Творчество Диаса Валеева.




Первый великий символический стиль



      Обратим свой взор в мустьерскую и раннеориньякскую эпохи нижнего палеолита, в эру праискусства, первых начальных примитивных подступов к нему.
      Этот начальный в истории мировой жизни период художественной деятельности человека располагается в промежутке от восьмидесяти до тридцати шести тысяч лет до н.э.(периодизация по Борду).
      Кремневые пластинки с выпуклым ретушированным краем, костяные шилья, наконечники копий цилиндрическо-конической формы (стоянка в Шательперроне, Франция) — таковы самые первые, изначальные следы человеческой культуры.
      Самое раннее искусство человека наблюдается и в виде чередующихся с правильными интервалами нарезок на плитках и костях — это как бы своеобразный прототип орнамента (так называемые «охотничьи» отметки), и в виде весьма примитивных «абстрактных» украшений, получающихся из обильного нагромождения разнообразных красок и в целом образующих также простейшие орнаментальные сочетания (стоянка Арси-сюр-Кон во Франции, пещера Джручула в Грузии).
      Никаких изображений еще нет. Рассматриваемый период неизобразительный, нефигуративный. Принцип отношения человека-художника этой эпохи к действительности — преображение, пересоздание ее, отображение окружающей реальности в простейших знаках и символах.
      Серьезный вопрос, который сразу же возникает здесь: почему душа мустьерского человека потянулась вдруг к искусству, пусть даже самого примитивнейшего и в то же время иррационального толка? Видимо, в этот период происходят какие-то коренные сдвиги в сознании первобытного человека и определенные глобальные сдвиги в его быту.
      Позднейшее изучение вопроса подтвердило догадку —смена неандертальца собственно человеком современного физического типа, оказалось, приходится именно на эту эпоху.
      Мустьерское время явилось шагом вперед, в первую очередь в развитии производительных сил человека той поры. Развивается техника обработки камня и дерева. Так, по подсчетам специалистов, набор каменных орудий насчитывает в это время уже больше шестидесяти типов. Важнейшее «техническое» достижение мустьерско-раннеориньякской эпохи — изобретение метательных охотничьих орудий, а именно копий и дротиков с каменными наконечниками. Стало возможным охотиться силами небольших групп и даже индивидуально. Высвободились руки и время для иных работ. Деятельным становится, в частности, художественный инстинкт. Социальная организация общества усложнилась, человек стал воздвигать искусственные жилища, хоронить умерших сородичей.
      С этой же эпохой в жизни человечества связано начало разграничения сфер мужского и женского труда — первая в мировой истории «специализация».
      Судьба рода в эти годы зависела, видимо, в большей мере от женщины — прародительницы, хранительницы очага, устоев рода, и не случайно в это время возникает и первая форма общественной жизни человека — материнский род. Может быть, поэтому, вовсе не случая ради, первые художники земли стали изображать женские знаки пола: сначала — в виде символического знака, обозначающего женское начало, затем через сорок — сорок четыре тысячи лет — в виде примитивных фигурок первых Венер.
      Так, согласно таблицам французского исследователя А.Леруа-Гурана, составленным им в 1965 году и охватывающим далеко не весь материал (взято палеолитическое искусство Франции и Северной Испании), из двухсот девяноста изображений палеолитического человека двести шестьдесят шесть сюжетов отмечены изображением женщин и лишь в двадцати четырех можно узнать мужчин*.

      * Ранние формы искусства. Сб. ст. - М., 1972. - С.13.

      В традиции человека изображать своих монархов, властителей, царей. Не избежали этого, как видим, и самые первые художники земли.
      Но всмотримся еще раз внимательно в начальную эпоху всемирной истории человека. Многое для проникновения в духовную сферу человека этого периода проясняет находка останков мустьерского ребенка в Тешик-Таше в Узбекистане. А.Окладников на основании этой находки отмечает, что человек на мустьерской стадии своего развития уже думает о вещах отвлеченных*.

      * Окладников А. Утро искусства. - Л., 1967. С.26.

