Творчество Диаса Валеева.




6. Где мы?

      Да, где именно на спирали исторической эволюции находимся мы сейчас? Это чрезвычайно важно знать.
      Философия истории согласно идеалистам — это сага о некоем мировом Духе, овеществляющем себя на разных этапах своего развития в тех или иных формах. В этой истории нет человека.
      Философия истории по материалистическим раскладкам тоже являет собой нечто фантастическое. На арене мира здесь вместо мирового Духа, но в качестве такого же мифического субъекта выступает уже экономическая матрица, совершающая на разных этапах исторического развития то же «таинство порождения самой себя». В этой истории человек также отсутствует как действующая величина. Он вторичен.
      Роль человека как самодействующей причины собственной истории, пожалуй, в полной мере выявляется только в универсалистской концепции социальной жизни.
      Внимательно и осторожно перебирая слипшиеся свитки страниц мировой истории, я постоянно вижу одно: на тех или иных ее исторических этапах социально и нравственно господствует совершенно определенный тип человека (при подчиненном существовании и других типов). В этом смысле историческое описание тех или иных крупных периодов человеческой расы есть описание эволюции человека.
      Возьмем доплеменную и племенную жизнь. Здесь господствует, преобладает, превалирует, как наиболее выживаемый и приспособленный в данных условиях, несомненно, тип эгоистического человека-животного. Макро- и мегачеловек существуют как еретики, подлежащие уничтожению в опасных ситуациях, но первая, слабая, еще совсем неопределенная связь с Высшим началом устанавливается через них (первые шаманы, колдуны и т.д.). Эволюция в этот период чрезвычайно замедленна, движения почти нет, тысячелетие похоже на тысячелетие, человеческая рука — основная и, больше того, единственная производительная сила на Земле. Доминирующая мораль — мораль конкретного «племени-стада», не выходящая за пределы нужд физического выживания. Интересы отдельной особи не простираются дальше своей группы.
      Продолжительность периода — миллионы лет.
      Дальше возникает эпоха первобытнообщинного строя как серия перетекающих друг в друга, переходных форм к господству второго типа человека. Это уже эпоха -колоссальных древних революций. Основное ее содержание — при очевидном доминировании микрочеловека усиливающаяся борьба макрочеловека за право на свое не только физическое, но и социальное и духовно-нравственное бытие. Макрочеловек вначале выступает как герой фольклора, изустных эпосов и сказаний — его роль будущего объединителя племен и земель уже предначертана ему молвой. Мегачеловек в этот период —это колдуны разных специальностей, например, колдуны-специалисты по земледельческой магии, колдуны, руководившие постройкой лодок, гадатели, знахари, вызыватели духов, первые шаманы-жрецы, сновидцы, служители богов, состоявшие при святилищах. В это время намечается некоторое ускорение эволюции, появляются признаки исторического движения, кстати, четко зафиксированные в первобытном искусстве. Но в целом еще налицо замедленная скорость исторического процесса.
      Продолжительность этого переходного периода человеческой истории — пятьдесят — сто тысяч лет.
      Затем вначале пунктирно, позже в виде непрерывной линии вырисовывается многоступенчатая, непростая по характеру эпоха сложения классовых и национальных обществ, государств, века расцвета и упадка религиозных движений регионального порядка — рабовладельческая формация сменяется феодальным миром, последние —цивилизациями капиталистического и империалистического типа, возникают и распространяются индуизм, зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Отмечается нарастающее влияние в экономической, социально-политической и духовно-нравственной областях идей и норм жизни макрочеловека в его многочисленных классовых и национальных разновидностях и модификациях, часто полярных по установкам и интересам и в силу этого враждебных друг другу. Узловые, переломные моменты, характеризующиеся настроениями переходности, отмечаются движениями микромасс, попятными движениями назад или откатами в стороны, предпринимаемыми порой микрочеловеком. С психологической точки зрения эти движения объяснимы, но всегда обречены. В силу своей антиисторичности. Основное содержание эпохи — ожесточенная, неутихающая межклассовая и межнациональная борьба, экономические и религиозные войны (борьба различных «масок» макрочеловека друг с другом, попытки микрочеловека отстоять свои интересы).
