К анализу творчества Диаса Валеева.




Равиль Исхаков

Казань

РАЗМЫШЛЕНИЯ
В ЗОНЕ НЕПРЕДВИДЕННОГО ХАОСА


    Последние книги писателя Диаса Валеева "Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу" (издательство "Тан-Заря", 1993), "Третий человек, или Небожитель" (Татарское книжное издательство, 1994), думаю, не оставят читателя равнодушным. Эмоции доходят до крайностей: новоявленный пророк нашего века — гордятся одни, ну уж нет, гневно противятся другие, — это сам демон, бес!
    Но главное то, что почитатели литературного творчества Д.Валеева, да и противники, которых, скажем прямо, немало, получили в руки произведения, которые можно и нужно объективно рассматривать, и которые будут, вероятно, рассматриваться и анализироваться не одним поколением людей.
    Наряду с такими выдающимися сподвижниками современности, как А.Солженицын, И.Шафаревич, А.Зиновьев, Диас Валеев с высоты своей космической философии словно вонзается в агонизирующее тело истории, освещая своим светом злободневную гущу событий, всестороннюю драму дня.
    Я вспоминаю, как в 1992 году в газете "Советская Татария" он регулярно выступал с привлекательно яркими эссе под рубрикой "Истина одного человека". Тогда еженедельно в течение года мы все знакомились с философскими комментариями Валеева на удивительно животрепещущие темы. У меня даже появилась устойчивая привычка ожидания новой "пищи" для размышления. Представьте себе сорок содержательных статей по злободневным вопросам, когда взвинченные читатели придираются к каждому напечатанному слову писателя, размышляющего в трагический момент развала государства, в разгар непредвиденного, небывало опустошительного хаоса. По сути это были судьбоносные статьи, в которых обоснованно высказывались пророчества большой силы, и сейчас каждый может по-своему оценить, насколько эти пророчества казанского мыслителя несли в себе истину.
    Тогда еще трудно было прогнозировать наше будущее, поскольку назревала тотальная гражданская война. И оставалась лишь одна надежда на некий Высший Разум, Высший Дух, который помог бы людям отвернуть в сторону от надвигающейся катастрофы. Ценностям этого Высшего Духа и служило слово Валеева.
    По высказыванию французского мыслителя XX века Тейяра де Шардена, человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. Действительно, загадочная природа человека не дает покоя ученым, психологам, философам, политикам, художникам и людям самых разных специальностей. Хотя в то же время каждый разумный человек почти ежедневно сознательно или бессознательно задает себе вопросы о прошлых и будущих состояниях персонифицированного "Я". И вынужден самому себе же отвечать собственным поведением в прозрачно-непрозрачном мире.
    Расшифровка феномена человека неразрывно связана с необходимостью решения ряда фундаментальных проблем: возникновения сознания, эволюции разума, соотношения жизни и смерти, наличия высшего разума. Интуитивно выявленный с незапамятных времен бесконечный спектр живых организмов, обладающих, с одной стороны, трансперсональным сознанием бесконечно малого порядка, с другой, достигающих трансперсонального разума бесконечно большого порядка, не позволяет ученым дать единственный ответ на траекторию судьбы человеческого существа.
    Одним из центральных результатов размышлений автора книг "Истина..." и "...Небожитель" над философским вопросом: "Кто есть человек, или Кто мы?" — является рождение концепции единого, но трехипостасного или трехсоставного человека (микро-, макро- и мега-человека). По-иному их можно назвать и так: нулевой человек (т.е. бесконечно малый), видимый человек и сверхчеловек (т.е. бесконечно большой).
    Как часто бывает, Диас Валеев оказался не одинок в своей идее. Казанский философ начала века Сергей Аскольдов, как отмечает сам Д.Валеев, подметил у русского человека "душу, которая представляет собой сочетание трех основных частей — начала звериного (животного — Р.И.), специфически человеческого и святого". Тут можно усмотреть традицию эзотерического учения о душе, как вечно эволюционирующей субстанции, которая последовательно проходит этапы жизни в атомах, минералах, растениях, животных, людях, богах. У С.Аскольдова душа человека содержит память о предыдущем воплощении (звериное начало) и последующем воплощении (начало святое, божественное).
