К анализу творчества Диаса Валеева.




Фан Валишин

Казань

ХУДОЖНИК,
КОТОРОГО ПРЕДСТОИТ ЕЩЕ УЗНАВАТЬ...


                  "Мы превратили бы Казань в Мекку".
                          Д.Валеев
I.

    Вышел в свет новый роман Диаса Валеева "Я". Это первый случай в мировой литературе, когда за проблему человека в чистом виде берется не философия, а литература. Сам Диас Валеев устами своего героя так и представляет: "Роман явится диагнозом, отвечающим на вопрос, что такое человек?".
    Действительно, в образе Бахметьева показан воин Света, не допускающий подмены Творца в себе самом. В этом и только в этом и состоит независимость человека как существа одновременно и космического, и земного, и наша страна обретет свою мощь тогда и только тогда, когда каждый такой человек может заявить: Я — Россия. Это особенно важно для Татарстана, поскольку именно он является очагом индуцирования федерализма в России. Казалось бы, в простых ситуациях исследователи часто попадают в плен господствующей на Земле методологии, в рамках которой земляне, кстати, многого достигли. И многие готовы пуститься в любую демагогию для "обоснования" необходимости находиться и впредь в цепях старых воззрений. Но в то же время Земля неисчерпаема на человеческие подвиги во имя прорыва этих цепей — и мало кто видит значение Казани в такой устремленности Земли. Хотя все знают, что Казань означает "Котел" ("Казан"), но только после научного подвига Н.Лобачевского наш город обрел самого себя в соответствии со своим именем — Казан как место встречи миров. Но для того, чтобы быть на высоте исторической задачи, надо прорывать цепи господствующей на Земле стратегии, т.е. продолжить дело, начатое Н.Лобачевским.
    На такую высоту поднимает литературу своим творчеством писатель, мыслитель, философ, создатель религиозных систем Диас Валеев. Многие недоразумения, возникающие в связи с пониманием его жизнетворчества, обусловлены именно тем, что эта высота оказывается для людей за облаками ими же самими созданным скопищем мнений, т.е. за облаками публицистики, несущей печать всего вторичного. Им не терпится превратить творчество писателя в такого же рода явление себе подобных. Между тем можно говорить о Диасе Валееве во всей простоте той правды, какую он несет людям. Читая его книги, понимаешь, что ему открылась некая Тайна, соизмеримая с Тайной истоков геометрии Лобачевского, и она неодолимо влечет писателя, оставаясь, тем не менее, Тайной. На этом пути перед ним встает проблема — создать адекватное этой тайне формообразование литературы. И это Д.Валееву, мне кажется, удалось: литература у него выступает как особая сфера, не сводимая ни к разновидности искусства, ни к идеологии, ни к философии — литература в его творчестве есть не что иное, как собственная форма неразрывности философии и искусства. Примеры такого воплощения литературы представлены в истории произведениями таких, например, творцов, как Гомер или Платон, а в XX веке творчеством М.Пришвина, Н. и Е.Рерихов.
    Можно выделить некоторые особенности этой традиции.
    Здесь происходит встреча не различных мнений тех или иных литературных персонажей, где само это поле мнений создает атмосферу для совершенствования или деградации персонажей, а встреча самих живых персонажей. Тут важны не диалог, не разноголосица, а сам факт встречи, где, говоря словами Д.Валеева, происходит процедура последнего и крайнего испытания человеческого "я" на прочность, на разрыв. Человек "выходит" из произведения таким же, каким он "вошел" в него, но выходит или победителем, или испытавшим полноту поражения.
    Перед лицом такой встречи Диас Валеев свою задачу видит в том, чтобы не потрафлять вкусам обывателя, живущего в человеке, а пойти навстречу человеку, живущему в обывателе, помочь ему познакомиться с самим собой. Такой подход к проблеме положительного героя требует от литератора неразрывности метода и стиля.
