К анализу творчества Диаса Валеева.




Фаузия Хайретдин

Арск

ПОСЛУШАЕМ ФИЛОСОФА


    Я вспоминаю, было начало 90-х годов XX столетия, по радио Татарстана, а нередко и Москвы, в то время часто выступал писатель Диас Валеев. Выступления его, философски глубокие, дававшие объективную оценку происходящим событиям, неизменно приковывали к себе внимание. Происходившие в ту пору, будоражившие душу перемены разворошили жизнь, общество уподобилось растревоженному муравейнику, услышанные в то время яркие речи этого человека заставляли меня останавливаться и прислушиваться к его словам. Однако, он и сам позднее в поднятых бурных волнах как бы "затерялся", в памяти осталось лишь ощущение, что есть такой писатель, что я горжусь им и для меня ново его деление людей на микро-макро и мега...
    Естественно, я обратилась к его книгам, прежде всего, не отрываясь, прочитала "Истину одного человека, или Путь к Сверхбогу".
    С самого детства, наверное, с молоком матери я впитала в себя мысль, что я мусульманка, и всегда жила в исламе, поэтому я была далека от тех, кто мог хоть слово сказать против ислама. Книга "Путь к Сверхбогу" Валеева меня напугала. Хотя одновременно, наряду с испугом, резко возрос и мой интерес к писателю, так же с громадным увлечением я прочла его небольшой роман "Астральная любовь" в книге "Я". В этом вероятно во многом автобиографическом романе автор предстал также совершенно необычным художником. Его книгу "В омуте бесовства и смуты", цикле эссе на политические темы, я уже заучивала, как заучивают урок в школе.
    Я тоже в определенной мере сделала когда-то вклад в повышение статуса национальной духовной культуры, и, хотя не входила ни в какие партии, однако принимала участие в национальном движении Татарского общественного центра, слушала речи умных людей на Курултае, писала статьи в газеты, но во всей этой моей деятельности мне не хватало философского осмысления происходящего: я не понимала, почему мы отступили, потерпели поражение и будет ли этому конец? Каким образом наша страна Россия пала так низко, как ни одно государство в мире? И можно ли спасти нашу Отчизну?
    На большинство этих вопросов я находила ответы у Диаса Валеева. Он помог мне оформить, окристаллизовать мои взгляды на мир, на происходящие события. Очевидно, нам нужно было действовать как-то иначе, помнить о полученных ранее уроках. И, естественно, нам следует основательно знакомиться с творчеством таких мыслителей, как Диас Валеев, и других, подобных ему, всемерно расширяя свой кругозор. Тщательно изучать их произведения, если даже не со всеми их идеями и взглядами мы согласны.
    Мы, люди, в течение своей жизни, оглядываясь на пройденное, часто любим вопрошать: счастливы мы или нет? Однажды мы оказались с Д.Валеевым в одной деревенской лечебнице (писатель специально приехал туда к знакомому доктору поправить здоровье), и ответ его на этот вопрос был таков: "Если задать этот вопрос женщине, она на первое место поставит семью, в ней она видит счастье. А для мужчин, в частности, для меня, главное — в каких отношениях ты находишься с окружающим миром? Очень редко, только когда в себе чувствуешь небывалую силу, непреодолимое желание писать, я могу ощущать себя счастливым. Когда страна твоя разорена, а люди теряют свою родину, почву под ногами, превращаясь чуть ли не в животных, — какое может быть счастье? Писательская обязанность — запечатлеть на бумаге мир, что окружает тебя, но о чем писать, для кого? Все исчезает. Государства нет, читателя нет, народа нет, тем не менее, начинается новый день, и его надо прожить достойно, в течение дня сделать что-то достойное, возможно, счастье это – желание жить».
    Наверное, писатель потому не может примириться с темными силами, с черной действительностью, что в нем горит неугасимый огонь деятельной любви. И из его книг, и из короткого общения с ним, у меня создалось представление, что он всю жизнь ощущает свое непреодолимое одиночество, окружающий его мир словно постоянно выдавливает его из себя. В советские времена Д.Валеева обвиняли в антисоветизме, топтали за то, что, будучи татарином, он писал свои произведения на русском языке, в несоветское время — то же самое: порочат в антилиберализме, без причины обвиняют в манкуртизме.
    Между тем во времена, когда все другие еще трусливо молчали, Д.Валеев первым в республике и в стране поднял на страницах центральной и республиканской печати национальный вопрос, будущие политологи еще ходили пешком под стол, когда писатель на страницах "Литературной газеты" громогласно заявил, что будущее страны он видит в сильном, справедливом и абсолютно равноправном союзе всех республик, как союзных, так и автономных. ТОЦа тогда еще не существовало, и его будущие лидеры еще читали студентам стандартные лекции по истории КПСС.
    В 70-е годы и в начале 80-х XX столетия пьесы Диаса Валеева с большим успехом шли по всей огромной стране, однако после этого его грубо вытолкнули из татарской литературы, а в русскую литературу не пустили; причина: татарин русского письма.
    И правильно еще в 80-х годах отмечал писатель: в нашем обществе многие нации больны, а межнациональные отношения нездоровы, и он, пожалуй, одним из первых стремился понять причины этого этнического нездоровья. Его возмущали фразы, которые он вычитывал у некоторых известных русских авторов, например: "А вон по тому шляху шли поганые татары" или "Наконец-то было покончено с разбойничьим гнездом на Волге" — и он открыто, как всегда в одиночку, бросался в схватку; никаких авторитетов для него не существовало.
    Еще в 80-х годах он указывал на "непонятную роль центра, странные действия руководства страны", уничтожающие в сознании людей понятие Родины. О том, что народы скоро вынуждены будут бежать из родных земель, их вынудят покинуть те места, где они родились, жили. О том, что вместо демократии в стране устанавливается режим власти и жизни, несущий людям трагедию, Говорил о бессилии, бездеятельности и равнодушии интеллигенции к судьбам страны, и о том, что большинство национальной интеллигенции — из деревень, и их руки гребут все к себе. По мнению Диаса Валеева, публично высказанному им еще в 80-х годах, в социалистических структурах необходимо дать место буржуазным элементам, взяв их, однако, под крепкий государственный контроль. Буржуазная струя в этом случае могла бы работать на нужды социализма, по этому пути, как известно, пошел в последние полтора десятилетия социалистический Китай.
    Книга "В омуте бесовства и смуты" писалась и печаталась в виде отдельных газетных и журнальных статей в конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия. Сегодня мы видим, как сбылись и сбываются предсказания писателя. Книги этого художника слова и мыслителя — книги пророчеств.
    В моей душе татарский писатель Диас Валеев постоянно присутствует и живет как умный и интересный человек. Его мысли и созданные им образы всегда заставляют человека думать, обогащают душу. Писателя надо читать и внимательно изучать.


Для газеты "Шахри Казан",
14.02.2002
























Hosted by uCoz