    Вот и профессор И.Мочалов пишет, что Л.Н.Толстой в свое время "разделял развитие людей на три стадии: в первой центром является собственная личность человека, во второй этим центром является семья, общество, даже человечество, в третьей — бесконечность и сознание своей связи с ней. По мнению Льва Николаевича, люди, считающие себя стоящими на третьей стадии развития, ошибаются, так как они в действительности еще продолжают находиться на первой. Они, может быть, умом и постигают бесконечность мира или его первопричину и связь с ним, но это у них еще не стало чувством жизни, поэтому невозможно передать это чувство или сознание тем, у кого этого чувства нет, — умом, теоретически его не поймешь и не объяснишь. Нужно реально чувствовать свою связь с бесконечным миром и любить его... Человек переживает три фазиса, — отмечает Л.Толстой и излагает свое понимание этих фазисов, по содержанию совпадающее в основном с характеристикой трех стадий развития человека, данной им в беседе с В.Вернадским и Д.Шаховским 19 декабря 1893 года". У Диаса Валеева три человеческих начала соответствуют трем типам людей, в историческом процессе своего развития как бы передающим эстафету друг другу.
    Близка и понятна попытка мыслителя типизировать человека по структуре сознания, в полном наборе которой можно выделить такие виды самосознания, как личное, семейное, коллективное, национальное, расовое, государственное, партийное, религиозное, планетарное, космическое. Понятно, в конкретном человеке все виды самосознания взаимодействуют, переплетены причудливым образом и, в свою очередь объединяясь в человеческой природе в единое целое, вливаются в поток жизни Космоса.
    Мне нравится смелый тезис Валеева: "Я выдвигаю концепцию трех народов внутри каждой нации и, соответственно, трех культур". Воспринимать такую идею не просто, тем более, что трехкомпонентное видение структуры мира занимало умы Будды, Христа, Конфуция, Гегеля, Толстого, Рериха и других выдающихся личностей. Однако важно, чтобы такая схема всегда "срабатывала".
    На протяжении обеих книг Д.Валеев акцентирует внимание на мега-человеке, которого волнуют глобальные вопросы, крупномасштабные проблемы: как обустроить мир или наилучшим образом организовать механизм управления человеческим обществом. Но как подойти к этим задачам? В силу неупорядоченности знаний, в силу разрозненности людей, наличия амбиций каждый несет свое. Человеческому уму, как отмечают философы, по внутренней его природе присущи космическое сознание и универсальное постижение всего сущего. Но будучи засорен, индивидуальный ум порой не чувствует своей космической, всеобъемлющей формы. Отсюда все деформации. Мы видим, как конфликтуют все: политики, ученые, военные, религиозные лидеры, депутаты. Искать рецепты излечения такого аномального явления необходимо в универсальной культуре.
    Таинственный мир людей философского склада привлекателен для писателя, как отражение его внутренней стихии, а Казань славится своими мудрецами. Только путь к столпам истины и близок, и далек. Порою жизнь уникальных людей, живущих рядом с нами, так же неприметна, как наличие чистого воздуха, которым мы дышим.
    До каких пределов способен развиваться человеческий разум и соревнуется ли космический разум с интеллектуальной эволюцией человека? Это не праздный вопрос и не из области современной фантастики. Ведь существуют исследователи, которые развивают методы новых феноменальных способностей. Например, видеть невооруженным глазом через непрозрачные предметы, знать более 120-ти языков мира, применять собственный биокомпьютер для восстановления организма. Все это уже не сказка. Юношески задорная и мечтательная душа писателя восклицает: "Если мысль человека может дойти до невероятностей, до непредставимого, то неужели природа столь скудна фантазией и воображением, что не может превозмочь возможности человеческого разума? Она еще более невероятна, более неожиданна, чем даже самая сверхизощренная мысль о ней".