    Обычно пробуждение неординарного литератора, так или иначе, происходит в тех или иных философских школах, где в качестве учителя выступают народ, природа, а потом он сам создает Учение, как это и произошло в случае с Валеевым. Причем самое ценное у него в этом смысле оформлено в виде пятидесяти параграфов в книге "Третий человек, или Небожитель", а самое таинственное заключено в том, что его учение действительно не имеет аналогов ни в философии, ни в религии и приводит многих в шоковое состояние.
    Вот послушайте самого писателя, я цитирую его по этой книге:
    "Что если вместить в единый сюжет бытия мирового человека сотни и тысячи мелких и частных сюжетов? Спрессовать в одной форме, являющей собой некую соборную универсальную книгу, всю Вселенную, весь бесконечный, грандиозный мир, земной и неземной?" Или: "Что такое истинный художник, как не представитель совести не только настоящего, но и будущего, как не всечеловеческий порученец и не посланник Бога? Он и вроде юродивого, которому в былые-то времена лишь одному дозволялось говорить слова правды в лицо кому бы то ни было... Вот и художник — посланник и вестник высших сил, в своем идеале пророк, пришедший к людям из будущего, — должен молиться за царей, за народ, за землю. Завершая размышления, я снова выхожу на абсолютное право художника на творчество, не укрощенное ничем, кроме красоты".
    А вот еще: "Собственно, бесконечными и до конца не проясненными в своей сути являются основные объекты наблюдения, главные персонажи книги: человек и Бог... Я пытаюсь прописать сюжет их бытия не в бытовом преходящем интерьере, увидеть их жизнь не в случайно-локальной ситуации, а в глобальном времени и на просторах глобального пространства. Кто-то пишет повесть или роман о конкретном Иване Ивановиче, живущем в конкретном времени, в конкретных условиях. Я и сам нередко пишу вещи такого характера. Но, находя опору творчеству в преходящих подробностях жизни, душа творца жаждет и чего-то иного, жаждет, быть может, и еще совсем другого — "фантастического романа" о мировом человеке, имеющем тысячу имен, тысячу обликов..., живущем на земле вчера, завтра, сегодня, послезавтра".
    Можно от себя еще добавить, "фантастический роман" Валеева о мировом человеке одновременно есть запрос литератора к самой узловой насущной проблеме: как жить миру? Как ему подниматься?
    Как предупреждал нас М.Пришвин, для того, чтоб река вечной жизни не ушла к себе, надо дорожить Учителями и различать их согласно их заветам. Мы — только один план, а во Вселенной их бесконечно много. И эти планы иногда становятся для людей реальностью. Так давайте идти за теми, кто приближает нам новые горизонты ценою своей жизни. Это о таких людях сказано: кто избрал судьбою творить новое, великое, тот заодно обращает в развалины часть собственной жизни. И чем он добросовестней, тем глубже разрез, которым он рассекает мироздание, происходит по его собственному сердцу...
    Именно в силу опыта представителей Космоса, рожденных на Земле, всегда есть возможность землянам выдержать испытания и войти в единый ритм Космоса. Казань является одним из центров в осуществлении такой возможности.
    "Хранимое судьбой, медленно возвышается оно (Отечество) в своем величии и достигает высоты, на которую еще не восходило ни одно племя человеческое на земле... Счастливейшие дни России еще впереди" (Н.Лобачевский). Такова мудрость, исходящая от встречи миров. Она настраивает нас на светлые цели и задачи.
    Рядом с нами живет и работает еще неизвестный нам до конца мыслитель и художник. Пора бы уже нам присмотреться к нему всерьез. Мы станем внутренне богаче. И появится у нас еще одна фундаментальная точка опоры.

