Творчество Диаса Валеева.




— И нет способов облегчить бремя жизни?
— Нет. Если не считать смерть и безумие.

Ю.Мисимо


Послесловие


      Из статьи (Вечерняя Казань, 1995, 23 янв.):
      «Официально зарегистрировался на бирже труда в качестве безработного, т.е. лица, не имеющего средств к существованию, известный писатель, заслуженный деятель искусств Татарстана и России, лауреат Государственной премии республики Диас Валеев.
      За последние два-три года он получил, как правило, в витиевато-уклончивой форме, одиннадцать отказов в приеме на работу, выдержал и выиграл два многомесячных судебных процесса в защиту чести и достоинства, дважды официально обращался в МВД по поводу угрозы убийством... И, естественно, не на зарплату, которой не было все эти годы, а только благодаря помощи меценатов смог издать, не получая гонораров, несколько книг и подготавливает к печати другие.
      Говорят, в экстремальных условиях мастера культуры творят лучше. Видимо, у нас в республике очень заботятся о подходящих условиях для творчества писателей» .

      * В сентябре-октябре 1993 года определенными лицами была также предпринята попытка (под благовидным предлогом отправления на пенсию по инвалидности) навесить на меня ярлык сумасшедшего. Проявления «заботы» были столь настойчивы, что мне пришлось, дабы избежать ловушки, бежать и в течение полутора месяцев скрываться вне пределов Татарии.— Д.В.

