Философская эссеистика Д.Н.Валеева




Часть вторая

НАУЧНЫЙ ПУТЬ ДИАСА ВАЛЕВА

Статус мыслителя в общих координатах наук


    В современном социуме человек может трудиться, заниматься, например, научным или философским творчеством как по личной инициативе, по призванию, так и по приглашению, назначению извне. Забегая вперед, скажем, что Диас Валеев во всех своих творческих начинаниях был абсолютно самостоятельным, а потому становился единоличным первооткрывателем. В общем, культура познания в современной цивилизации достигла известных высот благодаря просвещению и непрерывной организации мировой науки. Она разная – классическая и неклассическая, эзотерическая и мифологическая, общественная и государственная, традиционная и модернистская, ложная и нестандартная, частная и общая, фундаментальная и прикладная.
    Находить себя в таких координатах, а потому и объективно-субъективно оценивать себя обязан каждый ученый путем внутренней мыслительной работы. Диас Валеев не провел в полной мере такую экспозицию, а потому попытаемся восполнить его научный портрет по опубликованным трудам.
    Заранее предупредим читателя, что Диас Валеев никогда не работал в официальных научных организациях, у него никогда не было научного руководителя, он не проходил стажировок в научных школах, а потому изучение его научной деятельности требует особого, точнее сказать, частного подхода. Конечно, в силу применяемого им непривычного «философско-эссеистского» метода исследования Валеев достиг интересных практических результатов, хотя, в то же время, есть и трудности в конкретной оценке отдельных результатов в его многогранном научно-философском творчестве. Но в целом же он заслужил высокий авторитет среди профессиональных и непрофессиональных казанских философов.
    По координате классика-неклассика Диаса Валеева могу с уверенностью отнести к неклассическому исследователю – он изобретатель новых литературных стилей, форм. Официально он никогда не работал в государственных научных лабораториях, учреждениях, а занимался и занимается наукой дома, как говорят, «варится в собственном соку». Поэтому в научных измерениях он общественник, как, например, Сократ, Леонардо да Винчи, Циолковский, не имеющий государственных научных званий и научных степеней. Хотя в литературе и драматургии – облачен в одежды официальных государственных званий заслуженного деятеля искусств Татарстана и России, носит звание лауреата Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая. Он сам не скрывает, что пользуется как эзотерическими знаниями (абсолютная непознаваемость Сверхбога), мистическими (собирательными, выдуманными) и реальными образами (например, образ Бахметьева в романе «Я»), так и мифологией (увлеченность религиозным мышлением и верой в существование Сверхбога). Религиозный модернизм, связанный с эпохальной глобализацией и Сверхбогом, на мой взгляд, сильно уводит писателя от классической науки, материализма, диалектики.
    Личность Диаса Валеева, как ученого, противоречива. С одной стороны, он впервые открывает и научно описывает в подробностях крупномасштабную цикличность развития искусства. Эта выдающаяся идея была признана научным сообществом. Еще он упрямо «зацикливается» в разработке учения о трехмерности, трехипостасности развития мира. И тут есть свежие мысли. Подробный разбор приведен ниже. Сжатое мнение по этому поводу я отмечал в статье, опубликованной в сборнике «Диас Валеев – анализ творчества».
    С другой стороны, занимаясь глубокими исследованиями проблем личности в религиозных движениях и религиозных учений, Диас Валеев неожиданно для окружающих объявил себя мессией, родоначальником, посвященным в новую религию «Диасизм», открытую им же самим.
    Конечно, его, как широкого исследователя, кроме традиционных исторических, культурологических наук интересуют нетрадиционные науки – уфология, экстрасенсорика, парапсихология, эниология. Он первым в Татарстане написал в молодежной газете «Комсомолец Татарии» в 60-х годах статью о полетах и наблюдениях НЛО над Казанью. В силу государственно-идеологических установок данная тема оказалась на многие годы запрещенной для исследования и публикаций.
    Он участник многих философских и научных конференций: «Монистическая (онтологическая) традиция и современность» (Казань, 1990), «Независимые исследовательские центры гуманитарного профиля и формирование новой интеллектуальной среды» (Москва, 1991), «Феномены природы и экология человека» (Казань, 1991, 1994, 1997, 2004, 2008), «Перспективы развития современного общества» (Казань, 2000), его статьи вошли в сборники трудов этих известных теперь в мире конференций.
    Диас Валеев, являясь членом Союза писателей, не входил и не входит ни в какую общественную философскую организацию, в том числе в престижное Российское философское общество. Он считает это для себя не нужным. Многие годы он посещал различные казанские духовно-интеллектуальные клубы, принимал активное участие в их работе. Можно вспомнить клуб «Восхождение» при Доме ученых, общество «Изучения творчества Рерихов», философское собрание при музее-галерее К. Васильева.
    Случившаяся в 90-х годах повальная мода на религию не прошла мимо Диаса Валеева. Он, как истинный философ, не уклонился от нее, еще в 1960-х годах увлекся богоискательством, не презрел ее многообразные формы, а наоборот, проник в самые ее потаенные части, сам прозрел и дал читателю ценнейшие знания. Считаю, что мы становимся просветленными и просвещенными благодаря его духовным открытиям. Конечно же, необходимо различать верующего Валеева от знающего Валеева.
    В последние полтора десятилетия появились книги, в большинстве зарубежных авторов, описывающих «научное доказательство существования Бога». Возможно, у этих авторов было искреннее желание соединить науку и религию, но, к сожалению, перед взыскательным читателем оказался очередной духовный суррогат. Как поднять философский (духовный) уровень граждан, чтобы могли сами различить проходимцев, шарлатанов и защититься от них? Это отдельный большой разговор. Лишь напомню, что единственный в Татарстане философский факультет был вновь открыт в КГУ – через более столетнего «ареста» – в 2007 году.
    Приведенная в книге Диаса Валеева «Уверенность в Невидимом» краткая аннотация гласит, что автор сделал попытку основать новую универсальную общепланетарную религию и панфилософию, а также претендует на создание нового учения о человеке и Боге. Заранее не будем читателя разочаровывать или наоборот трубить хвалебные фанфары по поводу результативности данного его труда, но отметим, что волну эмоциональных и мыслительных переживаний он несомненного вызвал не только у меня. До моего слуха периодически доходили оценки, что опять Диас Валеев проявил комплекс самовозвеличивания. Даже, если и так, тем более наш герой заслуживает внимания, пристального внимания.
    Наша задача – понять философа Валеева, самобытного мыслителя во всех его духовных ипостасях.
    Если определить область научных интересов Диаса Валеева, то, пожалуй, целиком их можно обозначить проблемой человека, а более конкретнее – экологией человека. Философские вопросы экологии человека могут быть определены общим названием – социальная философия. К этому необходимо добавить литературоведение, культурологию, искусствоведение, религиоведение, драматургию, психологию.















Hosted by uCoz