«Научный Татарстан»,
№4, 1999

II.

                  «Поэзия есть Бог в святых мечтах Земли».
                          В. Жуковский.

                  «...если исчезнет он и будет изъят из сокровищницы мира,
                  не останется в ней ничего, вложенного в нее Богом,
                  а произойдут в ней отклонения и коллизии...»
                          Ибн Дроби.

    «Звезда Поволжья» уже оповестила своих читателей о выходе в свет философско- религиозного двухтомника Диаса Валеева «Уверенность в Невидимом». Но сам по себе выход того или иного произведения, так же как сам факт рождения того или иного Творца, есть только необходимое условие включенности в естественноисторический процесс. В случае самого Творца все зависит, прежде всего, от него самого, от того, выдерживает он на Земле Испытание или не выдерживает — если он выдерживает, то в нем пробуждается Зерно-Дух и ему становится очевидным, кто он есть. Далее, он на Почве Современности взращивает тот Росток, то Деревце, какое может вырастить он и только он. Если на этапе Испытания все зависит только от самого конкретного человека — как известно, Природа каждому дает лишь такие Испытания, какие он в состоянии выдерживать, — то уже на этапе взращивания появляются искусственные трудности, создаваемые теми, кто не выдержал Испытания, не дошел до своего Зерна, а норовит присосаться к чужим росткам или и вовсе их вырвать. Все это с лихвой проходил Диас Валеев, и он об этом пишет в своей книге — его мужество состоит, прежде всего, в том, что он в условиях постоянной травли, провокаций спецслужб и их агентов влияния сумел довести до конца главное дело своей жизни. Безусловно, пройти по этому пути до конца можно было только с такой верной спутницей, как известный искусствовед Дина Каримовна Валеева, ей и посвящен главный труд Диаса Назиховича.
    Надо сказать, что партократы и хозяйственники здесь оказались более на высоте, чем спецслужбы. Пользуясь случаем, должен сказать о том, что эти политики, как их называет Диас Валеев, способствовавшие изданию, войдут в Историю только потому, что их в своей книге отметил Творец — а во всем остальном они бесследно исчезнут со всей макулатурой о себе, написанной всякого рода подхалимами, ибо они не создали ничего Исходного, а только приспосабливались, способствуя размножению всего Вторичного, всего Преходящего. Все бы ничего, без Преходящего Истории тоже не бывает — такова Реальность. Все было бы по Естеству, если бы эти люди, в частности эти политики, различали, кто есть кто, и не норовили лишить Творцов требуемого для них Жития, если бы они не пытались подчинить их иерархии мира Раба-Господина, если бы активность этих людей не работала на подмену всего на Вторичное, на навязывание всем законов Преходящего, идеологии Приспособленца. Этим самым эти люди, в частности эти политики, обрекают своих детей, внуков, свою нацию на трагизм Конца, лишают историю своей Исходной Традиции, а значит, и продолжения Жизни.
    Спасение человечества от трагизма начинается с понимания того, что без Исходного нет Обновления. Отсюда строгое требование Естества: дорожить всеми теми, кто является носителем Исходного в каждой сфере — они и составляют мировое достояние, а те Правители, которые этого не понимают, лишь позорят нацию.
    Диас Валеев представляет собой одного из немногих россиян-татар, кто является мировым достоянием — так надо подходить к нему самому и к его Посланию «Уверенность в Невидимом». Диас Назихович создал такой жанр повествования, который выходит за пределы классической литературы и составляет новое формообразование, продолжающее уже другую традицию, а именно традицию нарратива, традицию Послания, которая, собственно, и есть Религия.