      Из интервью (Аргументы и факты в Татарстане, 1995, №7; Известия Татарстана, 1995, 1 июля):
      «Уже сами названия двух новых книг известного татарского писателя Диаса Валеева свидетельствуют о необычности их формы и содержания — «Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу» и «Третий человек, или Небожитель». По мнению самого автора, это — попытка духовного реформаторства. Цель — основать новую универсальную панрелигию. Ни много ни мало. Корреспондент «Татаринформа»М.Зарипов не смог отказать себе в удовольствии побеседовать с новым пророком.
      — Диас Назихович, вы по образованию геолог, а по своим литературным пристрастиям — прозаик, драматург, эссеист. Как вас «занесло» на территорию религии?
      — Идеи родились совершенно спонтанно еще в 60-х годах. В 1969 году первый вариант рукописи сгорел. Тогда меня вызывали на «профилактические беседы» в КГБ, и я, опасаясь обыска, прятал свои сочинения. Ясно, что ни в 60-х, ни в 70-х, ни в 80-х годах все это не могло быть опубликовано. Узкая щель относительной свободы открылась в начале 90-х годов, и я воспользовался случаем, благо тексты были готовы. Правда, теперь на смену идеологической цензуре пришло очень жесткое сито экономического отбора, но мне помогли меценаты, и книги вышли. Хотя и небольшими тиражами.
      — Вы можете сжато изложить свою идею?
      — В религиозной истории человечества мы наблюдаем три грандиозные эпохи. Первая — эпоха языческого политеизма, или многобожия. Это десятки тысяч лет. Во вторую эпоху из языческого религиозного «фона» выделяются региональные Боги. У древнеиндийских племен — Брахма, Вишну, Шива, Рама и Кришну (индуизм). У древних персов Боги света и тьмы — Ормузд и Ариман (зороастризм). У евреев — единый Бог Яхве, или Иегова (иудаизм), у индусов же — очередное земное воплощение Бога Вишну Будда (буддизм). Чуть позже в Палестине приходит время рождения Бога-Отца, Бога-Сына, Бога- Святого Духа (христианство), а в Западной Аравии у арабов в человеческих представлениях рождается последний из Богов регионального значения — Аллах Всевышний (ислам). Всем им поклонялись и поклоняются разные народы. Анализ, между тем, показывает: продолжительность бытия этих региональных богов хотя и насчитывается двумя-тремя тысячами лет, но все же имеет определенный исторический срок.
      — А вы объявляете себя пророком нового Сверхбога?
      — Да, я являюсь вестником, или пророком этого Сверхбога, если только вас это не оскорбляет и не обижает. Поскольку я выпустил книги, где утверждаю постулаты новой веры, это уже не моя претензия, а зафиксированная реальность. Мы ныне переживаем начальный миг возникновения в нашем мышлении идеи принятия для всей человеческой расы последней колоссальной ипостаси единого Бога.
      В XIX веке первое слово о нем было уже высказано проповедниками Бабом и Баха-Уллой в Иране, Рамакришной и Вивеканандой в Индии. Мое слово о Сверхбоге, мои идеи и книги, родившиеся в канун III тысячелетия,— пятое по счету пророчество. У народа Татарстана, поскольку очередное, наиболее серьезное, слово о Сверхбоге высказано на этой земле, возникает, таким образом, исторический шанс — наряду с древними индусами, персами, евреями, арабами войти в семью народов-творцов новых для мира религиозно-духовных ценностей. Увидит ли народ этот шанс, войдет ли в «золотое сечение» своей судьбы, поверит ли таким вестникам, как я, или пройдет мимо — сюжет истории ближайших десятилетий.
      Напомню, в 922 году, еще при булгарском царе Алмуше, в языческой Волжской Булгарии официально был принят ислам. В 988 году при киевском князе Владимире Русь, дотоле также языческая, стала христианской страной. Это были чрезвычайно важные исторические минуты, аналогичные нашему времени. Подобный стратегический выбор, но уже в пользу универсальной панрелигии, я предлагаю совершить сегодня.
      — Каждая мировая религия, будь то индуизм, христианство или ислам, являлась новым шагом в развитии человечества. С ними в мир приходили новые веяния. В чем суть религии Сверхбога? В чем ее главное преимущество? Ее отличия?
      — Содержание религии Сверхбога, основной императив, обращенный к человеку: стань мега- или богочеловеком. Основной императив любого другого вероисповедования: стань верующим в меня, Иегову, стань верующим в меня, Иисуса, в меня, Аллаха... Здесь — стань богочеловеком. Ибо только поднявшись на уровень богосостояния, ты обретаешь для себя Сверхбога.
      Осевая линия — учение о трех ипостасях человека. Если основная задача всей человеческой расы — выйдя из состояния микро «Я» и пройдя через промежуточную форму макро «Я», прийти к бытию мега «Я», или богочеловечества, то и задача каждого конкретного человека — индивидуально совершить этот хадж: от микроипостаси своего «Я» — к богоипостаси. Последняя ипостась также заложена в нас изначально.