      Микрочеловек, не доросший до макроэгоизма, и мега-или богочеловек, перешедший рамки макроэгоизма и оставивший его в прошлом, как видим, существуют, действуют и в эпоху господства макрочеловека, но первый чаще всего уже в роли необходимого балласта, придающего устойчивость социальному судну каждой макроэпохи, и инерционной массы, второй — в роли пока все еще экзотической или «эзотерической» редкости — гения, суперталанта, пророка. Мегачеловек в этот период по-прежнему в еретиках, он — основатель, строитель и вестник религиозных и философских течений, научных и литературных школ. В духовной сфере отмечаются явления самозванства (Иисус, выдававший себя за Мессию, Бога-Сына, Сан Мюн Мун и Виссарион, выдающие себя уже в наше время за Христа, явившегося во втором или третьем пришествии), которые можно трактовать как тоску человечества по идеальным универсальным фигурам. Это и проекты будущего мега- или богочеловека, идеально мыслимых отношений между людьми, создаваемые массовым художественным воображением человечества. Но нормы и правила жизни, ее основной тон задают неукоснительно еще классовые и национальные, т.е. макрогрупповые интересы. Все убыстряющийся бег эволюции в этот период истории переходит в движение, принимающее в отдельные моменты чрезвычайное, скачкообразное ускорение.
      Все более нарастает на Земле по мере смены «масок» и мощь производительных сил. В конце периода она становится невероятной по меркам сравнительно еще недавнего времени. Неравномерность развития приводит к тому, что слабые звенья классовой и национальной действительности, не выдерживая чрезмерного напряжения, лопаются. Возникают первые очаги, то разгорающиеся, то затухающие, то вновь вспыхивающие, социалистической реальности. Вначале несовершенные и даже пугающие своим несовершенством, но постепенно все более соответствующие идеалу, который, впрочем, отступает все дальше и по-прежнему недостижим.
      Продолжительность периода в разных частях мира —примерно три-семь тысяч лет.
      Зона новой суперглобальной ломки — очередная переходная форма человеческого общества. Здесь видны уже взрывной характер научно-технического и социального движения, постепенная, а иногда и чрезвычайно резкая эволюция институтов частной собственности, отмирание региональных религий (индуизма, зороастризма — практически на данный момент уже не существующего, иудаизма, буддизма, христианства, ислама), их вырождение в бесчисленные враждующие секты, школы и школки и возникновение поверх их новой, всеобъемлющей, универсальной суперрелигии, религии для всех народов. Основное содержание эпохи, неоднозначной, непростой, динамичной и весьма конфликтной по характеру (в конфликтах участвуют микро- и макрочеловек, не желающие уступать завоеванных позиций мегачеловеку),— укрепление универсалистской формации, постепенное вытеснение ею со сцены мировой действительности форм жизни, созданных прежде микро- и макрочеловеком, прорыв земной цивилизации в космические и запредельные пространства; рост и становление универсального мегачеловека в качестве новой социальной и духовной силы земной и околоземной жизни. Венец всему в духовной сфере — учение о Супер- или Мегабоге, или Божественном Абсолюте.
      Продолжительность периода — вероятно, сто пятьдесят — четыреста лет.
      Таков беглый эскиз осуществленного прошлого и проективного будущего.
      За предлагаемыми несколькими страничками текста —горы и развалы переработанных книг, годы раздумий. Так — где мы?
      Живя на переломе от II к III тысячелетию, мы, человеческая раса, находимся, собственно, где-то лишь в самом начале этого нового ноосферного этапа в жизни нашей планеты. Именно в наши дни происходит постепенное сложение — и не без впечатляющего драматизма и даже острой трагедийности — интернационального, интерклассового и интеррелигиозного типа цивилизации, устремленной в бесконечности внутреннего и внешнего Космоса.
      Эта цивилизация, по всей видимости, станет уже сочленом великого космического сообщества мировой жизни, ныне совершенно непредставимого, а универсальный мегачеловек, соединенный непосредственной связью с Мега-Богом, или Божественным Абсолютом,— основным исполнителем грандиозных проектов, также ныне слабо представляемых, в околоземном универсуме.
      Вопрос «Где мы?» смыкается с вопросом «Кто мы?», с целью и смыслом нашего бытия.
     

18.07.1992.














Hosted by uCoz