    Трудно рассуждать о космическом разуме, когда загадкой для нас предстает земной планетарный разум. Мы живем на прародине евро-азиатского космизма, вероятно, потому Россию вновь всколыхнула просветительская волна космического сознания. Д.Валеев как летописец описывает жизнь современных святых людей, существующих в невероятно тяжелых условиях бытия, однако не прекращающих заниматься творчеством. Причем нынешние тяготы не обошли стороной и писателя, он сам мужественно борется за элементарное выживание.
    Мир меняется, поэтому для продолжения жизни человеку необходимо не только сохранять опыт предков, дополняя его своими познаниями, но и предчувствовать грядущие события — хотя бы за мгновение, за час, месяц или год. Такая способность имеется не только у человека, но и у всей живой природы. Такую особенность известный физиолог П.Анохин назвал опережающим отражением. Кто призван заниматься проектированием человеческого будущего?
    Созданием опорной картины, концепций и программ к действию занят и Валеев. Мозаичность человеческой культуры, куда относятся и знания, отсутствие единого опыта порождают бурление страстей и эмоций. Не каждый изучал теории развития больших систем, не каждый знает диалектические принципы развития триады, состоящей из человека — общества — природы. Многого еще мы не знаем, да и обрести знания подчас негде. Потому люди в потемках полузнаний с фонарем Диогена ищут не только друг друга, но и самих себя. И здесь, конечно, может помочь идея трехмерного видения мира, т.е. идея трехмерного начала, которая распространяется казанским мыслителем на соответствующее понимание человека, народа, цивилизации, Вселенной и даже Бога.
    Сегодня мы — свидетели и участники трагедии, мы наблюдатели драмы дня. С одной стороны, мы преследуем наживу, с другой, уже на нас охотится нищета. На одном полюсе расцветает насилие, на противоположном скромно ютится милосердие, тут объединяются, там разъединяются, здесь многопартийная активность, напротив — апатия народа, вчера мы двигались по линии прогресса, а сегодня скатываемся по наклонной регресса. Может, это проделки Дьявола, прибывшего на Землю с разрушительной миссией? Можно ли тогда изгнать Дьявола и привести в равновесие такое поляризованное общество? Хотя однозначного ответа на такой коренной вопрос нет, однако Диас Валеев приводит любопытные доводы о правомерности существования Дьявола, как полярного Богу и в силу этого необходимого компонента Вселенной и даже реального персонажа мировых политических реалий.
    Кто в самом деле откроет нам Будущее, покажет перспективу развития человечества, кто мессия?
    По мнению известного философа Ю.Урманцева, создателя общей теории систем, коммунизм был лишь наивысшим идеалом жизни человечества. Для советских людей идея коммунизма олицетворяла, в конечном счете, планетарное объединение людей в единую семью без национальных особенностей, но таких людей нет, по замечанию В.Ленина.
    Предвидение завтрашнего "дня" на десятки, сотни, тысячи лет доступно фантастам, провидцам, пророкам, мыслящим людям. Талантливый писатель-художник из Ташкента Евгений Березиков, не раз выступавший во время своих приездов в Казань перед казанцами, благодаря своим духовным контактам с энергоинформационным полем Космоса, подробно описывает земную жизнь людей в третьем тысячелетии. Им прогнозируется первая реальная встреча с инопланетными существами уже в VII веке нового тысячелетия. В человеке таится огромный запас невостребованных сил, способности каждого практически неисчерпаемы, но страх сиюминутной жизни тормозит развитие человека. В этой связи Диас Валеев отмечает, что "основное содержание (новой — Р.И.) эпохи, весьма непростой, динамичной и конфликтной по характеру — укрепление универсалистской формации, постепенное вытеснение со сцены мировой действительности форм жизни, созданных микро- и макрочеловеком, прорыв Земной цивилизации в космическое и запредельное пространства и установление контакта и связи со множеством иных цивилизаций, рост универсального мегачеловека в качестве новой социальной и духовной силы земной и околоземной жизни".