    В конце октября 2002 года в Санкт-Петербурге проходил мощный Международный конгресс «Взаимодействия науки, философии и религии: история и современность». Он был организован Международным фондом изучения проблем науки и богословия им.П.А. Флоренского, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом, Санкт-Петербургской духовной академией и Санкт-Петербургской академией истории науки и техники. Заключительное пленарное заседание проводилось в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. Там выступил известный исследователь из Голландии Я.Феннема с докладом «Поиски порядка в мире традиции нарратива». Состоялось бурное обсуждение. От имени Казани я ему подарил новейший двухтомник Диаса Валеева. Он тут же просмотрел (знает русский язык) и был очень воодушевлен тем, что книга создана в духе его понимания религии. Доктор Феннема изъявил желание познакомиться с автором лично. Речь идет о переводе книги Диаса Валеева на английский язык. Вот ведь какая реакция с ходу. А я вспоминаю 1998 год - я со своей статьей «Лобачевский в литературе», посвященной 60-летию Диаса Валеева, обежал редакции всех казанских газет и журналов, и ни один из них не взял мои размышления для публикации, хотя все хвалили статью и говорили, что Диас Валеев действительно мощный писатель. На высоте ситуации оказалась лишь Академия наук Татарстана — статья была опубликована в журнале «Научный Татарстан».
    Почему многие люди вносят экологическое загрязнение во встречах с Исходным Творцом и с его произведениями? И тем самым лишают себя, страну, цивилизацию Горизонта, а значит, и возможности Подъема... Остановимся здесь немного поподробнее. Я уже много раз писал о необходимости различения Исходного и Вторичного. Исходное там, где Обновление. Вторичное там, где удержание достигнутого, совершенствование внутри достигнутого. Прогресс, совершенствование сами по себе не в состоянии выводить нас за рамки принципиально достигнутого состояния. В рамках Вторичного во всех сферах присутствуют три уровня:
    1. Клубный уровень — например, верующие прихожане той или иной религии, а также сект, школьные учителя — в науке; политические клубы — в политике; претензия «каждый есть философ» — в философии.
    2. Вузовский и академический уровень — это кандидаты, доктора, академики; академические журналы; аспирантура, докторантура; вузы; НИИ... В политике — обычные партии, особенно рафинированно представленные на Западе.
    3. Мировой уровень — направления, течения, школы, вошедшие в мировую историю, и, соответственно, здесь все персоналии известны, например, в философии — Гераклит, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Бердяев, Н.Федоров, Хайдеггер, Вернадский... Можно сосчитать 300 - 500 философов за всю обозримую историю; в математике, скажем, Евклид, Гильберт, Брауэр, Чебышев, Ляпунов, Б.Чендов... В политике — такие направления, как, например, либерализм и фундаментализм, из персоналий наиболее характерными представителями третьего уровня в политике являются И.Сталин, М.Ганди.
    Что же касается Исходного, то здесь нет уровней. В качестве примеров Исходных Творцов можно привести, скажем, в философии — Лао Цзы, Пифагор, Ибн Араби; в математике — Н.И.Лобачевский, тот же Пифагор; в религии — все Учителя-Пророки, создатели мировых религий; в литературе — А. Пушкин, М.Лермонтов, А.Блок, С.Есенин, М.Пришвин; в политике характерными исходными творцами являются В.И.Ленин, пророк Мухаммед, Чингисхан.
