Творчество Диаса Валеева.




10. Вперед — к старым Богам?

      На древних каменных изваяниях VI—IX веков, найденных археологами на берегах рек Орхона, Толы в Алтайском крае и Туве тюркские ханы-богатыри оставили потомкам обращения такого характера: «Вперед вплоть до солнечного восхода, направо вплоть до полудня, назад к солнечному закату, налево вплоть до полуночи... Серебряный мой народ свободу, богатство, добро увеличивает... Ради тюркского народа я не спал ночей, дней, не имея покоя... Да не исчезнет тюркский народ! Имя и слава тюркского народа да не исчезнут!».
      Древние тюрки считали, что нашей Вселенной правят семнадцать божеств — Тэнгри, Йер-суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга. Из древних и средневековых письменных источников (тюркских, монгольских, китайских, византийских, арабских, персидских) видно, что среди тюркских и монгольских божеств первенство принадлежало Тэнгри. Тюркские народы называли Духа Неба почти одинаково: татары — тэнгри, алтайцы — тенгри, тенгери, турки — танри, хакасы — тигир, чуваши — тура, якуты — тангара, балкаро-карачаевцы —тейри, кумыки — тенгири, монголы — тэнгэри.
      По представлениям древних тюрков и монголов все сущее на земле подвластно Тэнгри — воплощению небесного начала, создателю Вселенной, «Духу Неба». Именно Тэнгри выступал прежде всего как верховное божество, находящееся в небесной зоне Вселенной, распоряжающееся судьбами как целых народов, так и их правителей — каганов, ханов. В орхонских каменных летописях запечатлено представление о роли Неба — Тэнгри, высказанное Билге-каганом: «Человеческие сыны рождены, чтобы умереть в установленное Небом время».
      За помощью тюрки обращались к Небу, к Тэнгри. Если Тэнгри мог упоминаться без Земли, то Земля без Тэнгри — никогда. Тэнгри считался отцом, Земля — матерью.
      Всевышнему Тэнгри люди поклонялись, поднимая руки вверх, и клали земные поклоны, чтобы Тэнгри дал хороший ум и здоровье, помогал в справедливом деле. Другого не просили.
      Видимый мир, населенный людьми, тюрки называли Йер-суб (земля-вода) или место средней земли, подчеркивая его срединное, центральное положение. Своя или родная земля — понятие не только географическое: это пространство, воспринимаемое человеком эмоционально. Это земля всего рода, земля отцов. Вот почему Землю-воду или Родину не продают, ни под каким видом никому не отдают. За нее погибают в бою, так как изгнанному народу не будет на чужбине ни покровительства Тэнгри, ни заботы Йер-суб, а значит счастья. Впрочем, смерти для тюрка не существовало. Был лишь переход в другое существование. Смерть толкала человека вперед, в мир Космоса. Исполняя обряд сжигания умершего на священном костре, тюрки освобождали Землю от отрицательной энергии...
      Обо всем этом я узнал из книг Рафаэля Безертинова*.

      * Безертинов Р. Татары, тюрки - потрясатели Вселенной (История Великих империй): В 3-х т. - Набережные Челны: изд-во "Калкан", 1997; Второе издание - Новосибирск: изд-во "Царис", 2001; Тэнгрианство - религия тюрков и монголов. - Набережные Челны: изд-во "Аяз", 2000.

