Творчество Диаса Валеева.




18. «Просит жизнь...»

      При построении новой философско-религиозной, бытийной системы правильно выбрать угол атаки чрезвычайно важно.
      В своем учении о человеке я, как это можно вывести из всех предыдущих проповедей, отвергаю принцип человеческого равенства. Можно и следует говорить о равенстве в социальных правах, о возможностях для развития, но нельзя отрицать наличия принципа строжайшей иерархии, который «держит» и объединяет всю человеческую природу как целое. Все три составляющих, о которых мы говорили: микро, макро, мега — находятся в каждом из нас. В теле, в духе идет постоянная борьба этих трех начал. Каждый конкретный человек, каждая нация, каждая форма разумной жизни во Вселенной — результат этой борьбы. Мы, люди, отличаемся друг от друга не только тем, что разговариваем на разных языках, почитаем разных богов, не только тем, что одни из нас богаты, а другие бедны, умны или глупы, но мы еще разноприродны духовно, мы разносоставны. Мы не равны друг другу в духовных составах, и именно от этого проистекают многие наши драмы. И все-таки движение налицо: от одной, первоначальной формы человеческого «я» — к другой, заключительной.
      В масштабе мировой эволюции ясно и абсолютно четко видно движение человека сквозь историческое пространство.
      В эпоху доплеменной и племенной жизни продолжительностью 2—3 миллиона лет — налицо господство, преобладание во всем микрочеловека. В эпоху функционирования классовых обществ, государств, наций и народностей, региональных религий продолжительностью 3—5 тысяч лет — доминирование во всем макрочеловека. В эпоху «обобществившегося человечества» продолжительностью в несколько сот лет — доминирование мегачеловека.
      Далеко позади, в глубинах времен осталась эпоха многобожного доклассового и донационального мира — первый тип нашей цивилизации. Практически позади огромная часть пути развития секторальных или региональных религий, классовых и национальных миров, государственных образований — второго типа человеческой цивилизации... Впереди под сенью единого для всех Супербога — третий тип человеческой цивилизации, постклассовый, постнациональный, постгосударственный.
      Подобно трехликой природе человека, три лица имеют и все нации, распространенные на Земле, причем какое-то из трех доминирует. Равенства нет и здесь. Впрочем, свой сегодняшний статус любая микронация завтра может сменить на иной статус: макро- или меганации. ¬А какая-либо из бывших меганаций — такие случаи наблюдаются в истории,— может откатиться опять до состояния микронации. Отдельная нация — это и отдельная единица наблюдения. Рассмотрение исторических судеб наций под таким «углом атаки» может стать предметом серьезнейших теоретических изысканий. Концепция трех народов внутри каждой нации перерастает в концепцию трех культур человечества. Микролюди образуют в каждой нации микронарод, а макро- или мегалюди, соответственно,— макро- и меганароды. Естественно, в каждой нации и в человечестве в целом образуются и три параллельные субкультуры: а-классическая, классическая и суперклассическая, имеющие, как мы видели, мало что общего друг с другом. В каждой из них — своя этика, эстетика, свои принципы.
      Суммируя наблюдения для итоговых результатов, следует, по-видимому, взглянуть и на возможные цивилизации во Вселенной. Вероятней всего, они также представлены тремя видами. Одномерными (или микро-), замкнутыми на себя, приспособленными лишь к какой-то микроситуации во Вселенной, как бы запрятанными в одной из ее экологических ниш. Двумерными (или макро-), составляющими вместе с другими подобными мирами некое большое Целое, выходящими в относительный мировой простор, хотя и ограниченный каким-то пределом. Наконец, многомерными (или мега-), простирающими свое действие на всю Вселенную, всю бесконечную мегагалактику, а также в миры иных измерений. И в каждой из этих лагун мировой жизни разыгрывается свой извечный вариант борьбы трех начал.
      Но не только разумные цивилизации, обитающие во внешнем космосе, являющемся продолжением нашего эвклидова мира, но и разумные цивилизации, заселяющие внутренний космос, т.е. иномирие, также, очевидно, встречаются трех типов: микро, макро и мега. И там тоже разворачивается сюжет той же борьбы.
      К какому типу цивилизации с этой точки зрения относимся мы, люди? К какому типу цивилизации принадлежит тот надчеловеческий источник знаний, который периодически (в эпохи, например, II, III и IV Великих символических культур) наглядно инъецирует в нас свои идеи?
      От точного определения своего положения в мироздании зависит и возможность наших контактов с другими цивилизациями, уровень этих связей и многое другое. Надо представлять: ареной сражения микро-, макро- и мегасоставляющих являются не только душа каждого конкретного человека, отдельного народа, той или иной формы разумной жизни во внешнем или внутреннем Космосе, но и весь земной и потусторонний мир. Отталкиваясь от учения о человеке, мы, таким образом, выходим к новому учению о мироздании. Учение о трехипостасном человеке в своем движении развертывается в учение о народах как троичных системах, в учение о цивилизациях во Вселенной и параллельных мирах как троичных системах, в учение о троичности как системе стабильности и устойчивости явлений в природе и о стреле движения мирового человека согласно схеме троичного ритма.
      Другое важное положение постулатов троичности —учение о трех кардинально различных, цивилизационных уровнях в деятельности мирового человека: а-классическом, классическом и суперклассическом. Трехуровневый характер деятельности человека с железной закономерностью выявляется во всех сферах труда и творчества как генеральный, иерархически организованный принцип бытия. Троичный характер имеет вся мировая культура. Всюду, каких бы сфер человеческой деятельности мы ни коснулись, мы постоянно наблюдаем три возвышающихся друг над другом уровня. Равенства мировая культура не знает. Она основывается на полярном принципе. Принципе первенства.
      Еще одна фундаментальная разработка — человек как обозрение Целого, или учение о Великих стилях в мировой истории, символических и реалистических. Прогресс предстает как реальность. Ретроспективный взгляд в прошлое уравновешивается столь же точными пророчествами будущего. Как фокус темы — контуры общей теории развития человеческой цивилизации, учение о человеке, с одной стороны, как стреле, скользящей по волнам, с другой, как точке пересечения миров разных измерений.
      Прежние теории спиралевидного развития, или круговорота Вико, представления об эпохах — ночных и дневных, сакральных и секулярных, догадки Н.Бердяева о возвращении некоторых времен, в частности о реставрации в конце II тысячелетия «Средневековья», поэтические метафоры Д.Андреева о полосах в истории, занимаемых «синими и красными эпохами», подобные же высказывания Шпенглера, Кейзерлинга, Т.Лессинга, Г.Ферреро, Р.Виппера, А.Белого, грандиозные циклы времен, не поддающиеся анализу опытом, упоминаниями о которых пронизаны ведические гимны древности, ныне уточняются и обогащаются развернутой теорией мировых ритмов в историческом процессе, зарегистрированных и детально описанных мной.
      На сегодняшний день мы имеем четыре грандиозные эпохи, когда на Земле в творениях человека господствовали различные модификации великого символического стиля, для которого характерны собирание сил воедино, их концентрация, начало синтеза, синкретизма, символа, и три столь же крупные, грандиозные по охвату событий эпохи, когда доминировали различные модификации великого реалистического стиля, которому присущи философия анализа, расчленения на отдельности, внимание к натуре и прагматизм по отношению к реальной действительности в целом.
      Характерно при этом ясно фиксируемое наблюдениями колоссальное учащение ритмов жизни человечества, своего рода учащение биения его пульса. На составленных графиках можно увидеть не просто историческое движение человеческой расы и ее прогресс, а движение и прогресс с чрезвычайным ускорением. Уже ясно: в недалеком будущем скорость движения живого вещества в форме человека приобретет во Вселенной взрывной характер.
      Все это важно знать и учитывать при построении политики. Если бы политические, государственные деятели мира сверяли свои шаги с общим графиком, соотносили бы свою деятельность с основными тенденциями развития человечества, от скольких бед и трагедий мы избавились бы!
      В средние века при дворах почти всех европейских монархов жили и работали астрологи, оракулы, предсказатели. Это были образованнейшие люди своего времени, и их советы, как правило, приносили пользу. Напротив, пренебрежение ими часто оканчивалось катастрофой. Известны предсказания Парацельса, касающиеся судьбы Наполеона, или пророчества Нострадамуса. В татарском народном эпосе XV—ХVI веков «Идегей» хан Токтамыш говорит:

