Творчество Диаса Валеева.




3. Тест для народа

      Сама жизнь не дает заниматься спокойными академическими изысканиями. Только настроился было на волну повествования о типе мега- или богочеловека, а жизнь говорит: «О чем ты? Какой богочеловек? Здесь на микро- и макроуровнях творится черт знает что, а ты строишь утопические замки!»
      И в самом деле, на микроуровнях бытия жизнь выкидывает любопытные коленца.
      Передо мной — ворох местных газет: во всех отчеркнуты статьи, интервью, комментарии о совместном заявлении партий «Иттифак» и «Намус», комитета «Суверенитет», общества Марджани, движений «Азатлык», «Магариф».
      Что из него следует? Признание милли меджлиса как единственного органа татарского народа, который лишь один вправе издавать законы и определять всю жизнь в республике. Объявление по существу незаконным и недееспособным Верховного Совета, избранного народом республики и, следовательно, провозглашение неправомочности волеизъявления, сделанного народом в свое время на выборах. Резко очерченная цель — приход к власти и взятие в свои руки дел государства и нации. Четко заявленная форма осуществления цели — борьба, в которой не исключено применение оружия.
      Не буду комментировать это заявление.
      Давайте попробуем взглянуть на происходящее с более обобщенных позиций.
      У нас есть уже отработанные и даже отшлифованные жизнью модели аналогичных процессов, которые протекали в Грузии, Армении, Чечне, Молдавии, в республиках Балтии, в некоторых государствах Средней Азии. Как показывает анализ, во всех этих национальных республиках можно выделить несколько подобных друг другу ступеней или фаз возникновения и утверждения меж- и внутринациональной вражды и розни.
      Оказывается, межнациональная и внутринациональная рознь обыкновенно возникает лишь в результате появления и деятельности определенных общественных сил, когда последние становятся кровно заинтересованными в проведении жесткой националистической политики. Как правило, в рекруты таких организаций попадает довольно много «мигрантов» — людей, родившихся или проживших жизнь где-то в иных краях или нахлынувших в города из деревень.
      Это понятно. На националистической волне микрочеловек стремится отвоевать для себя и своих детей место под солнцем, потеснить горожан и коренников. Естественно, люди этого типа любят бить себя в грудь, крикливо утверждая, что именно они и только они — единственные радетели народных интересов, а все другие — манкурты и отщепенцы.
      В первой фазе националистическая идеология, вскормленная на микродрожжах, существует именно в виде такого рода эмоций, настроений, отдельных резких высказываний. В этот промежуток она как бы собирается воедино, генерируется, вспухает, начинает дымиться.
      Во второй фазе процесс идет дальше: формируются определенные группы людей, которые становятся проводниками националистической системы ценностей. Здесь, пожалуй, происходит даже некоторое расслоение: одна группа людей, достаточно могущественная и закрытая, становится как бы заказчиком системы националистических взглядов, другая — исполнителем, готовым к самому изощренному и фантастическому выполнению получаемых заказов. Скажем, им мало убить своего оппонента, они заваривают его живьем в стальной трубе. Группы, не встречая отпора, приобретают устойчивость, резкость очертаний, и из них отпочковываются партии, движения со своими программами деятельности.
      В марте 1989 года тбилисцы узнают о создании «партии национальной независимости Грузии» (вроде татарской партии «Иттифак»). Ее цели были определенными: достижение полной независимости Грузии, упразднение советской власти, ликвидация автономий... События развиваются. В апреле 1989 года грузинские национал-патриоты проводят в Тбилисском университете митинг, где выдвигается требование о низложении правящего коммунистического режима, образовании временного правительства Грузии и немедленном упразднении Аджарской, Абхазской и Юго-Осетинской республик. На следующий день лидер «партии национальной независимости» заявляет, что отныне голодовки и митинги будут проходить под лозунгом выхода из СССР.
      Вспомним аналогичную голодовку «патриотов» в Казани на площади Свободы в мае 1991 года. Все, кстати, совпадает практически один к одному. Ощущение, что режиссерский сценарий (возможно, одной масонской закваски) всюду один и тот же. Единственно — с некоторым сдвигом во времени.
      Именно во второй фазе развития «национального процесса» в Грузии начинают раздуваться антирусские, антиабхазские, антиосетинские настроения. К концу второй фазы «патриоты» отвоевывают уже в Верховном Совете Грузии значительное число мандатов, а их на первых порах нелегально существовавшие отряды боевиков становятся по существу «законными» формированиями. Тогда-то возникают первые кровавые стычки в Южной Осетии, перешедшие затем в войну на уничтожение.
      Что происходит обычно в третьей, завершающей фазе? Здесь во всех перечисленных регионах начинается уже открытая, нередко насильственная борьба за прямое осуществление псевдонациональных целей. Борьба эта становится систематической, постоянной, превращаясь в националистическую политику определенных кругов. Эту борьбу обыкновенно широко используют в своих интересах некие «третьи силы», прописанные, скорее всего, в других странах. Последние, собственно, становятся истинными хозяевами националистических движений — всех «партий», «обществ», «комитетов», субсидируя их и управляя ими. И в тех случаях, когда этим теневым силам удается сорвать, сдвинуть с места значительную часть народа, придать его слепой энергии агрессивность, одурманить наркотической жаждой насилия, крови, межнациональная и внутринациональная рознь становится для людей единственной формой бытия. Война превращается в серые реалии дня, в скучную бессмысленную рутину.
      Именно в этой третьей фазе в Грузии, Молдавии, Таджикистане возникают конфликты, не угасающие потом долго, а в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье выливающиеся в тотальную войну, в политику геноцида, направленную на уничтожение жизни.