      В самом деле, он уже понял, что мертвец не просто «спящий» и что по отношению к нему нужны иные заботы, чем по отношению к живому человеку.
      Раньше первобытный человек оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигла смерть. Теперь же он, пока еще не окоченело тело, придает ему определенное положение. Он роет яму, располагает своего соплеменника головой на восток или на запад. В Тешик-Таше, например, он делает из рогов козла ограду, и эта ограда напоминает круг — повсеместный символ солнца.
      В Тешик-Таше — круг, а на стоянке в Тата в Венгрии находят гальку с крестом. Все это — вещественные документальные свидетельства, что в сферу представлений о мире первых художников земли входит Вселенная с четырьмя сторонами света и образ солнца, что мышление мустьерского человека тревожат первые, пусть еще крайне смутные идеи о «жизни за гробом». И все эти свои ощущения, представления, идеи человек нижнего палеолита выражает в знаках, символах.
      В мустьерских слоях пещер Ля Ферасси, Ле-Мустье, Пеш дель-Азе (Франция) исследователи нашли куски красной минеральной краски, так называемой охры-кровавика, а на плитках камня — поперечные полосы и пятна, оставленные этой краской и образующие простейший орнамент. Но что означает этот орнамент?
      История донесла до нынешних дней фрагменты древнейших космогонических преданий, в которых говорится о крови мифического гиганта, из тела которого создана Вселенная. Кто знает, может быть, художники Ля Ферасси и Ле-Мустье хотели выразить примитивными полосами и пятнами свое представление об этом гиганте-Вселенной?
      А что означал древнейший примитивный узор, какой можно прочесть на трубчатых костях животных, найденных в Ле-Мустье? Или что означали углубления чашечной формы на плите — прототипы дальнейших гравировок, найденные опять же в Ля Ферасси? О последнем, правда, можно догадываться с большей степенью достоверности — это все те же знаки плодородия и женского начала, магические символы древнего язычества.
      Мировой человек на мустьерско-ориньякской стадии своего развития не был фигуративистом. Он не изображал и не мог еще изобразить внешний мир в его конкретных подробностях и деталях. Он изображал какими-то простейшими знаками свои ощущения от мира, свои представления и идеи, какие рождал в нем мир, и поэтому его искусство было по своему стилю знаковым искусством, носило откровенно символический характер.
      В 1978 году на палеолитической стоянке Пронятин под Тернополем на глубине 2,2 метра нашли кость зубра с выгравированным на ней изображением животного. Снимок этой кости лежит передо мной: действительно, виден очень схематичный, но вместе с тем четкий «линеарный» контурный рисунок какого-то хищника, словно присевшего перед прыжком.
      Как палеолитическая стоянка это место было известно с 1969 года и датировалось первыми исследователями И.Герета в 1970 году и А.Чернышом в 1973 году мадленским периодом верхнего палеолита.
      А.Сытник, впервые сообщивший о находке на этой стоянке кости с гравированным рисунком животного, полагает, что кость располагалась в мустьерских слоях нижнего палеолита*, то есть она, на его взгляд, значительно древнее. Если это так на самом деле, то пронятинский рисунок зверя для мустьерско-раннеориньякского времени первое и единственное в мире фигуративное изображение животного.

      * Сытник А. Пластика и рисунки древних культур. Сб.ст. - Новосибирск, 1983. - С.40-41.

      Теоретически это допустить возможно: абсолютно чистых стилей нет, и в неизобразительном, в принципе нефигуративном в целом периоде можно предположить существование отдельных фигуративных изображений. Но что-то во мне противится такому допущению в данном случае. Мустьерские ли это слои, в которых находилась кость с изображением хищника? Ответ на этот вопрос должен быть филигранно точным. И даже если слои, в которых найдена кость с древним рисунком, окажутся действительно мустьерскими, то закономерно и другое сомнение: мустьерскому ли времени принадлежит сама кость? Сам А. Сытник пишет, что разведочный шурф был заложен «на стыке разрушенных и нетронутых четвертичных напластований» в непосредственной близости от карьера бывшего кирпичного завода. Больше того, «в результате производственных работ низ горы был снят, что повлекло за собой даже и частичное разрушение памятника»*. В этих условиях производить точную датировку рисунка крайне рискованно.

      * Там же. - С.39.

