К анализу творчества Диаса Валеева.




Иван Волокитин

Казань

ДЕТЕКТИВ С РЕАЛЬНЫМИ ИМЕНАМИ


    Недели две назад мне позвонил приятель: "У Диаса Валеева вышла в свет новая книга "Изгой, или Очередь на Голгофу", — сказал он. — Почитай для интереса: в ней ты встретишь немало наших общих знакомых."
    Я давно уже воздерживаюсь от покупок книг по вполне понятным причинам, однако эту решил приобрести в надежде развлечь себя разгадыванием, кто из знакомых мне людей является прототипом того или иного персонажа. Каково же было мое удивление, когда, раскрыв книгу, я увидел подлинные имена реальных, ныне здравствующих людей.
    "Изгой, или Очередь на Голгофу" — по существу, исторический роман. Автор его, как историк, не сочиняет, а констатирует. Он ведет повествование языком документов. И от этого описываемые в нем события приобретают особую силу эмоционального воздействия. Ведь все они происходят в нашей с вами реальной жизни, хотя порой кажутся взятыми из жестокого детективного романа. Идет травля человека, посмевшего не только иметь, но и отстаивать собственное мнение. В данном случае — травля известного татарского писателя Д.Валеева, написавшего пьесу о Мусе Джалиле "День Икс" и посмевшего при этом, отступив от шаблона, по-своему объяснить трагедию моабитских узников, и талантливого режиссера Н.Басина, решившего поставить ее на сцене Большого драматического театра им.Качалова.
    Роман начинается почти что весело. Идет премьера пьесы "День Икс". В антракте автор обращается к инструктору обкома КПСС РафаэлюНасыбуллину и директору театра ГеоргиюЕгорову:
    — Почему в зале так много детей?
    — А что? Нормальная публика, — бодро отвечает Насыбуллин.
    — А почему та девочка так дико смотрит? – спрашивает Басин у директора.
    Ответ дает оказавшаяся поблизости учительница:
    — Да вы не волнуйтесь! Наши дети ведут себя гораздо лучше, чем нормальные.
    Дочь художника Гельмса Рената Эрнестовна трясет за воротник директора театра Егорова:
    — Георгий Ефимович, почему вы продали первый премьерный спектакль детям-дебилам?!
    Однако через несколько страниц ситуация уже далеко не юмористическая. Летним днем Диас Валеев сидит на скамеечке в Ленинском саду. Светит солнышко, чирикают воробьи. Писатель наслаждается жизнью и не подозревает, что через несколько минут его лоб покроется холодной испариной, и ему вдруг отяжелевшими руками придется засовывать под язык таблетку валидола, потому что к нему подсядет детина, которого иначе как потенциального убийцу нельзя воспринимать.
    — Живой пока? — спрашивает писателя детина. — А знаешь, я мечтаю поскорее увидеть твою могилу...
    — Кто вы такой? От чьего имени вы говорите?
    — От имени татарского народа! - нагло отвечает тот...
    ...Оторваться от книги уже невозможно. Летят страницы. Одно событие стремительно сменяется другим, развертывая мрачную картину охоты на художника. Вот Диас Валеев — еще начинающий писатель — сидит в одном из кабинетов Комитета госбезопасности и дает показания касательно своего творчества. А вот он, уже известный драматург, выслушивает исповедь своего приятеля. Тот признается, что является осведомителем КГБ и вынужден докладывать кому следует о его умонастроении. Потом в доносительстве ему признается другой приятель, третий... Но, оказывается, "забота" КГБ о писателе этим не ограничивается. Однажды Валеев узнает, что прослушивается его квартирный телефон. Холодная ярость овладевает им, когда случайно встреченный школьный товарищ, ремонтирующий радиоаппаратуру спецорганизаций, передает ему содержание его домашнего разговора с женой. Прослушивается не только телефон, но и вся квартира.
    В романе множество действующих лиц. И, несмотря на то, что автор не пытается рассказать о них больше, чем это известно из фактов, каждый персонаж неповторим в своей индивидуальности. Одна из главных фигур романа, несомненно, бывший секретарь ОК КПСС (ныне ректор Академии искусств и культуры) Раис Беляев. По существу, трагичен образ этого человека, увязшего в паутине иллюзий собственного всемогущества. Наделенный от природы умом и незаурядными актерскими способностями, он не в силах в истории с Диасом Валеевым "загнать шар в лузу", т.е. навязать художнику свою волю, а точнее, ту волю, исполнителем которой он, сам не подозревая того, является. И финал, к которому приходит этот энергичный человек, печален: его с позором изгоняют из обкома партии.