      Не буду ничего комментировать. Приведу лишь текст примечательной листовки образца апреля 1989 года, чудом сохранившейся у меня: «Да будет проклят тот молодой парень, что возьмет в жены девушку другой национальности, будь проклята женщина, которая девять месяцев будет носить в своем чреве чужой плод и размножать чужой народ. Они становятся изменниками Грузии! Будьте прокляты, изменники! Бог размножит необыкновенную Грузию!»
      Что стоит за всем этим? Действительно национальная стихия, т.е. движение макрочеловека, или игра мафиозных кланов, т.е. движение микрочеловека?
      Наверное, и то и другое, но с преобладанием последнего.
      Теория может быть строга и стройна, но в жизни все запутаннее, там нет ясности. С ликом Христа нередко приходит Антихрист. Ложь выступает в облике правды. Микрочеловек выдает себя за макро- или даже за мегачеловека.
      Да, лжеистин даже больше чем истин. И зло также субстанционально, как и добро. Умей отличить лицемера от верующего! Умей увидеть разграничительную черту между Севером и Югом! Умей различить, где верх и где низ!
      В эти дни читаю сборник статей о русской революции «Из глубины», вышедший впервые в сентябре 1918 года, около трех четвертей века бывший под запретом и теперь переизданный. В статье одного из авторов, философа Сергея Аскольдова, кстати, бывшего казанца, внимание остановило замечание о трехсоставности русской души. По его мнению, всякая русская душа представляет собой сочетание трех основных частей — начала звериного, специфически человеческого и святого. Мои наблюдения человека, не только русского, разумеется, но всякого — его микро-, макро- и мегаипостасей — перекликаются с догадками философа.
      Формы жизни, создаваемые условно «звериной» сущностью микрочеловека,— конструкции, возведенные на песке. Более прочные образования — «специфически человеческие» формы жизни, создаваемые макрочеловеком. Среди этих форм такая, как институт государственности.
      Не трудно проголосовать в парламенте за принятие Декларации о государственном суверенитете. Для этого депутатам нужно поднять только руку или нажать соответствующую кнопку. Физически не сложна процедура голосования и на референдуме, посвященном вопросу провозглашения независимости. Надобно лишь взять листок, зачеркнуть какое-то слово, опустить листок в урну. Но история так легко не делается. И новые государства так просто не создаются.
      В мире существует более двух с половиной тысяч наций, народностей и национальных групп, носителей своего языка, из них лишь около двухсот народов в той или иной форме добились своей государственности. Странно, но никто не задается вопросом, с чем это связано? Почему высший статус, как бы удостоверяющий существование народа в истории, дается судьбой одним нациям и не дается другим?
      Оказывается, обнаруживаются железные закономерности.
      Оказывается, решающим здесь является совершенно определенное сочетание в душе того или иного народа микро-, макро- и меганачал. Оказывается, лишь те народы подходят к черте образования собственных государств и только в такие моменты своей истории, когда в их духовной и практической деятельности начинает доминировать макросоставляющая их духа.
      И еще одно наблюдение: народы, добившиеся государственности, более или менее спокойно существовавшие в течение долгого времени, могут в одночасье потерять свою государственность (а это бывало не раз в мировой истории), если по каким-либо причинам происходит соскок их энергетики с макроуровня бытия на микроуровень.
      На микроуровнях жизни или, по С.Аскольдову, уровне «звериного существования», когда господствующую роль играет микроначало, государства не возникают. И не существуют.
      Жизнь человечества тот же физический процесс: кристаллизация каких-то групп, именуемых народами, большими и малыми, в государственные формы происходит лишь на строго определенных энергетических уровнях бытия, и здесь некого винить. Дело не во внешнем окружении, не в наличии «противников» или «врагов». Действует чисто энергетический принцип. Доминирует в душе и деятельности народа микросоставляющая — затея с созданием государственности, если и возникает, оборачивается крахом.
      Любой народ хочет идти по жизни самостоятельным путем. В принципе таково естественное желание каждой нации. Но не каждая нация способна жить самостоятельно. Заранее можно определить, при каких конкретных «технических» условиях эта цель осуществима.
      Собственно, таких условий два.
      Первое из них, совершенно обязательное: «лидеры» безусловно должны быть «патриотами» своего макромира в широком значении этого слова. Несмотря на какое бы то ни было давление — как со стороны чужого «макромира», так и со стороны «звериной» микросостав¬ляющей, действующей в собственном народе. И второе условие, столь же обязательное: не только «лидеры», но и сам народ в основах своего мышления, чувствования, действия должен пребывать на макроуровнях жизни. Без объединяющей нацию духовно-нравственной и социальной идеи, интересной для всех, государство не сотворишь. Нужна общая цель, достаточно привлекательная и осуществимая. Необходимы идеи, планы, разработки, замыслы, способные заполнить вакуум в душе микромасс.
      «Пора несогласным дать понять: они обманулись, проиграли. Наша победа в референдуме — начало самой серьезной, беспощадной борьбы»,— это отрывок из опубликованного в казанской газете интервью одного из «народных депутатов». И это — макроуровень, столь необходимый народу сегодня?
      Заранее скажу: с такой общей «микроидеей», проникнутой тотальной ненавистью к инакомыслящим и инакокровным, никакой независимости не добьешься, государства не создашь. В приведенной цитате — семя крупного поражения.
      Говорю все это, разумеется, не в осуждение, не для того, чтобы обвинить кого-то в грехе. Я вестник, мое дело — ставить диагноз.
      Фонарь Диогена надо подносить к лицу не только политиков, но и к лицу народов.
     

25.04.1992.














Hosted by uCoz