      Но если руководствоваться лишь стилевыми характеристиками, то, пожалуй, можно сказать, что изображение зверя на кости зубра, обнаруженное под Тернополем, напоминает стилевую манеру более позднего по времени солютрепротомадленского подстиля верхнего палеолита.
      В нижнем же палеолите, в древнюю мустьерскую эпоху, сознание человека-художника выражало внешний мир, по-видимому, в основном только в знаковых, абстрактных, лишенных подробностей формах, хотя полностью отрицать наличие, пусть пунктирной, имеющей подчиненное значение реалистической струи в начальном искусстве, разумеется, тоже нельзя.
      Что я имею в виду? Во-первых, относимые к мустьерскому времени странные комплексы с медвежьими черепами и костями, которые не вписываются ни в разряд естественных «самозахоронений» зверя, ни в отбросы древней кухни (пещера Гайленрейт в Баварии, Драхенлох на вершине Драконовой горы в Центральных Альпах и др.); во-вторых, крупные глиняные непроработанные и нерасчлененные фигуры того же медведя, которые во время символико-охотничьих первобытных игрищ, видимо, покрывались натуральной шкурой (знаменитая пещера Монтеспан во Франции). Эти вполне натуральные, реалистические элементы необходимо воспринимать в качестве объемных вещественных символов зверя. Куча глины являет нам «условную плоть животного»*, над которым одержана великая победа. По мнению одного из исследователей, борьба с медведем явилась «древнейшей всемирно-исторической битвой, исход которой обеспечил неоспоримое господство человека над землей»*.

      * Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985. - С.210.
      * Там же. - С.172.

      Я думаю, что в таких мыслях нет преувеличения. О серьезной опасности, которую представлял противник первобытного человека, свидетельствуют исключительно многочисленные костные останки медведя, найденные в его пещерных «кладбищах» (например, в Драхенлохе были обнаружены останки тридцати тысяч особей).
      Естественно, символико-анималистические комплексы также являются одним из существенных элементов символической культуры нижнепалеолитического человека.
      Они документально-символически выражают определенную духовную концепцию, первые смутные идеи и представления об окружающем мире, овладевшие душой мустьерского человека, возможно, первый поиск мировым человеком на тогдашней стадии развития какого-то «единого первоначала». Не случайно целый ряд исследователей (Э.Мейер, В.Шмидт, В.Копперс) увидели в культе животных, в его сакральной символизации возможность археологического обоснования концепции прамонотеизма*. Мир был слишком велик, безграничен, он драматически обрушивался на сознание нижнепалеолитического человека всей своей могущественной нерасчлененной массой, и только знак, только символ мог выразить первый страх и первый восторг древнего человека. Так продолжалось примерно сорок — сорок четыре тысячи лет. Но изменился, пусть и медленно, человек, изменились его представления о мире и приемы работы.

      * Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985. - С.210.

      К концу мустьерского времени, в начале раннего ориньяка появляются резцы из камня, все шире распространяется новая резцовая техника.
      Сорок четыре тысячи лет понадобилось человеку для того, чтобы его рука в раннем ориньяке смогла вывести на стене первое фигуративное изображение. Движение к изобразительности, к фигуративности носило чрезвычайно замедленный характер, но оно все же было.
      На палеолитических стоянках, относимых к раннему ориньяку, и позднее все чаще стали попадаться маленькие женские статуэтки, вырезанные из бивня мамонта или из мягкого камня. В ориньякских поселениях этого периода (Селье, Кастане, Ля Ферасси в районе Дордони и Истюриц в Нижних Пиренеях) найдены гравированные на камне или кости изображения животных вместе с условными знаками, представляющими по общему мнению изображение женского знака пола. Собственно, это первые образцы изобразительного фигуративного искусства. Здесь черта, граница двух совершенно разных периодов.
      Маятник качнулся — от символа к фигуративизму. Качнулся в мировой истории первый раз. Видимо, произошли какие-то переломные сдвиги в сознании, в общем строе жизни, и вдруг открылся путь к мелкой скульптурной пластике, к воспроизведению единичных предметов внешнего мира уже не в плоскостных, а в объемных реалистических формах.
      Итак, первый в истории человеческой культуры период, неизобразительный, нефигуративный по своему существу, символический по своей внутренней и духовной организации, протянулся во времени на сорок — сорок четыре тысячи лет. Это была гигантская, грандиозная эпоха, когда бытие и мышление мирового человека, в том числе его складывающаяся художественная деятельность, развивались в рамках первого великого символического стиля.
      Здесь, вероятно, следует подчеркнуть, что все мои выделения «стилей» носят характер гипотез. Мировое искусствознание, как и мировая историческая или философская науки, подобных выделений на рубеже ХХ и XXI столетий еще не производят. Поэтому читателя пусть не смущает некоторый безапелляционный тон моих высказываний. Я излагаю в этой книге свои взгляды, которые, естественно, могут расходиться с общепринятыми. Да и к тому же право на субъективность взгляда, на высказывание идей, пусть и гипотетических, определяется законами эссеистического жанра. Правом художника. Но вернемся к сути намеченного исследования. Маятник в конце нижнего палеолита качнулся. Куда же?..












Hosted by uCoz