      Однажды в квартире раздался звонок в дверь, и на пороге я увидел совершенно незнакомого человека. Узнав мой адрес, он принес в подарок три тома «Татар, тюрков — потрясателей Вселенной». Лет сорока пяти или пятидесяти, худощавый, подвижный, незнакомец показался мне человеком из числа проповедников. Он и в самом деле был проповедником. Родом из Баку, он путешествовал по всем тюркским землям — по Башкирии, Калмыкии, Хакасии, Узбекистану, Киргизии, Туркмении, Казахстану, Татарии.
      — Мы из воинов, мы должны сражаться за свои идеи. Распространять их.
      Он активно участвовал в национальном движении в Азербайджане, а переехав в Казань, стал и активистом татарского национального движения, бурного и подчас непредсказуемого по своему характеру и действиям в девяностые годы. Но мне понравилось, что в Безертинове не было национальной узости, он был чрезвычайно эрудирован и выступал от лица всей тюркской общности; к тому же был доброжелателен и глубок в воззрениях, знал не только парадную, но и тайную историю мира.
      — Сегодня даже трудно сказать, кто такие современные тюрки и монголы? Имена у нас на девяносто процентов арабские, персидские, греческие, иудейские, религия —семитская (арабская, христианская, иудейская) либо индийская. Многие не знают свою философию и традиции. Живем по законам и образу жизни Запада, одежда и пища — западные, алфавит — западный. Забыты наши рода и предки, не знаем истории своего народа. Многие городские жители не знают своего языка. Кто мы на самом деле? Что у нас на сегодня свое? Только наследственные гены. Это немало. Но и их добивают с помощью смешанных браков, алкоголя, наркотиков, некачественных продуктов питания. Я хочу вернуть все тюркские народы к естественным законам природы. Вернуть им их историю. Вернуть Бога, от которого они когда-то отказались, откликаясь на посулы пришлых миссионеров.
      После многочасового разговора, состоявшегося зимним днем, я не видел Безертинова несколько лет. Он снова появился у меня года через три. Так же раздался звонок в двери и так же внезапно, как в первый раз, на пороге объявился тюркский миссионер. И на этот раз он принес мне подарок — новую свою книгу «Тэнгрианство — религия тюрков и монголов». И снова был долгий многочасовой разговор.
      Я узнал, что мать Безертинова, как и моя мать, родом из Кузнецкого района Пензенской области. После коллективизации из-за полуголодной жизни в деревне ей вместе с сестрами в 1935 году пришлось переехать в Баку. Отец — из Татарии. Провоевав благополучно всю войну, он в конце войны был тяжело ранен под Берлином и перевезен в бакинский госпиталь. Выйдя из госпиталя без одной ноги и с покалеченной рукой, он тем не менее смог вскружить голову будущей матери Безертинова. Несмотря на инвалидность, отец любил любую работу и научил этой любви детей. Тяготение к истории в Безертинове обнаружилось еще в школьные годы, но закончил он финансово-экономический институт. Перебрал чуть ли не все профессии, начиная от чернорабочего и кончая инженером-экономистом. История стала пожизненным увлечением. Годы ушли на изучение всевозможных исторических источников, книг, журнальных и газетных статей, относящихся не только к тюркским народам. Десятки лет ушли и на изучение жизни непосредственно на тюркских землях. Описывая и анализируя возникновение и падение семнадцати тюркских и монгольских империй, он прошел дорогами, по которым передвигались когда-то Чингиз-хан и Бату-хан, другие знаменитые полководцы. Изучая религию Тэнгри, он побывал и провел в молениях дни и ночи на всех священных горах тюрко-татар и монголов. Разрушена семья, потерян кров над головой. Чтобы издать три тома «Татар-тюрков — потрясателей Вселенной», он продал свою трехкомнатную квартиру в Баку. Продать было мало, надо было еще сохранить деньги, суметь вывезти их, чтобы не ограбили и не убили по дороге, а затем потратить их на издание написанных текстов и их распространение. Чтобы выпустить в свет книгу «Тэнгрианство — религия тюрков и монголов», ему пришлось залезть в крупные долги. Возвращение тюркским народам их истории и прежней религии привело Безертинова в полуподвал, на койку общежития. Да и койка эта оказалась без прописки, с «птичьими правами». В любой момент проповедник — возродитель тэнгрианства мог оказаться на улице. Но, похоже, проблемы личного бытия совсем не волновали его.
      Он снова проповедовал, и единственным слушателем на этот раз был я.
      — Как уже показала многовековая история, принятие пришлых идей и религий ни к чему хорошему в конечном счете не приводит,— страстно убеждал он.— С приходом в Великую Степь новых мировых религий и космополитических учений, заселения ее новыми народами, мир на этой земле изменился. Изменилось направление творчества человека. Его деятельность во многом стала противопоставляться законам Природы. Но в последнее время у всех тюркских народов появился интерес к собственной истории, древней религии, прежним традициям. Народы интуитивно ищут выход из создавшегося тупика. Из паутины зомбирования, которая их опутала в течение последнего тысячелетия. Задача спасения очень трудная, но она выполнима. И в этом деле поможет Великий дух Неба Тэнгри и духи наших предков, если обращаться к ним с молитвами. А они желают этого.
      — Желают? Точно?
      — Я посредник между этими духами и людьми,— совершенно серьезно говорит Безертинов.— Точно.
      Он уходит от меня уже темным летним вечером, когда на небе высыпают звезды. Уходит, чтобы снова надолго, а может быть, и навсегда исчезнуть в толчее жизни. Где он сейчас, не знаю. Возможно, в Хакасии. Возможно, на земле Узбекистана или в Монголии. Проповедует обращение к древнему Богу Тэнгри. Исполняет свое назначение. Возможно, срисовывает с каменных изваяний в степях Тувы древние призывы: «Вперед вплоть до солнечного восхода, направо вплоть до полудня, назад к солнечному закату, налево вплоть до полуночи!..»
      Какая мощная музыка звучит в этих древних словах Великой Степи!
      Аллах, Бог-Отец, Ормузд, Ариман, Брахма, Вишну, Шива — все это старые имена Сверхбога. И вот еще одно мощное имя — Тэнгри. Так звали некогда Сверхбога в тюркском мире.
      Открывая и внимательно изучая книги проповедника тэнгрианства Рафаэля Безертинова, я думаю о том, что их появление — также косвенное свидетельство внутренней слабости традиционных мировых религий, их увядания. Среди моих знакомых есть люди, по истокам своим мусульманских или христианских кровей, которые вступили тем не менее в секты иных вероуставов. Есть масса людей, душе которых ближе и понятнее атеизм. Наконец, появляются и такие, как Безертинов, которые в исканиях Бога уходят в языческую древность, хотят из мрака времен возвратить и оживить старые символы.
      Всех их уже никак не удовлетворяют ни Аллах, ни Бог-Отец с Богом-Сыном и Богом-Святым духом, ни Иегова, ни Брахма. Для этих людей время упомянутых богов миновало.
      Как говорится об этом в главе III Екклесиаста, или Проповедника: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время терять; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть...»
      Свое время, о котором говорил проповедник Екклесиаст, пришло для традиционных религий. Ход самого времени медленно закрывает их от сознания людей.
      Я подхожу к окну — вот моя икона, мой храм: с деревьями, с облаками на небе, с солнцем днем и звездами и луной ночью,— широко, возможно, как древние тэнгриане, поднимаю руки вверх и произношу слова молитвы:

      — О, мой Сверхбог!
      Я — твой зеленый росток на Земле.
      Твое слово, упавшее на бумагу.
      Дай мне здоровье и ясность духа, чтобы исполнить Твое назначение.
      Вразуми людей, чтобы не препятствовали исполнению мной Твоей миссии.
      Я — твой вестник, твой пророк, и я ничего не прошу для себя.
      Пусть лишь полновесно зазвучит моя весть о том, что отныне на Земле — твое время.
      Пришел час твоего прихода в сознание людей. В их действия, в их поступки. В их судьбу.
      Я — свидетель!..
     

01.07.2001.














Hosted by uCoz