Философская эссеистика Д.Н.Валеева




Философское самообразование и задача Диаса Валеева


    Философское творчество обязательно предваряется учебой, которая у каждого философа своя. Наверняка, интересно читателю знать подробности постижения Диасом Валеевым философской мудрости: когда и как он работал над собой? Что притянуло данного человека к философскому труду? Вот уникальный фрагмент письменных его размышлений, датированный 1962 – 1969 годами.
    «Мое увлечение философией началось с того, что я как-то стал читать «Философский словарь». В словарях нет ничего лишнего. Там на весу каждое слово. И различные философские направления или учения отдельных мыслителей и философов там, по существу, отлиты в лаконичные формулы. И как же шокирующее бросился мне в глаза, какое удивление вызвал разнобой в этих формулах! Никто не искал Единое в мире, все зациклились на отличиях, на отмежевании друг от друга.
    Натянутые, враждебные отношения панпсихистов и панматериалистов, панобъективистов и пансубъективистов, детерминистов и индетерминистов поражали, приводили в недоумение. Отцы различных церквей в философии не воспринимают, принципиально не «видят» друг друга. Каждое из течений не может признать права на существование других точек зрения. Наряду со своей, конечно. Это ниже их разумения. Коктейль из разных вин им не по вкусу. Они предпочитают лишь нечто химически чистое, абсолютно беспримесное. Несколько свободнее чувствуют себя и несколько неразборчивее в своих пристрастиях дуалисты, прагматисты, неореалисты, но и им чужда универсальность. Философские компромиссы, на которые они идут, мелки, ограниченны.
    Грубая базарная перебранка отцов учений меня поразила. И помню, именно над страницами «Философского словаря» ко мне пришла центральная идея моей жизни в философии и религии – мысль о Едином.
    Мне было тогда двадцать четыре года. Я был автором около десятка рассказов, нигде к тому времени не опубликованных, был наивен, чист. И философски совершенно малообразован – в пределах университетского курса философии. Горы переработанных книг ради сверки своих идей были еще впереди.
    Это тоже очень интересно – почему ум сразу же нашел себя в мысли о Едином, в мечте о некоем универсальном Слове, обнимающем собой все и вся? Эта идея была для меня, наверное, врожденной.
    Уже априори я видел мир многообразным, многоречивым, многосоставным, но единым. Я видел его то плотски пластичным, вещным, то неуловимым для определения, туманным, абстрактным. Сразу же, с первой моей мысли о нем, мир предстал как нерасторжимое единство материального и духовного, как родство субъективного и объективного, как взаимозависимость конечного и бесконечного, физического и трансфизического. Почему?
    Да, чего я хочу в конечном счете, что означает эта моя великая всеядность? Гильотинировать ограниченность воззрений? Казнить на эшафоте разума мелочную однобокую, плоскую, как доска, одномерную мысль?
    Хватит делать из природы свое узкое подобие. Природа безмерна, и также безмерно должно быть человеческое «я».
    Мир – разноликий, разнообразный, разномастный, но единый, дробится нами на части, расщепляется, ограничивается в своих универсальных характеристиках …
    Повсюду на земле знания видны границы, отбрасывающие это знание к самому себе, замыкающие его. И земля знания становится похожа на застенок, на тюрьму, в камерах которой заточен человеческий дух, осужденный на одиночество. Разве я сам не осужден на это одиночество и молчание? Сколько еще лет и десятилетий у меня будут запечатаны уста? Или мой срок бессрочен, так сказать, трансфинитен? И тот полузвериный рык, те крики и бесноватые вопли, которые доносятся порой из-за тюремной ограды – вопли страстотерпцев, безумствующих пророков, отстаивающих свою правду, но не слышимых никем, даже соседями по камерам. Среди этих воплей слышен и мой голос.
    Чего же хочу я, человек прохожий, в этом мире?
    Довольно границ. Вместо железобетонных надолбов и пограничных столбов – легкий диалектический пунктир. Диалектическая кладка легче выдержит напор времени. Она изменчива, неопределенна, гибка.
    Надо выпустить сумасшедших пророков на волю, дать им право на слово. Быть может, именно в их воплях содержится зерно истины о мироздании, о природе, об Абсолюте ?.. »
    Итак, грандиозная задача сформулирована Диасом Валеевым довольно определенно: найти реальных пророков, дать им слово, записать истины, осмыслить, опубликовать для других …
    Почитаем, поразмышляем вместе с ним.















Hosted by uCoz