    Вереницей проходят через весь роман люди, "толпой стоящие у трона", предупреждающие малейшее желание своего кумира. Они и не догадываются, что, по большому счету, рубят сук, на котором водружен трон их божка. В первых рядах, естественно, собратья Валеева по перу — маститые татарские писатели Ренат Харис, Туфан Миннуллин, Рафаэль Мустафин и другие. Они, не жалея времени, сил и энергии ума, делают все для того, чтобы приручить своего непокорного коллегу.
    Действующих лиц множество: партийные функционеры, выполняющие свой долг, сотрудники спецслужб, стоящие на страже закона и нравственности, актеры, наступившие на горло собственной песне, и просто знакомые писателя, не сумевшие перешагнуть через страх перед своим начальством. Конечно, самый яркий образ в романе — это образ его автора, писателя Диаса Валеева. Во многом это объясняется тем, что в произведении показана скрытая часть души этого героя: его мысли, чувства, ощущения — т.е. сделано то, что невозможно было сделать по отношению к другим персонажам.
    Каким же предстает автор романа перед своими читателями? Прежде всего, это человек независимых взглядов, вся жизнь которого — борьба с теми, кто преследует его за эти взгляды, и борьба за тех, кто, незаслуженно обиженный, обратился к нему за помощью. Борется писатель с упорством, достойным восхищения. Именно это упорство повергает в шок его противников.
    — Вероятно, за Валеевым кто-то стоит. Я чувствую, за его спиной определенно кто-то есть. Иначе невозможно объяснить его поведение, — публично заявляет писатель Мухамет Магдеев. И он прав. За спиной писателя действительно стоят: его жена, которая является его вторым "я". Правда, которую невозможно победить, и Бог, который "наблюдает за нами, грешными, и воздает всем сполна по нашим деяниям", но осознать присутствия которого не дано людям с зашоренными мозгами.
    А вот друзей у него, действительно, почти нет. И это обстоятельство не только констатируется его собратьями по перу, но и используется для его очернения.
    — И смотрите, у него нет друзей, — восклицает писатель Марс Шабаев. — Я вижу, как этот человек не выходит из состояния невроза. Да, возможно, он болен.
    И, конечно, ему невдомек, что отсутствие большого числа друзей может иметь смехотворную причину: за всю жизнь Д.Валеев, по его признанию, выпил лишь два стакана водки. Впрочем, для некоторых непьющий — это уже ненормальный человек. Действительно, все пьют, а он не пьет. Безобразие.
    И все же главный герой — не супермен, не рыцарь без страха и упрека, не святой, прощающий всех и вся. Он испытывает страх, когда ему угрожают расправой, гнев, когда сталкивается с трюкачеством и ложью, презрение, когда видит предательство друзей. Но все эти чувства скоротечны. И лишь одно постоянно — это состояние удивленности, которое испытывает писатель, взирая на людей, на их дела и поступки. И оно рождает мысль.
    Роман носит ярко выраженную философско-публицистическую направленность. По существу, это роман-раздумье о судьбах страны, мира, о сущности человеческой природы, о природе Добра и Зла. Резко осуждая тоталитарную сущность прежнего режима, писатель не кричит "ура" сегодняшнему дню: "И вот новая погода на дворе. Но что переменилось? В креслах и за столами президиумов все те же опостылевшие лица, лишь второпях перекрашенные. На глазах набирает мощь криминальный союз мафии и номенклатуры."
    Что же ждет нас завтра? Чтобы ответить на этот вопрос, писатель совершает экскурсы в историческое прошлое, рассматривает дела давно минувших дней сквозь призму собственной оригинальной философской концепции, в основе которой лежит борьба между собой Бога и Сатаны. Можно соглашаться или не соглашаться с выводами писателя, с его оценкой событий и исторических деятелей, с его взглядами на исторический процесс, но нельзя не признать их оригинальности и глубокой гуманности.
    Роман "Изгой, или Очередь на Голгофу" * — это крик души человека, бесконечно уставшего от борьбы и все же продолжающего сражение со злом, в какую бы тогу оно ни рядилось — в коммунистическую, националистическую или демократическую. Это призыв к нравственному совершенствованию. Думаю, что, прочитав роман, читатель согласится с этим мнением.


* В издании 2007 года автор дает роману название «Чужой, или В очереди на Голгофу» (Примеч. редактора-составителя).

«Лидер»,
24.05.1996
























Hosted by uCoz