    Мегачеловек Диаса Валеева может быть на каждом уровне — просто это тот, кто живет согласно своей Природной Единице, живет по Естеству, без претензии на то, что он не есть. Экологическое же загрязнение в основном создают деятели I и II уровней; они, не зная своего места, не различая, кто есть кто, все срезают под свой уровень, и жизнь в стране, на Земле строят в соответствии с этим уровнем. В качестве экспертов, советников, редакторов и т.п. приглашаются только люди из этого уровня. Правда, масоны собирают и держат знания из всех уровней и пользуются ими (как в свое время жрецы), пытаются управлять миром. Но это только знания. В лучшем случае они годятся, образно говоря, лишь для клонирования, но не для обновления. Деятельность Бориса Березовского это наглядно демонстрирует... Я не говорю, что Б.Березовский обязательно состоит в масонских организациях, но стиль у него такой же, как у спецслужб, и не следует ждать от феномена БАБ ничего животворящего. Для Обновления требуется живой Исходный Творец, носитель Духа, а не только знаний; для обновления требуется не продолжение Траектории, а продолжение Ритма. Уничтожение Творца есть уничтожение Ритма, и нет на Земле более омертвляющего Преступления, чем то, которое совершает мир Раба-Господина, убивая Творца, предварительно получив от него некоторые знания... Но Ритм только у Творца, а Траектория без Ритма и есть Тень. И то, что мир Раба-Господина получает от Творца, они могут использовать только для продления своего существования, то есть для оттягивания своего Абсолютного Конца. Не террористы, а именно мир Раба-Господина является источником уничтожения всего Живого на Земле. Терроризм же есть одно из порождений теневой реальности и одновременно сигнал о глобальной опасности всему Живому, исходящей от мира Раба-Господина, от теневой реальности. В контексте этой статьи для читателя «Звезды Поволжья» полезно будет провести сравнение между Творцом Исходным Диасом Валеевым и Претензией из I уровня Айратом Шариповым как говорится, есть разница.
    Молодой татарский олигарх считает, что достаточно иметь противоестественную способность к Спекуляции и заиметь неправедные деньги, и он может уже уверить себя в том, что такая Игра может порождать в нем и «Человека-Бога». Его субъективность есть сама теневая реальность, и он только ее и видит и принимает за реальность: «реальность есть песок, текущий сквозь пальцы разума». Для теневой реальности исходное всегда есть Цель — такова природа Тени. Теневая реальность есть не что иное, как существование приспособленца и, соответственно, такова и цель — превращение всего мира в теневую реальность, превращение теневой реальности в Бога. Они хотят от имени Бога получить оправдание тому, что они сотворили в нашей стране. Вот он и вопрошает: «Не стоит ли разрешить это людям?» Своей изощренностью он более совершенен, чем Борис Березовский.
    Так что Послание от Учителя-Пророка Диаса Валеева появилось очень вовремя — в традиции нарратива Религия есть, прежде всего, особое формообразование Литературы. Литературы без Поэзии не бывает, и Религия от Диаса Валеева — это, прежде всего, Поэзия его Литературы, Поэзия его Послания. А Россия такая страна, где Исходная Мировая Традиция воспринимается, прежде всего, через Литературу. И Россия поднимется только тогда, когда она начнет реализовывать свое стратегическое преимущество, преимущество своей Мощи, вызванное тем, что Россия является единственной страной в современном мире, где находятся Центры всех трех родов, то есть Центры, создаваемые, соответственно, Учителями-Пророками, Учителями-Махатмами и Учителями-Онтологами. Всякие же попытки решить экономические проблемы исходя только из самой экономики в России никогда не получались и не получатся. Надо сначала запустить Российскую Мощь — тогда все оживится и заработает, в том числе и экономика.