                    Есть у меня Джанбай-мудрец —
                    Тот, кем гордится мой дворец.
      Правда, не всегда судьба оракула была блестящей. За слово правды иногда платили жизнью!
              Палачам разъяренный хан
              Приказал провидца схватить,
              Бросить старца в узкий зиндан...
      В Европе такая же судьба постигла «итальянского Фауста» Петра Абанского, флорентийского астролога и математика Франческо делла Стабили, кенигсбергского прорицателя Региомонтана, болонского предсказателя Луку Гаурика... Кого-то бросили в темницу, кого-то отравили, кого-то сожгли на костре.
      Наблюдая нынешнюю политическую жизнь, приходишь к выводу: службу оракулов и провидцев при существующих властных режимах в мире надо обязательно восстанавливать. Не наше дело вырабатывать политику, проводить и осуществлять ее. Наше дело — говорить свое «да» или «нет» готовящимся шагам правительств и народов.
      Собственно, все это мы и делаем. Даже если никто нас об этом не просит. Просит жизнь, которая хочет остаться живой и завтра.
      Новый Храм веры и знания вознесется в душах людей «как дивный цветок». Весь вопрос в том, успеем ли мы сделать это вовремя? Движение вперед приобретает взрывной характер, и любая ошибка — в политике ли, в экономике, обращенная вкось или прямо против основной тенденции развития человеческой расы, может обернуться катастрофическими последствиями.
      Человечество ныне выходит на мегауровень своей деятельности, и здесь важно знание Целого — всего, что было, и всего, что будет. И кто знает об этом, как не посредники между Небом и Землей, как не толмачи и переводчики единого, но трехипостасного Супербога, или Божественного Абсолюта, или Бога для всех — черных и белых, красных и желтых, богатых и бедных, образованных и безграмотных, верующих и неверующих, истинами которого человеческий мир начнет жить уже скоро?
      И потому я говорю сомневающемуся: общефилософским и религиозным итогом твоих исканий станет универсалистская философия как философия, где вера сливается со знанием в единое целое. Стремление к объединению, к универсализации многочисленных, кричаще противоречащих друг другу течений и школ превратится в биение твоего пульса.
      Последняя моя фундаментальная разработка — взгляд на религиозную историю человеческой расы как на историю духовных исканий своего «я» — станет первым барьером, который ты возьмешь. Язычество, ведовство, шаманство отныне ты будешь видеть и представлять как начальный этап в развитии человеческой духовности и связи человека с Высшим началом. Индуизм, зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам — как второй, срединный этап в духовном самоопределении человечества в мироздании и в отношениях с Высшим разумом, именуемым Богом. Атеизм — как необходимую, полезную очистительную паузу перед принятием человеческой расой нового Бога. «Подпитку» из надчеловеческих источников знания — как давно искомый контакт с другими формами Разума во Вселенной.
      И венцом всему явится учение о Боге для всех, или Мегабоге, или Божественном Абсолюте...

26.12.1992.














Hosted by uCoz