К анализу творчества Диаса Валеева.




Владимир Иванов. Зуфар Галеев

Казань

ПУТЬ К СЕРДЦУ


    На книжных прилавках появилась книга писателя Диаса Валеева "Третий человек, или Небожитель". Татарское книжное издательство, год издания 1994. 638 страниц плотного текста.
    Перед нами многоаспектная, весьма оригинальная по теоретико-методологическим идеям, богатая по содержанию книга. Уже сам жанр издания, Диас Валеев его определил как роман-эссе, привлекает внимание.
    О каком "третьем человеке" идет в книге речь? Кто такой Небожитель? Третий человек, Небожитель — это фантазия или реальность? Как следует из всего содержания многоаспектного историко-философского, художественно-социологического труда Д.Валеева ответы на эти вопросы в наши дни на рубеже двух веков и тысячелетий становятся остро злободневными, практически значимыми. Хотя эти вопросы могут показаться абстрактными, "мудрыми", в книге речь идет о нашем бытии, о главной философской теме: "человек и мир", "мир и человек". Каким был человек в прошлом? Каким он стал? Почему низка духовность в наши дни? Не только об этом на основе материалов естественных и гуманитарных наук размышляет автор. Его, как и нас, волнует будущее человека. Как остановить деградацию личности в условиях коррозии социальных институтов и связей, особенно реально выраженную при квазирыночных отношениях?
    Роман-эссе, освещая эти и другие сюжеты, с первой до последней страницы остается "открытым" для читателя. Д.Валеев пишет: "Как автор я жду дальнейшего сотворчества и содиалога с читателями. Народ философствует, мыслит, и философия народа, я считаю, должна находить отражение в голосе художника и мыслителя".
    Кредо писателя здесь выражено определенно: мыслить! Надо сразу сказать: автору это удалось. Хотя общественность знает о взглядах Д.Валеева по многочисленным публикациям в печати (вспомним его статьи под рубрикой "Истина одного человека" в газете "Республика Татарстан", вышедшие затем отдельной книгой), новый труд Д.Валеева читается с неослабевающим интересом. Здесь много нового, оригинального материала, синтезирующего достижения мировой гуманитарной науки и аргументы теологии, богословия. При этом автор четко определяет приоритеты диалектико-материалистического подхода к анализу социальной жизни, биосоциальной природы человека, роль духовности, гуманитаризации в ней. "В отличие от учения Порфирия Иванова, панрелигии "Розы мира" Даниила Андреева, всехристианской церкви Сан Мюн Муна, попыток других проповедников, — пишет Д.Валеев, — я строю свое учение о трехипостасном человеке, мироздании, Супербоге, или Боге для всех уже за пределами всех предшествующих мировых религий". К этому автор идет, раскрывая гуманитарное значение мировых религий. Гуманитарный подход и позволяет понять выделение автором микро, макро и мегачеловека. Эти дефиниции автор раскрывает на историческом материале. Человека не надо идеализировать, предупреждает он. Часто правит бал "микрочеловек", преследующий свои эгоистические цели. Так было, например, по мнению автора, и в 30-40 годы. "Но вот Отечественная война 1941-1945 годов. Несмотря на то, что предыдущий период был небывало трагическим для народа в целом... в дни тяжелейших испытаний из него уходит все мелкое, незначительное, словно исчезает микросоставляющая его духа, забота о себе, о собственном спасении. И, напротив, просыпается, становится определяющей чертой макросоставляющая — массовый патриотизм, классовая ненависть к врагу, любовь к отеческим ценностям и мегасоставляющая — желание освободить мир, человечество от жуткой болезни. От фашизма". Следовательно, троякая ипостась человека — микро, макро, мега — проявляется социально. В этой связи Д.Валеев отмечает: "Собственно, бесконечными и до конца непроясненными в своей сути являются основные объекты наблюдения, главные персонажи книги — Человек и Бог. Но если бесконечен и непостижим человек и тем более бесконечен Бог, то по идее не имеет конца и слово о них. Тем более, что я пытаюсь прописать сюжет их бытия не в бытовом преходящем интерьере, увидеть их жизнь не в случайной локальной ситуации, а в глобальном времени и на просторах глобального пространства". Д.Валеев ставит все сюжеты на социально-историческую почву и рассуждает о Человеке с уважением, зная его достоинства и изъяны. "Три варианта человеческой судьбы, три кардинально разных по высоте уровня человеческой деятельности в области художественного, научного, политического, философского, промышленно-экономического творчества, смена ритмов в истории человечества, их непрерывная последовательная пульсация, феномен сознания, рассматриваемый как свойство материи, учение о Супербоге для всех — идеи, лежащие в основе концепции, пронизывающей книгу, в общем-то чрезвычайно просты. Но чем проще основания, тем бесконечнее и безграничнее область приложений, которые вырастают на этих основаниях в воображении".
    Без преувеличения можно утверждать, что книга Д.Валеева представляет собой пространство нравственных коллизий, страстей, мыслей доверительных, откровенных. Она один из источников, благоденственных родников, утоляющих давно существующую душевную жажду нашего человека в истине и красоте, особенно в условиях последних лет перестройки. Весьма знакомыми и понятными, но где-то недосказанными и забытыми представляются нам рассуждения о трехипостасном человеке. Это, на наш взгляд, как бы проявляющиеся и исчезающие три зеркала. Макрочеловек узнает себя в зеркале совершенного микро-человека, микрочеловек есть отражение макрочеловека, макрочеловек является частичным отражением мегачеловека и так до бесконечности. Вся информация о человеке и его отношениях как бы сосредоточивается и упорядочивается между тремя постоянно плавающими и сопрягающимися зеркалами. Трехзеркальная структура, показавшая свою гибкость и жизненность в историческом плане, избирается Д.Валеевым не случайно. Троичность, как система стабильности и устойчивости явлений, принимается им всецело, и, на наш взгляд, вполне резонно. Народы как троичная система; цивилизации во Вселенной и параллельных мирах как троичная система; стрела движения мирового человека сквозь пространство и время истории как троичная система. В том же плане учение о трехцивилизационных уровнях, о трех уровнях культуры: аклассическом, классическом и суперклассическом. Генеральный принцип бытия видится Д.Валееву в триадности или трехликом характере деятельности человека во всех сферах труда и творчества.
    Цель романа-эссе — поиски общего духовно-идейного знаменателя, объединяющего людей, на наш взгляд, вполне достигается. Портретирование определенных типов происходит, что и делает рациональными рассуждения автора о микро, макро, мегачеловеке, или Небожителе. При этом мазки умеренные, точные, с применением прямой и обратной перспективы, образы входят и исходят. Мы как бы входим в книгу, а она в нас. Но нужно терпение, только тогда можно уяснить мысль автора: путь к сердцу человека идет через его духовно-материальную культуру, благодаря которой человек сам творит свою судьбу. Звезды не распоряжаются судьбой человека, а только сопутствуют.
    Из изложенного видно, с какой основательностью в книге освещен сюжет "человек и мир". Но в книге много и других идей. Заслуживают внимания, например, размышления автора о волнообразном движении в человеческой истории, о прогрессе и регрессе, об эволюции в истории и природе. Все эти идеи могли бы стать предметом специального анализа, но мы коснулись лишь основной темы романа-эссе. Не претендуя на исчерпывающую оценку, в целом можно утверждать, что книга Д.Валеева — это результат творчества, это явление таланта, это, наконец, труд, создающий эффект его ощутимого присутствия в мире.


"Татарстан ",
№ 9-10, 1995
























Hosted by uCoz