«Звезда Поволжья»,
28.10.2002

III.


                  "…то, что мы воспринимаем в пространстве-времени,
                  ещё не есть истинная картина".
                          Луи де Бройль

    Масштаб творчества и жизни Диаса Валеева выходит за пределы темы "Художник и Власть" и требует включения других измерений исторической реальности. Обыватель, и в том числе и Власть, всегда раздражены тем, что на Земле среди людей есть такие, кто не умещается в рамки их восприятия мира — в этих пределах они давно уже выстроили иерархию и толпятся попасть в её лестницы, а Диас Валеев своим присутствием в земном мире вносит такое возмущение, что обитатели этой иерархии чувствуют опасность для её стабильности. Ради сохранения этой стабильности они всегда готовы на любые шаги (и это они называют политикой), вплоть до сдачи всего того, на чем держится Отечество и Родина — это и произошло на наших глазах: обыватель (включая и Власть) разрушил советскую цивилизацию, ради защиты которой почти в каждой семье один или несколько человек отдали свою жизнь в схватке с нашествием глобализма от Третьего Рейха. А теперь с разрушением советской цивилизации случилось то, чего добивается глобализм, пусть уже не от Третьего Рейха, а глобализм от западной цивилизации — суть глобализма всегда одна и та же: разрушение Природной Единицы (конкретный человек, этнос, страна, цивилизация, планета).
    Россия лишилась своего цивилизационного формообразования, а вместе с этим и своих возможностей: в российских пространствах разрушается Образование, а значит и теряется Отечество; навязывается чужеродная система, а значит и теряется Родина. А если нет Родины, нет и суверенитета, а политика так называемой "суверенной демократии" только обнажает работу элиты в интересах глобализма.
    Таким образом, Россия с потерей своего цивилизационного лица теряет и свою Традицию. А между тем спасение российской цивилизации и состоит в продолжении российской традиции. Это является узловой проблемой в судьбе России, а значит и в судьбе всего мира, ибо Россия, спасая себя, спасет и всю земную цивилизацию — такова таинственная черта российской традиции, и её природа так и остается тайной.
    Российская литература и несет тайну российской традиции, хотя сам феномен Литературы не в состоянии её раскрыть, но в российской истории был период, когда именно благодаря феномену русской литературы российская империя стала цивилизацией. Так вот особенность творчества Диаса Валеева заключается, прежде всего, в том, что он берет, так сказать, быка за рога, пытаясь вернуть Литературе былую нагрузку, ответственность за продолжение российской традиции, более того, он пытается делать то, что вне пределов возможности самой существующей литературы, берется за раскрытие самой этой Тайны… На этом пути он, фактически, создает новый жанр в Литературе, выводя её к таким же рубежам, к каким выдвигал Геометрию Лобачевский.
    Во всей полноте своего творчества и жизни Диас Валеев мало кому доступен. Но есть некоторые характерные замеры, по которым можно обнаружить эту полноту масштаба Творца. Это, прежде всего плотный вибрирующий стиль изложения, что характерно для Исходных Творцов и в других сферах: Лобачевского в Геометрии, Четаева в Физике, Ленина в Политике, Лао Цзы в Философии, Мухаммеда в Религии… При этом в таком его стиле сказывается и то, что хотя он пишет на русском языке, но участвует в этом татарский дух и увлекает его не столько язык, сколько дух— отсюда же и его запредельная попытка, о которой сказано выше.
    Следующая характерная онтологическая черта Диаса Валеева - это его высокая разрешающая способность в различении того, кто есть кто: именно исключительно Диасу Валееву мир обязан тем, что он узнал о таком тончайшем казанском лирике как Юрий Макаров.
    Но, к сожалению, элита вместо того, чтобы дать зеленый свет Творцу, обычно все для него закрывает — срабатывает "комплекс академика Остроградского": как известно, он от имени Имперской Академии дал уничижительную рецензию на геометрию Лобачевского, усилив пренебрежительное отношение к его изысканиям и далее к их замалчиванию в России. Это случилось потому, что Остроградский не был свободен от состояния Раба-Господина в себе самом и как следствие этого, ему было неведомо, что в Математике, в частности в Геометрии, есть структуры, недоступные не только для его восприятия, но и для восприятия всей мировой математики, находящейся в состоянии кризиса своих оснований, и что могут появиться Творцы, которые делают эти структуры прозрачными для Математики, и что для того, чтобы их освоить, надо подходить к этим Исходным Творцам, как Ученик к Учителю.
    Если бы Шаймиев и Элита не впадали в "комплекс академика Остроградского", а обладали бы той разрешающей способностью, какой обладает Диас Валеев, то возможности татар, Татарстана и всей России были бы запущены во всей полноте и тогда лозунг «мы можем» не выглядел бы столь демагогичным...
    В момент своей Встречи с Диасом Валеевом в 1988 году я работал дворником и в таком качестве продолжал отбывать домашнюю ссылку, начавшуюся с 1976 года — и он был первым человеком из другой сферы, кто увидел Фана Валишина как Фана Валишина (в физико-математических кругах КАИ и КГУ я уже давно был известен в качестве философа-методолога), и неслучайно именно Майю Валееву, свою дочь, послал он для встречи со мной с задачей подготовки очерка. После появления на свет этого очерка в ноябрьском номере за 1990 год закончилась моя домашняя ссылка, более того, на базе стратегии динамизма в КАИ сформировалась Межвузовская исследовательская группа "Проблема Динамизма", и она в таком качестве просуществовала вплоть до гибели советской цивилизации. Я вспоминаю об этом ещё и потому, чтобы сказать о том, что комплекс Раба-Господина российской элиты и соответственно низкая её разрешающая способность сдерживает возможности спасения России — трагизм страны будет продолжаться до тех пор, пока элита не начнет серьезно учиться у своей собственной Традиции, а это предполагает выход элиты к носителям Традиции, к таким Исходным Творцам как Диас Валеев. Следует дорожить ими и их творческим наследием как национальным и мировым достоянием.

«Звезда Поволжья»,
26.06.2008
























Hosted by uCoz