      Но как привести человека в это состояние? Как увеличить войско людей, водительствуемых не сатаноидеей, а богоидеей? Есть путь лести, путь внушений, есть путь плетки и страха. Как поступали в таких случаях пророки прошлого? «О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если Ему вы поклоняетесь» — так льстил, так увещевал Мухаммед первых новообращенных в свою веру. Или: «А если кто не верует в знамения Аллаха... то Аллах быстр в расчете!» Та же идеология страха у иеговистов, у христиан. В индуизме, в древнем ведическом гимне вы найдете сюжет о Варуне, низвергающем грешников в мрачную бездну, откуда нет возврата. Вы встретитесь там с «законом кармы», который определяет образ дарованного вам посмертного возмездия-воздаяния.
      И что же, и нам, вестникам Сверхбога, идти в человеческий мир, расточая непрестанно угрозы и держа в руке плеть? И нам говорить, что Сверхбог быстр в расчете? Нет, религия Сверхбога опирается на человека, который извлек из себя свое микро «Я», выжал по капле свою макроипостась и сам вышел в мегабытие как естественную форму своего существования.
      Религия Сверхбога оперирует не только понятием Бога, но и понятием Небога. Новые подходы открывают невероятные бездны. Любая религия — всегда точка встречи человека с Богом.
      Изначальное язычество, созданное человеком в микроэпоху, и все шесть мировых религий, созданных в макроэпоху, это — продукт творчества микро- и макрочеловека. Понятия Бога — Небога проясняют структуру мироздания, место человека в иерархии мировых сил.
      Мы имеем три ипостаси человека. Начальная тяготеет к Небогу, или Дьяволу. Вторая, промежуточная, является средостением. И высшая, третья, склоняется к Богу. Человек находится как бы в объятиях Бога — Небога, и вся история его эволюции — это путь от Сатаны к Богу.
      Путь этот драматичен, даже трагичен. И поэтому религия Сверхбога — это не религия смирения и покорности, а религия борьбы. Сатанизм не хочет выпускать человека из своих объятий. Он наступает теперь в мире повсюду. И ему могут противостоять только бойцы Сверхбога, объединенные одной мощной великой светоносной идеей. Эта идея уже сформулирована.
      — И вы надеетесь на понимание?
      — Мои рукописи знали и огонь, и воду. Все-таки я сумел издать их. Хотя это было нелегко. Я был у высшего руководства Татарстана. Я сказал им: «Есть шанс. Вы помогаете открывать сотни новых мечетей. Вы возвращаете православным церкви и монастыри. Прекрасно! Но давайте построим еще хотя бы один храм в честь Сверхбога. Самый первый на земле!» В те дни у башни Сююмбеки я посадил символическое дерево нового учения. В траве у древней башни я оставил две свои книги о Сверхбоге с обращением к человечеству. Кому в руки они попали, мне неведомо. Может быть, в руки какого-нибудь пьяницы, который их уже продал кому-то другому. Может, их поднял предельно уставший человек, который последний раз открывал книгу лет тридцать назад. Таинственная непростая судьба экземпляров этих книг, оставленных у башни, будет символизировать судьбу учения.
      Я же сам ни на что не надеюсь и ничего не жду. Рождение религии — это длительный исторический акт. Я — пахарь, и я всего лишь высказываю некоторые идеи, высеваю семена на почву и иду дальше. Дело народа и его земных вождей — прислушаться ко мне или отмахнуться от моих слов. Я знаю, родись я с этими идеями в Индии, я был бы сейчас Учителем, гуру. Родись я с ними на Ближнем Востоке, я был бы, вероятнее всего, немедленно уничтожен. Ну а в наших северных краях вестник или пророк может состоять на бирже труда, как числюсь там, например, я, в качестве безработного.
      — Вы зарегистрировались в бюро занятости как пророк?
      — Такой профессии чиновники не знают. Я зарегистрировался как литературный работник. Нет, у меня нет претензий к народу. Смотрите сами. Я дожил до 57 лет. Я хожу пока по улицам свободно. Это что-то значит. Все могло быть значительно хуже. Правда, откровенно говоря, в последние три-четыре года общество и государство приговорило меня, по существу, к смерти от голода. И если я еще жив, то вопреки приговору. Но такая форма взаимоотношений художника моего типа с внешним миром в принципе — норма. Пока еще я чужой для этого мира. Я стану своим для него после смерти.
      — На литературный заработок прожить невозможно?
      — За последнее время я издал несколько книг. Но это скорее всего книги для будущего. Они будут питать славу моего завтрашнего «Я». Жить же литературным трудом в наше время нереально. Из пяти изданных в последние годы книг гонорар я получил только за одну. К тому же машинистке за перепечатку рукописи вы заплатите больше, чем получите за книгу в бухгалтерии издательства. Но свою нищету и унижения, часто даруемые этой нищетой, я рассматриваю как естественное испытание. Не нужно, чтобы гордыня возносила тебя слишком высоко. Художник всегда должен остро чувствовать другой полюс бытия, низы жизни. Оба полюса, высокий и низкий, ты должен ощущать и нести в самом себе одновременно. Принц Сиддхартха, прежде чем принять имя Будды и начать проповедничество, надел на плечи халат нищего и взял в руки посох странника. А у Велемира Хлебникова есть строки, которые надо здесь вспомнить: « И с ужасом я понял… что я никем не видим, что нужно сеять очи, что должен сеятель очей идти…» Вот я и иду, и сею очи.
      — Счастья вам в пути!
      — Спасибо! Возможно, на этом пути мы еще с вами встретимся...».


Январь — июль 1995 г.







Hosted by uCoz