием. И ясно выделить из фона, в котором эти параграфы находились. Приходит время для посева семени в сознание масс. Время настает еще и потому, что близится день моего перехода в инобытие. Скажем, всего через полчаса, как я вчерне едва завершил набросок этого предисловия, «скорая помощь» уже увозила меня в больницу, где я тут же был помещен в отделение реанимации. Если честно, я мог и не вернуться из больницы. Но, видимо, мой час еще не настал. Все последние годы я готовился к этому событию. Нужно успеть разделаться со всеми долгами творческого характера и завершить, зачистить все земные дела. И в первую очередь сделать все возможное, дабы максимально облегчить восприятие человеческим миром необходимых ему новых религиозных ценностей».
    Вот одно из обращений Д. Валеева, относящееся к его завещанию с условиями:
    «Еще одно положение, о котором следовало бы сказать. Тексты проповедей, во всяком случае, прижизненные и изданные мной самим, следует распространять безвозмездно. Человек, в руки которого они попадут, – в виде отдельной книги или журнальной публикации – не должен обладать на них правом собственности. Оставить книгу проповедей на своей книжной полке значит убить ее. Прочитал – тут же передай книгу другому. Не любому и всякому. Не первому встречному. Тому, кого после глубокого раздумья изберешь ты сам. Кому доверяешь лично. Избранному. Тексты все время должны находиться в постоянном движении. От одной избранной души к другой. Тогда они будут жить».
    И вот раб Сверхбожий Диас Валеев искренне взывает ко всем микроверующим, макроверующим и мегаверующим землянам – проникнуть с полной душой в новую религию и понести знамя новой миссии Счастья, Веры, Любви и Гармонии по планете.
    «Обитателей в деревне, именуемой в ближайшем круге Вселенной Землей, и мало, и много. К тому же, все говорят на разных наречиях, веруют или имитируют веру в разных Богов. Как сделать так, чтобы слово о Сверхбоге проникло в сердце каждого? Моя миссия вестника, глашатая, я чувствую, близка к завершению. Я надеюсь на тебя, мой избранный друг. Твоя миссия продолжателя, проповедника, воина Сверхбога на Земле только начинается. Если у тебя появится возможность издать тексты «Сокровенного…» на любом языке Земли, самом распространенном или вовсе тихом и почти неслышном, с легким сердцем и улыбкой на лице сделай это. Я представляю тебе все права. Затраты с лихвой вернутся к тебе.
    Ныне мы присутствуем лишь в самом начале долгого пути нового слова о Боге. Сколько паломников возникнет на этой дороге, сколько появится искренних доверчивых учеников и зрелых учителей!
    Я всегда буду с вами…»
    Одним из замыслов книги «Сокровенное от Диаса» является – объявить о создании новой религии (панрелигии, всемирной религии, религии Сверхбога), названной нашим героем Диасизмом. Автор пытается минимальным количеством разнородного текста ввести в курс и суть своей религии. Однако подробно его идеи, принципы раскрываются в его философско-религиозных трудах, обсуждаются в критических разделах данной книги.
    Если раскрывать подробно каждое утверждение автора, что требует огромного специального исследования, включающего многочисленные комментарии и творческие дискуссии с ним, то это займет гораздо больший объем, чем сама книжка, а может, даже выпуск целой библиотеки. Здесь не станем отмечать наши разногласия, которые, на мой взгляд, можно и нужно вынести на арену научного обсуждения. Это будет совершенно другая книга. Правда, Диас Валеев всякий раз оговаривается, предательски обезоруживая, например, «сокровенным» призывом из «Сокровенного…»: «Но не прими лжепастырей и лжепроповедников за истинных пророков …».
    Без комментарий и обсуждений оставим лишь сотый параграф:
    «Прощай, ищущий! И до встречи! Даже уйдя, казалось бы совсем, я не уйду никогда из твоего духовного Плана!».















Hosted by uCoz