    Валеев на протяжении своих книг неоднократно возвращается к вопросам: "Куда мы идем, куда нас ведут? Хотим ли мы этого?" Это не только философские вопросы, но и насущные требования людей к самим себе. Есть пространства иных измерений, где по его мнению, «...и сейчас идет огромная духовная работа по созиданию нового универсального мировоззрения, отвечающего реалиям надвигающегося третьего тысячелетия», и потому писатель с оптимизмом смотрит через особенную энергетическую призму на реальный мир: "Да, как ни трудна жизнь, как ни мрачны и безнадежны ее ближайшие перспективы, но всходят на ее полях и странные, причудливые злаки, говорящие о существовании каких-то иных возможных миров и иных жизненных установок, далеких от господствующей ныне моды погони за короткой наживой".
    Сквозной линией размышлений Д.Валеева проходит в его книгах вопрос о Боге: "Много раз на протяжении всей истории человечества люди пытали себя и небо вопросом — есть ли Бог во Вселенной и если есть, то что Он такое? Вопрос был всегда примерно одним и тем же, ответы всякий раз — разными. И так в форме ответов рождались "новые великие мировые религии", и добавим — с новыми поколениями людей рождались и новые философские системы.
    По мнению Валеева, Бог это свойство мира, неотъемлемое, органичное, фундаментальное и от века присущее. Самое последнее представление о Боге звучит в "седьмом ответе", сформулированном казанским писателем: "Материя это Целое, а Бог для всех, Супер-Бог, Божественный Абсолют есть коренное фундаментальное свойство, т.е. божественное присуще мирозданию извечно как одна из его характеристик", и "носители седьмого ответа рассматривают Бога не как творца Мира, а как его фундаментальную характеристику, недоступную, возможно, анализу, но подлежащую изучению в идее как таковой".
    В существующих мировых религиях, будь это индуизм, иудаизм, христианство или ислам, центральное, ключевое понятие Бог трактуется по-разному. Диас Валеев сделал естественный шаг — выбрал еще более абстрактное понятие. Его Сверх-Бог это попытка построить совершенно новую религиозно-философскую картину мира. Правда, здесь мы сталкиваемся с проблемой предельно абстрактных понятий, по-существу с "белым пятном" не изученных еще разделов философской лингвистики. Как говорят уфологи, чрезвычайная аномалия — налицо.
    Но любопытно: на наших глазах наш земляк, современник, казанец в одиночку невозмутимо и бесстрашно строит новый Храм Мира, новый Духовный Собор. Его книги, лежащие ныне на книжных прилавках и являющиеся камнями фундамента этого Храма, — книги глубокого стратегического заложения. Ошеломленные переменами в стране, мы сражены бесчувственностью. Похоже, мы даже еще не поняли, что выход этих книг — некое весьма серьезное грандиозное событие. Будь мы, люди, в прежнем "чувстве", мы, конечно, растерзали бы его за эту поразительно-бесцеремонную еретическую попытку, не дали бы вымолвить ему ни слова. Судьба Салмана Рушди, преследуемого иранскими фундаменталистами — а он меньший еретик, чем Валеев — достаточно красноречива. Но у нас ныне время великой смуты умов, и новые истины, поспевшие к этому сроку, могут неожиданно и случайно пролиться на землю. Такая случайность, слава святым, и произошла. Нет худа без добра. "Истины" Валеева работают уже сегодня. С еще большей отдачей духовной энергии они будут работать, вероятно, завтра. Ибо завтра мы сами станем уже иными.
    В одной из своих книг он приводит слова академика В.Казначеева о том, что "живое вещество только в том случае прогрессивно развивается, если оно своей жизнедеятельностью увеличивает упорядоченность среды своего обитания". Между тем упорядоченность в конце XX века явно нарушилась. Расстроилось здоровье земной разумной жизни.
    В плане высказанной В.Казначеевым глобальной проблемы и осуществляется дело Диаса Валеева, сформулированное им в программе: "Я хотел бы, наряду с другими мыслителями нынешнего и завтрашнего дня, заложить некий камень в основу учения, могущего спасти человеческий мир от краха. Только построение Храма принципиально новой веры и нового знания спасет человечество от подступающей к нему гибели, а животворное духовное обновление его "Я" откроет перед ним неведомые еще вчера пути развития".


"Республика Татарстан ",
20.01. 1996
























Hosted by uCoz